С 7 августа Городской детский центр медицинской реабилитации «Пралеска» впервые проводит специальную смену для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). 42 ребенка от 4 до 17 лет находятся здесь на реабилитации со своими родителями.
Надежда Демидова, главный врач Городского детского центра медицинской реабилитации «Пралеска» считает, что если родители хоть ненадолго ощутят, что стало легче, это уже будет значимый результат.
Городскому детскому центру медицинской реабилитации, расположеному в Ракове, 36 лет. В учреждении проходят медицинскую реабилитацию дети с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, зрения и опорно- двигательного аппарата. В год около 3 тысяч минских ребят имеют возможность пролечиться здесь. Заезды проходят круглогодично, в каждый из них учреждение принимает до 180 детей.
Надежда Демидова:
Решение о создании на базе нашего реабилитационного центра смены для детей с РАС инициировал Консультативный совет при Совете Республики. Это наш первый опыт работы с такими детьми. К тому же никогда раньше в нашем реабилитационном центре не проживали родители. Весь коллектив перестроился под новых пациентов. Большую работу мы проделали еще до того, как смена открылась. Пригласили специалистов из Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, которые прочитали цикл лекций. В обучении принял участие каждый сотрудник нашего центра без исключения. Я как руководитель понимала, что любой из нас может столкнуться с каким-либо проблемным вопросом в процессе работы и должен уметь на него грамотно отреагировать.
Еще один плюс экспериментальной смены — совместное оздоровление семей, где детей несколько — ребенок с особенностями психофизического развития и брат или сестра с патологиями, на которых специализируется центр. Таким образом, родители получили возможность пройти медицинскую реабилитацию одновременно двоих и более деток, а дети с РАС — ощутить себя более уверенно в новом коллективе.
Главврач центра отмечает, что у многих детей есть пищевая аллергия, которая не позволяет получать питание с общего стола. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, если ребенок не ест в столовой, повара подготавливают термосы с едой, и дети кушают в своих палатах. Есть и пациент, у которого под запретом большой список продуктов. Выход нашли, составив под этого ребенка индивидуальное меню.
Оксана, мама 13-летней Тани, рассказывает, что реабилитация в этом центре очень нравится. Тане пришлись по душе водные процедуры и уличные дискотеки на специальном безопасном покрытии, которые каждый вечер организуют воспитатели. Маме — большая зеленая территория со множеством беседок. Существенный плюс — условия проживания. Каждая семья здесь располагается в отдельной палате.
Надежда Демидова:
Особенные» дети все же тяжело адаптируются, поэтому такое размещение максимально удобно и для детей, и для нас, родителей.
Мария и Иван Ходасевичи — «особенные», как они сами представляются, родители 4-летнего Вани. В центре с сыном находится мама, а папа часто приезжает ей на подмогу.
Родители признаются, что приятно удивились возможностям центра и отношению к детям с РАС:
Место здесь какое-то особенное, прекрасная экология, чуткий персонал. Родители деток, которые собрались в эту смену, уставшие, вымотанные. И нас здесь так поддерживают! Сыну очень нравятся водные процедуры, массаж и занятия с психологом. Психологи центра хорошо подготовлены для занятий именно с детьми нашего профиля заболевания. Найти контакт с ребенком с аутизмом надо еще суметь, а у них это получилось сразу. Они постоянно заинтересовывают различной игровой деятельностью и используют в работе естественную мотивацию ребенка. Это отлично срабатывает! Если будут предлагать, мы сюда с удовольствием вернулись бы.
В реабилитационном центре в эту смену работают 3 штатных и 3 внештатных психолога, а также 4 внештатных логопеда-дефектолога. Детский психолог Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии Мария Горбунова приехала обучать местных специалистов работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Мария Горбунова:
На первой психологической консультации мы поинтересовались у родителей, какие способности и навыки есть у ребенка, что им интересно, что их дети больше любят. Исходя из того, что требуется развить, и пожеланий родителей, строим программу занятий. Кто-то из родителей просит уделить внимание коммуникации или интеллектуальным возможностям ребенка, запустить у ребенка игровую деятельность, а с кем-то из детей надо проработать бытовые навыки.
Помимо занятий с психологом и логопедом-дефектологом практически все дети ходят в бассейн, получают лечебные ванны, курс массажа. В центре есть возможность спелеолечения, биоптрон-терапии, различных ингаляций для детей и т. д.
Главврач Надежда Демидова:
Если говорить о социализации и интеграции детей с РАС в наше общество, мне хотелось бы, чтобы в каждый заезд 4–5 таких деток в сопровождении родителей получали у нас реабилитацию — так дети будут учиться взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на медреабилитации, жить в таком окружении, с которым столкнутся во взрослом возрасте.
Главная задача, которую коллектив «Пралески» поставил перед собой в эту «особенную» смену, — чтобы родители почувствовали, что они не одни.
Надежда Демидова:
Когда сталкиваешься с проблемами, которые ежедневно преодолевают родители деток с РАС, эмоции словами не передать. Столько любви, терпения, принятия от родителей мы здесь ежедневно наблюдаем! Каждый раз удивляемся, как можно не выгореть и оставаться нежным к своим детям на таком сложном пути. В первый день смены я сказала родителям, что мы тоже будем у них учиться. Если этот совместный «проект» получится и они хоть ненадолго ощутят, что стало легче, это уже будет значимый для нас результат.
Родители Вани Ходасевича признаются: «Особенное» родительство делится на этапы — принятие беды, проработка, потом либо ты идешь в точку роста, либо падаешь вниз. Сын очень нас изменил, и мы одновременно пришли к тому, что надо расти. Рискнули и оба ушли с хорошо оплачиваемых работ. Стали максимум времени проводить с сыном. Муж закончил обучение на массажиста, а также первый модуль обучения на АВА-тераписта. Сейчас занимается не только со своим сыном, но и начал терапию с другими «особенными» детьми. Получается, вдохновил нас на этот шаг маленький Иван Иваныч».
Детский психолог Мария Горбунова:
Все дети совершенно разные. Кому-то хорошо подходят сенсорные игры (песок, бассейн с шариками и т. д.), кому-то — арт-терапия. Для развития коммуникативных навыков формируем мини-группы по возрасту. Присутствие родителя на занятии не обязательно, но часто мы их приглашаем или они сами просятся, чтобы обучаться тому, как заниматься с сыном или дочкой дома.