Наталья Синякова
Наталья Синякова. Фото автора.

В штатном расписании клиник Беларуси вы не найдете специалистов-аудиологов, нет отделений аудиологии, но есть отделения функциональной диагностики, где и проводят аудиологические исследования. В РНПЦ оториноларингологии такое отделение есть. Здесь работают врачи-оториноларингологи, но по сути и они сами, и коллеги, и пациенты знают, что это аудиологи. Один из таких специалистов — заведующая отделением Наталья Синякова.

 

Диагноз — это пазл

 

С Натальей Александровной мы встретились как раз-таки в кабинете аудиологии, где находится оборудование, которое позволяет практически со стопроцентной точностью определить изменения и нарушения слуха у пациентов. Конечно, в отделении проводятся и другие исследования — спирометрия и электрокардиография. Работают 3 врача и 6 медсестер-аудиометристок.

 

Наталья Синякова:

 

Аудиология позволяет установить точный диагноз, определить пороги слышимости и степень потери слуха. По большей части наши пациенты — дети (в 2013 году были проведены исследования под руководством профессора кафедры оториноларингологии БелМАПО, доктора мед. наук Елены Меркуловой, показавшие, что каждый 16-й белорус — носитель генетической мутации, которая может вызвать врожденную глухоту), но и взрослых немало, в том числе призывников, людей, которых направляют на медико-реабилитационную экспертную комиссию. В день медсестры и врачи отделения принимают несколько десятков пациентов, в результате всех обследований должен сложиться пазл — точный диагноз.

 

Обследование предполагает, что пациент в течение часа будет вести себя очень спокойно, практически не двигаясь, лежа на кушетке. Конечно, дети на такое не способны, и врачи-специалисты предупреждают родителей маленьких пациентов, что их сыну или дочке придется на время сменить режим: ребенка нужно разбудить раньше обычного времени, много гулять, чтобы в кабинете аудиологии, несмотря на непривычную обстановку, малыш уснул. А взрослые пациенты и сами часто засыпают…

 

Когда доктор только начинала работать в кабинете аудиологии, то проводила обследование на одном из самых первых и довольно простых аппаратов КСВП (объективная диагностика слуха путем регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов), в опции которого в качестве стимула был только акустический щелчок и возможность выбора интенсивности от 10 до 100 децибел. Это давало преставление о состоянии порога слуха лишь в узком частотном диапазоне и не позволяло судить о характере аудиометрической кривой.

 

Сейчас оборудование, конечно, более совершенное, экспертного класса. С его помощью специалисты регистрируют объективные методы диагностики слуха: отоакустическую эмиссию, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, стационарные слуховые вызванные потенциалы, что у детей заменяет аудиограмму. Можно достоверно определить пороги слуха по четырем основным речевым частотам — 500 Гц, 1 000 Гц, 2 000 Гц и 4 000 Гц, а при односторонней потере — выполнить маскировку уха, которое слышит лучше, для правильного определения порогов слышимости на хуже слышащем ухе. При этом возможно идентифицировать пороги слуха как по воздушной проводимости, так и по костной.

 

Аудиограмма же — субъективный метод. Детям до 5 лет проводится поведенческая аудиометрия (безусловно-рефлекторная, условно-рефлекторная, игровая), а после пяти — классическая тональная пороговая аудиометрия. Чтобы качественно ее выполнить, нужен индивидуальный подход и, конечно же, опыт.

 

«Люблю анализировать»

 

Так как же становятся аудиологами? Наталья Синякова родом из Витебска. Пойти в медицину хотела с детства, и хоть в семье медиков не было, мама стремление дочки очень поддерживала. Путь в профессию, впрочем, оказался довольно долгим — сначала Наталья поступила в медицинское училище в родном городе. После его окончания год работала медсестрой в областной клинической больнице в отделении аллергологии. Но поняла, что хочет учиться дальше.

 

Наталья Синякова:

 

Работа медицинской сестрой — это хороший опыт.  Но поскольку я решила стать врачом, то пошла на подготовительные курсы в Витебский медуниверситет. Поступила с первой попытки и полностью погрузилась в учебу, а она в медвузе, как все знают, очень напряженная. Мысль стать лор-врачом пришла ко мне далеко не сразу, на пятом курсе.

