Фото предоставлено РКБМР.

Врач-невролог отделения реабилитации больных после нейрохирургических операций и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга (неврологического) № 1 Республиканской клинической больницы медицинской реабилитации Светлана Наджафова подчеркивает: жизнь после травмы спинного мозга может и должна оставаться полноценной. Специфика работы в реабилитации позволяет ей говорить об этом как практику. На базе РКБМР, расположенной в д. Аксаковщина Минского района, действует специализированное отделение реабилитации для пациентов с повреждениями позвоночника, спинного мозга и нарушением функций тазовых органов (спинальное отделение). Пациенты — со всех регионов Беларуси.

 

Светлана Гасановна, почему именно это непростое направление в реабилитации стало вашим выбором?

 

Еще несколько десятилетий назад под словами «жизнь после травмы спинного мозга» подразумевалось сохранение жизни пациента, без акцента на ее качество. Но, к счастью, технологии шагнули вперед. Мой интерес к спинальной травме зародился в 2015 году. Будучи студенткой третьего курса ВГМУ, я впервые приняла участие в лагере активной реабилитации для инвалидов-колясочников в качестве волонтера. С тех пор я в теме, и этот опыт ежедневно применяю в своей работе. Для оказания качественной помощи мне также важно совершенствовать свои профессиональные знания и умения.

 

Сегодня медицинские технологии и мастерство специалистов позволяют говорить не только о выживании пострадавшего, но и о качестве жизни. Подчеркну: качестве жизни не только пациента, но и его ближайшего окружения. Именно на это и нацелены в нашем отделении РКБМР.

 

Какие наиболее частые причины спинальных травм исходя из вашего опыта?

 

Ежегодно в Беларуси сотни людей получают травму спинного мозга: ДТП, падения с высоты, неудачные ныряния в водоемах («травмы ныряльщика», число которых резко возрастает в жаркое лето), экстремальные (и не очень) виды спорта — это лишь часть причин. По данным наших коллег-нейрохирургов, только лишь «травму ныряльщика» в Беларуси за летний сезон получают около 250 человек. Причем большая доля травм происходит в состоянии алкогольного опьянения. Среди пострадавших огромное количество молодых людей в возрасте до 30 лет, в том числе дети (дети с повреждениями позвоночника и спинного мозга проходят реабилитацию в РКБМР на базе педиатрического отделения).

 

За 2023 год в спинальном отделении РКБМР прошли реабилитацию 175 пациентов с повреждениями позвоночника и спинного мозга, за 9 месяцев 2024-го — 166 пациентов.

 

Итак, травма случилась. Кто подскажет родственникам (и пациенту) алгоритм действий, предостережет от ошибок?

 

Как правило, за получением травмы следует экстренная госпитализация в нейрохирургическое (хирургическое, травматологическое — зависит от структуры больницы) отделение стационара, где специалисты принимают решение о проведении экстренного оперативного вмешательства. Ранняя реабилитация начинается непосредственно в отделении реанимации в сроки от 3–4-х дней до нескольких (3–4-х) недель (сроки индивидуальны).

 

Человек с травмой спинного мозга находится в так называемой стадии спинального шока, в которой, независимо от уровня травмы, мобильность минимальна либо отсутствует вообще.

 

В этот период первостепенно активизировать человека как можно раньше, а также обеспечить качественный уход за ним. Крайне необходима профилактика пролежней — ротационный режим (смена позиции у лежачего пациента не реже чем каждые 2 часа). Правильное позиционирование способствует профилактике не только пролежней, но и контрактур. Обязательно регулярное выполнение гигиенических процедур; важна регуляция функций мочевыделительной системы, чтобы не допустить урологических инфекций. С той же серьезностью следует отнестись и к регуляции пищеварения (рациональное питание, питьевой режим), профилактике тромбообразования — каждый этап имеет значение в общем результате реабилитации.

