Михаил Римжа, эпидемиолог и микробиолог, доктор мед. наук, профессор.
Михаил Римжа, эпидемиолог и микробиолог, доктор мед. наук, профессор.

Эпидемиолог и микробиолог, доктор мед. наук, профессор Михаил Римжа был заместителем министра здравоохранения — Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь в 2004–2008 годах. Накануне юбилея санслужбы он дал корреспонденту «Медвестника» небольшое интервью.

 

Михаил Иванович, на этот пост вас пригласила тогдашний министр здравоохранения Людмила Постоялко. Какие задачи были поставлены?

 

Людмила Андреевна тщательно подходила к подбору кадров. Я на высокие посты никогда не стремился. Должность Главного государственного санитарного врача Беларуси к тому времени оставалась вакантной несколько месяцев. В день моего назначения Людмила Андреевна откровенно сказала, что долго присматривалась к моей кандидатуре как профессионала по предыдущей работе (в то время я был первым проректором БелМАПО) и как человека. При личной встрече сказала дословно: «Я прошу вас занять должность моего заместителя». Не предлагаю, не назначаю, а прошу. Закончила словами: «У нас все получится. Начинаем работать!»

 

Основных задач, поставленных Людмилой Андреевной, было две: первая — санитарно-эпидемиологическую службу страны сохранить (к тому времени в ставших самостоятельными государствами Латвии, Эстонии, Литве, Грузии она была упразднена); вторая — структуру оптимизировать с учетом требований времени. Мой предшественник Валерий Иосифович Ключенович в свое время предложил создать зональные центры гигиены и эпидемиологии, а я уже разрабатывал их структуру. Суть оптимизации состояла в оснащении таких центров эффективным и не дешевым оборудованием, закупать которое и эксплуатировать в небольших районных центрах нерентабельно.

 

В зональных центрах создали мощные лаборатории, подготовили специалистов и стали проводить исследования для центров гигиены соседних территорий (зон). Если раньше в каждом областном городе было как минимум три центра гигиены и эпидемиологии (областной, городской, районный для организации надзора в сельской местности), то маломощные районные мы упразднили, а городской получил статус зонального. В результате санитарный надзор в сельской местности был поднят до уровня городского. В зональный центр перешли на работу и все сотрудники упраздненных учреждений.

 

В каком состоянии принимали санслужбу? Были ли какие-то серьезные проблемы, которые предстояло быстро решать?

 

В хорошем, работоспособном состоянии, с профессиональными кадрами. Каждый из предыдущих главных государственных санитарных врачей, начиная с Дмитрия Павловича Беляцкого, поднимал профилактическую ветвь здравоохранения на новую ступеньку.

 

Что касается проблем, то их постоянно подбрасывала жизнь. Приведу один пример из многих. В стране, к сожалению, регистрируются и по сей день укусы людей дикими животными, и коллегам-травматологам приходится вакцинировать пострадавших от бешенства. Один год на фоне всплеска такого вида травматизма до критического уровня снизился запас вакцины и антирабического иммуноглобулина, заявка на закупку которых определяется по расходу в предыдущие годы. Пришлось срочно обратиться за помощью к казахским коллегам, в течение недели обеспечивших доставку необходимых препаратов.

 

Работать вам тогда пришлось 4 года без отпусков…

 

Не сомневаюсь, что любой специалист, ответственный за порученное дело, особенно в рамках всей страны, работает, не считаясь со временем. В 7:00 на работе, в 8:00 — планерка у министра, в 20:00 — вечерняя планерка. Несколько раз в месяц после работы — баул с вещами в руки и в командировку в Гродно, Гомель, Витебск, на завтрашнее утреннее совещание со специалистами смежных министерств и ведомств по решению назревших общих региональных проблем. Добираешься за полночь.

 

Кстати, в отпуск уходить никто не запрещал, но я это время, как и выходные дни, использовал для посещения регионов. Думаю, и сегодня в некоторых районных больницах помнят мои визиты в субботние и воскресные дни около 10 часов вечера, а на других объектах — общественного питания, коммунального хозяйства, на рынках — в часы, когда «мы вас не ждали». Я не ставил целью провести скрупулезную проверку, но даже по беглому осмотру так называемых эпидемически значимых (критических) точек на объекте оценивал работу специалистов территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

 

В 2004 году началась эпидемия так называемого птичьего гриппа, а вы как раз приступили к работе. Что тогда делалось, чтобы остановить вспышку? Ведь в 2005–2006 годах не было зарегистрировано ни одного случая заражения…

               

Действительно, в Беларусь инфекция не прошла. По инициативе Минздрава был создан Межведомственный координационный совет из 16 специалистов заинтересованных министерств и ведомств по охране территории страны от завоза и распространения птичьего гриппа, а также разработан комплексный план по профилактике заноса инфекции. Оба документа были одобрены и утверждены правительством. Члены совета активно подключились к решению поставленных задач и на еженедельном совещании у Главного государственного санитарного врача (председателя совета) обсуждали результаты проведенной работы и планы на новую неделю.