 

Я тогда по вечерам и по выходным дням в оториноларингологическом гнойном отделении для взрослых той же областной больницы брала дежурства и поняла, что мне это очень интересно. Интернатуру проходила в этом отделении. Спасибо огромное хочется сказать моему учителю, замечательному врачу Ларисе Васильевне Сирош, невероятно харизматичному человеку, которая щедро делилась опытом и знаниями и внесла немалый вклад в становление меня как специалиста.

 

На предварительном распределении выпускницу направили в Верхнедвинск (что Наталью устраивало), но хирургом (что ее расстроило). Она хотела в оториноларингологию и на окончательном распределении добилась своего — получила направление по любимой специальности в Докшицкую ЦРБ. Правда, оказалось, что здесь не было лор-врача уже лет десять, так что пациентов накопилось не просто много, а очень много. Поскольку в районе больше не было профильных специалистов, проконсультироваться молодой врач могла, лишь позвонив в Витебск заведующему отделением, в котором проходила интернатуру, Александру Владимировичу Куликову.

 

Наталья Синякова:

 

Опыт получила колоссальный. Однажды пришлось делать трахеотомию, притом что самостоятельно, без наставников, я таких операций не делала. Странно, что хирург, который приезжал работать в ЦРБ, отказался помочь, помогал такой же молодой специалист, как и я. К счастью, анатомия у пациента оказалась абсолютно нормальной, операция прошла по классике, как в учебнике. 

 

Там же, в Докшицах, она встретила будущего мужа, он был направлен в райцентр на год раньше — травматологом по распределению. Затем муж Натальи уехал работать в Минск, позже она переехала к нему. Увидела объявление о том, что в РНПЦ оториноларингологии нужен врач. Когда пришла, оказалось, здесь требуется аудиолог. Наталья согласилась, практически не раздумывая, хотя о специальности имела только самое общее, поверхностное представление. Видела в Витебском областном клиническом диагностическом центре немного оборудования, и все.

 

Наталья Синякова:

 

Это было 12 лет тому назад, а сейчас я знаю, что моя работа — это точно мое. Я люблю думать, анализировать, и работа постоянно дает мне такую возможность, требуя постоянного развития, чтения специальной литературы. Такой литературы, надо сказать, немного, но мы стараемся, не хотим отставать от мировых тенденций.

 

Сейчас я пишу техническое задание на закупку аппарата для объективной диагностики слуха, приобретение которого даст возможность расширить спектр методов обследования. На данный момент мы регистрируем акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы и стационарные слуховые вызванные потенциалы, а хочется записывать и среднелатентные слуховые вызванные потенциалы, и длиннолатентные, делать электрокохлеографию. То есть мы сможем ставить еще более детальные диагнозы, и человеку можно будет успешнее помочь, провести правильную реабилитацию.

 

На своем месте

 

Свой каждый рабочий день заведующая отделением функциональной диагностики РНПЦ оториноларингологии начинает, просматривая амбулаторные карты пациентов, которые записаны на прием, а после окончания работы все равно думает о своих маленьких пациентах, о том, какая колоссальная работа предстоит в первую очередь родителям и как сами детки будут откликаться на эту помощь.

 

Наталья Синякова:

 

Я вижу огромную разницу в том, как вели себя родители наших маленьких пациентов раньше и как ведут сейчас. Когда я начинала работать, часто мамы и папы узнавали о проблемах со слухом у своих детей от воспитателей в детском саду, от медработников. Нынешние родители гораздо более ответственные и внимательные — сами приходят к врачам.

 

Сейчас в роддомах проводят скрининг слуха у новорожденных, и если по каким-то причинам его не провели, родители сами обращаются к специалистам. Это очень радует, потому что чем раньше поставлен диагноз, тем более быстрой и успешной будет реабилитация.

 

Самое приятное для аудиолога — после проведенного обследования сообщить родителям, что у их ребенка все в порядке со слухом. Ведь очень сложно говорить людям, которые смотрят с огромной надеждой в глазах, что у малыша тяжелая потеря слуха. Но, несмотря ни на что, работа приносит Наталье Александровне радость. Ведь этот доктор точно на своем месте.