 

Постепенно, в щадящем режиме, начинаются занятия лечебной физкультурой, работа с мелкой моторикой. Особое внимание стоит уделить дыхательной гимнастике — это профилактика «застойной» (гипостатической) пневмонии, которой подвержены все маломобильные люди. Массаж, физиопроцедуры, тренировка навыков самообслуживания — постепенно вводятся новые элементы реабилитации. При определенных условиях процесс вертикализации (постепенный переход из положения «лежа» в положение «сидя», «стоя») может начинаться уже в отделении реанимации. Далее — перевод из реанимации в профильное отделение, где мероприятия продолжаются, а затем — ранний стационарный этап реабилитации.

 

Каждый ли пациент может пройти подобную реабилитацию? Ведь одного желания недостаточно...

 

Существует определенный порядок направления пациентов на реабилитацию в спинальное отделение с учетом наличия показаний и противопоказаний. Пациенты переводятся из стационара, где проходили лечение сразу после получения травмы (либо оперативного лечения, которое нередко проводится спустя некоторое время после травмы спинного мозга по определенным показаниям), или направляются из поликлиники по месту жительства (предварительно поликлиника присылает запрос на госпитализацию пациента).

 

В нашем отделении с пациентом работает мультидисциплинарная бригада: лечащий врач-невролог, врач лечебной физкультуры, врач-физиотерапевт, психолог, врач-психотерапевт, врач-уролог, инструктор лечебной физкультуры, медицинские сестры, младший медицинский персонал. При необходимости привлекаются другие специалисты.

 

Невозможно прописать один универсальный алгоритм реабилитации, всегда используем индивидуальный план, с учетом конкретной ситуации.

 

Мы стремимся достигнуть цели реабилитации так же сильно, как и пациент.

 

Наверняка у пациента есть приоритеты в получении навыка, учитываете этот момент в очередности реабилитации?

 

Конечно, нам предстоит уделить внимание не только телу пациента, работа которого меняется кардинально. Важно понять эмоции, переживания, рассмотреть взаимоотношения, самоощущение. Маленькие победы — научиться чистить зубы и одеваться самостоятельно, но человеку жизненно важно реализовать себя в семье, обществе с новыми возможностями. Мы помогаем расставлять акценты созидательно: новые, а не ограниченные возможности. Помимо ежедневных необходимых интенсивных занятий лечебной физкультурой (где человек учится сидеть, пересаживаться в коляску, ходить), занятий на роботизированных комплексах, физиопроцедур, массажа, иглорефлексотерапии есть и другие важные моменты адаптации. Каждому, кто получил травму спинного мозга, важно понять, что жизнь продолжается.

 

Проснуться, умыться, почистить зубы, одеться, а для девушек сделать макияж — важно. Общаться с родными и близкими, друзьями, заводить новые знакомства — важно. Учиться, работать, водить машину, путешествовать — важно. Создать семью, воспитать детей — важно. Это все о той жизни после травмы спинного мозга, которая может и должна быть полноценной, — это и есть адаптация, путь к самостоятельности.

 

Неважно, передвигается человек в коляске, ходит с канадскими тростями или без. Реабилитация невозможна без социальной и психологической адаптации. Именно поэтому с самых ранних этапов (еще в отделении реанимации) важно начинать работу с психологом, который будет взаимодействовать с пациентом и его окружением. То, как поведет себя ближайшее окружение (муж, жена, родители, друзья, дети), во многом станет вектором для дальнейшего движения человека с травмой спинного мозга. Это и есть командная работа, когда есть общая проблема, общая цель и конкретные задачи для каждого. Если пациент и его родные слышат лечащего врача и других участников мультидисциплинарной бригады — это уже огромный плюс.

 

Задача родных и близких — не только уход, физическая помощь, но и создание определенной атмосферы, правильных установок. Важно не только стремление пациента к самостоятельности, но и поддержка близких в этом стремлении.

 

Как оказать поддержку  — подскажет психолог, психотерапевт, лечащий врач. Важно желание и готовность услышать эти советы. В рамках работы отделения существует «Школа спинального больного», которая помогает разобраться в нюансах, обучает правильному уходу за пациентом.