 

В частности, специалисты в области орнитологии (директор Института зоологии НАН Беларуси профессор Михаил Никифоров и начальник специнспекции за использованием и охраной животного мира Минприроды Михаил Арешко) определили и нанесли на карту маршруты миграции водоплавающих птиц (основные переносчики вируса) по территории страны, обосновали создание на путях пролета специальных постов, на которых егери вели плановый отстрел птиц для лабораторного обследования на предмет выявления вируса.

 

Под руководством начальника главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Александра Аксенова и его заместителя Михаила Бушило был налажен ежедневный мониторинг за всеми птицехозяйствами страны. Предприятия по выращиванию и переработке птицы перешли на закрытый режим работы с усиленным санитарно-ветеринарным надзором. Доступ на территорию был только для сотрудников, проходящих к рабочему месту через специальные санитарные барьеры с двукратной сменой спецодежды, дезинфекцией обуви и рук. Специалисты ЦГЭ взяли на ежедневный контроль состояние здоровья работников. А еще за две недели до прилета водоплавающих специалисты ветеринарной службы вакцинировали всю домашнюю птицу в радиусе трех километров от государственных птицекомплексов.

 

Были приняты меры по оптимизации реализации живой птицы населению, а также продуктов птицеводства, которые реализовывались только в фасованном виде, причем фасовались исключительно на перерабатывающем предприятии. В случаях упаковки товара непосредственно в торговых объектах и на рынках принимались жесткие санкции.

 

На территории населенного пункта Старица были проведены учения по локализации инфекционного очага, в ходе которого апробирован способ обеззараживания павшей птицы не сжиганием, а обработкой экологически безопасным озоном, смоделирован процесс доставки и госпитализации условного пациента в инфекционное отделение районной больницы с последующей имитацией оказания медицинской помощи.

 

Я назвал имена, к сожалению, не всех специалистов, которым благодарен по сей день за совместную слаженную работу. Ведь в соседних государствах заболевание нанесло существенный экономический урон в связи с массовой гибелью птицы.

 

По решению министра здравоохранения Василия Жарко тогда был усилен надзор за качеством продуктов. С чем это было связано?

 

Активно стало развиваться предпринимательство, в том числе в области обеспечения населения питанием. Индивидуальные предприниматели засыпали специалистов госсаннадзора заявлениями на открытие кафе, ресторанов, пунктов придорожного сервиса на автомобильных трассах. Однако не все озаботились соблюдением санитарно-гигиенических требований: подводкой не только холодной, но и горячей питьевой воды, оборудованием санитарных узлов, наличием необходимых моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, изолированными помещениями для установки соответствующего технологического оборудования, качеством и безопасностью приготовленных блюд.

 

В общественном питании вчерашние блюда — грубейшее нарушение санитарных требований, которые производители и поставщики товара обязаны знать назубок и выполнять беспрекословно. В таких случаях решение госсаннадзора однозначно: санкция в виде штрафа и закрытие объекта. Такие права предоставлены нам законодательством.

 

Чему вы уделяли особое внимание в эти 4 года работы в должности Главного государственного санитарного врача?

 

Все вопросы являются главными и в равной степени требуют особого внимания: подготовка и укомплектованность службы кадрами, и материально-техническое обеспечение, и своевременное проведение тендеров по закупке и поставке вакцин и других иммунобиологических препаратов, и постоянный контроль за эпидемиологической ситуацией в стране (а для меня еще и контроль за ходом строительства лабораторного корпуса НИИ эпидемиологии и микробиологии).

 

Хочу поблагодарить коллег, вместе с которыми я решал эти задачи. Многих из них я хорошо знал по курсам повышения квалификации на кафедре эпидемиологии и микробиологии БелМАПО, на которой проработал более 30 лет. Спасибо, что были моей надежной опорой!

 

Что пожелаете коллегам накануне юбилея службы?

 

Коллегам — прежде всего здоровья, а службе — оставаться форпостом санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Беларусь.