С развитием высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии особую актуальность приобретают вопросы инфекционного контроля. Эта тема широко обсуждалась на пленарных и секционных заседаниях прошедшего в Минске масштабного форума кардиологов, кардиохирургов и рентгенэндоваскулярных хирургов.
«Самый простой путь снижения инфекционных рисков — приверженность персонала к требованиям инфекционной безопасности»
Опыт внедрения системы менеджмента качества (СМК) и управления рисками в многопрофильном стационаре представила главный врач Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента Республики Беларусь, доктор мед. наук, профессор Ирина Абельская.
Учреждение стало первым в нашей стране, разработавшим и внедрившим СМК, внесенную в международную базу данных IAF CertSearch. По результатам сертификационного аудита в июле этого года получен сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001-2015.
Для оказания помощи пациентам с сердечно-сосудистой патологией в центре действуют кардиологический кабинет поликлиники, диагностическая служба, кардиологическое отделение, рентгенэндоваскулярная служба, в 2018 году открыты отделения кардиохирургии (сейчас 15 коек) и кардиореанимации. В настоящее время в центре выполняется весь спектр оперативных вмешательств на сердце и сосудах.
Ирина Абельская:
При открытии кардиохирургии и кардиореанимации принят ряд организационных решений и разработана программа производственного контроля по снижению всех групп рисков, в т. ч. связанных с инфекционной безопасностью. Создан инфекционно-эпидемиологический отдел, в который входят врач-инфекционист, эпидемиолог, клинический фармаколог, а также клиническая микробиологическая лаборатория. Все пациенты, поступающие для проведения плановых вмешательств, проходят скрининг на носительство резистентных форм до госпитализации, что сокращает сроки нахождения их в стационаре до операции. В связи с эпидситуацией проводится также скрининг на COVID-19.
Наличие собственной лаборатории обеспечивает оперативную диагностику. При выявлении резистентной микрофлоры пациент пролечивается амбулаторно, затем ведется по программе производственного контроля как изолированный пациент с определенными критериями дезинфекции и стерилизации.
Ирина Абельская:
По данным различных исследований, 65 % случаев внутрибольничных инфекций передаются через руки. Поэтому и самый простой путь снижения инфекционных рисков — гигиена рук и приверженность персонала к требованиям инфекционной безопасности. В своем учреждении мы регулярно делаем смывы с рук персонала для контроля выполнения требований ИБ. Кроме того, все сотрудники проходят обучение с ежегодной сдачей отчетов, причем в этом процессе не допускается никакого формализма.
Еще один настораживающий факт: по данным опросов, лишь 8 % медперсонала обрабатывают гаджеты (телефон, компьютерную мышку, клавиатуру и т. д.).
Ирина Абельская:
Мы стараемся переломить такую ситуацию, на всех рабочих столах находятся дезинфекционные салфетки, а также постоянно берутся смывы с этих критических точек.
Весьма значимый момент — правильный подбор и применение средств и технологий дезинфекции при обработке поверхностей и антисептиков для стерилизации инструментария. Этот вопрос часто недооценивается в лечебных учреждениях в сравнении, например, с выбором антибактериальных препаратов, когда определяется чувствительность микроорганизмов к ним.
Ирина Абельская:
В кардиохирургии большое значение имеет предварительная качественная очистка инструментария от органических соединений, потому что без этого дальнейшая стерилизация не имеет смысла. Все оборудование у нас обеззараживается в разобранном виде с использованием средств, содержащих не менее трех ферментов. Внедрено программное обеспечение для управления процессом, весь инструментарий чипирован, и по считыванию штрихкода отслеживаем логистику обработки, режим и количество циклов стерилизации.
Важное значение имеет работа технических служб по обслуживанию систем вентиляции, кондиционирования, систем водоснабжения и канализации, бесперебойному и качественному электроснабжению и пр. В целом обеспечение инфекционной безопасности — это большая командная работа на результат. Внутренний производственный контроль и применение современных эпидемиологических технологий позволяют реально снижать частоту и тяжесть послеоперационных осложнений и затраты на их лечение.
«Искусственное кровообращение улучшает функциональную резектабельность у торакальных пациентов»
Пациентам с торакальной онкологией и наличием сердечно-сосудистых заболеваний или с опухолями, прорастающими в сердце, аорту, магистральные сосуды, невероятно сложно удалить злокачественно новообразование. Как правило, такие пациенты считаются неоперабельными. В отличие от абдоминальной хирургии, где накоплен опыт симультанных и комбинированных операций, в торакальной хирургии они не получили широкого распространения по причине слишком высоких рисков летальности в процессе оперативного вмешательства.
Директор института кардио-аортальной хирургии Российского научного центра хирургии имени академика Б. В. Петровского профессор Юрий Белов представил накопленный опыт применения искусственного кровообращения при выполнении симультанных операций кардиологическим пациентам с онкопатологией.
Юрий Белов:
Искусственное кровообращение позволяет повысить резектабельность 14 новообразований легких и средостения, улучшает функциональную резектабельность у торакальных пациентов с сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. При плановом подключении искусственного кровообращения и без нарушения целостности опухоли не наблюдается диссеминация опухолевых клеток. При тщательном отборе и подготовке пациентов послеоперационный период сравним с таковым после торакальных операций без ИК.
Среди 49 выполненных симультанных вмешательств — сложнейшие клинические случаи местно-распространенных опухолей средостения с прорастанием аорты и камер сердца и другие мультиорганные поражения.
Юрий Белов:
Среди онкологов я часто встречаю оппонентов. Спрашивают: зачем такие мучения? И всегда сталкиваюсь с их неподдельным удивлением, когда показываю отдаленные результаты, накопленные почти за 8 лет. А результаты действительно впечатляют: 3-летняя выживаемость — 55 %, 5-летняя — 48 %, 7-летняя — 44 %. И это у неоперабельных онкопациентов!
Юрий Белов подчеркнул, что успех применения представленной им технологии зависит от сплоченности коллектива и вряд ли возможен без человеческого фактора, без личной энергетики и заинтересованности специалистов.