 

По возвращении домой реабилитация не завершается. Наблюдение врача поликлиники, обязательные занятия лечебной физкультурой и все то, чему положено начало в стационаре, нужно продолжать.

 

Светлана Гасановна, травма спинного мозга физическая, она очевидна. Когда тело не подчиняется — мозгу сложно с этим согласиться. Какая эмоциональная поддержка доступна пациенту в РКБМР?

 

Очень часто замечаю, что у тех, кто получил травму спинного мозга, есть твердое убеждение: «Я единственный человек, оказавшийся в такой ситуации, меня никто не может понять и показать мне пример, что делать дальше». Люди, получившие травму спинного мозга по случайности или по стечению обстоятельств, теряют почву под ногами в прямом и переносном смысле.

 

Никто из них не предполагал, что такое может случиться именно с ним, и внутренний вопрос «за что?» дополнительно «обездвиживает». На базе спинального отделения РКБМР действует необычная программа «Первый контакт». Эту программу осуществляет ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (РАИК). Члены организации — люди, которые передвигаются на колясках (среди них и с травмой спинного мозга). Они ведут активную, в том числе и общественную, жизнь, работают, учатся, занимаются спортом, у них есть семьи, дети. Коляска — это лишь способ передвижения.

 

jhbnhj766

Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников»: заместитель председателя Инна Дигилевич (на фото в центре). слева и справа — инструкторы программы «Первый контакт» Александр и Екатерина Адамовичи.

 

Освоение нового способа передвижения сопоставимо с обучением в автошколе? Есть свои элементы?

 

Участники «Первого контакта» — инструкторы — работают с пациентами и родственниками, дают ценные советы, рассказывают о полезных лайфхаках для жизни после травмы и многое другое, в том числе об активной реабилитации. РАИК проводит лагеря активной реабилитации для людей после травмы спинного мозга, где человек в течение 10 дней учится быть максимально самостоятельным.

 

Человек проходит обучение по передвижению на коляске активного типа, которая позволяет быть максимально мобильным и свободно передвигаться дома, по городу, преодолевать различные барьеры (пороги, бордюры и т. д.). В конце обучения человеку выдается сертификат, который позволит ему получить коляску активного типа бесплатно.

 

Основной принцип работы лагеря активной реабилитации — «равный обучает равного», то есть человека с травмой спинного мозга учит человек с травмой спинного мозга — специально обученный инструктор. Тренировки, лекции на важнейшие темы для человека после травмы, спортивные и развлекательные мероприятия — после такой программы мысль о том, что активная жизнь теперь невозможна, исчезнет.

 

Важно сразу правильно поставить вопрос. Вместо «Что будет?» — «Что делать?». Что делать, где узнать, где посмотреть, как и где научиться — для человека после травмы спинного мозга важна конкретика, четкий план, расписание (на сегодня и на ближайшие месяцы). Медицинские работники, психологи, тематические интернет-площадки, люди, оказавшиеся в такой же ситуации и нашедшие выход из нее, помогут получить ответы, нужно лишь не бояться задавать вопросы. Реабилитация и адаптация — это ежедневная командная работа, требующая усилий, настойчивости, последовательности. Важно помнить, что это не просто желание отдельного человека, а цель, к которой нужно идти всем вместе.

 

Никогда не забуду, как в 2015 году, перед моим первым лагерем активной реабилитации, мне было очень страшно: оказалось, я не знаю, как взаимодействовать с человеком на коляске. Как и что можно говорить, что этично, а что нет? Каждый волонтер проходит специальную подготовку, которая позволяет установить контакт с человеком на коляске. Так и в нашей профессии — продуктивная работа с пациентом невозможна без уверенного и доверительного контакта.

 

Понимание принципов этики взаимодействия, осведомленность медицинских работников об основных проблемах пациента со спинальной травмой — важные элементы создания безбарьерной среды. Считаю, что с особенностями ведения и взаимодействия с пациентом с травмой спинного мозга важно знакомить каждого медицинского работника в рамках его профессиональных обязанностей вне зависимости от специальности.