Специалисты Гомельского госмедколледжа исследовали уровень синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у 44 медработников города и области. И получили результат: у 100 % опрошенных старших и главных медсестер, помощников врача — высокий и средний уровни выгорания.
Подробности опроса
В исследовании участвовали медсестры, лаборанты, помощники врача в возрасте от 21 до 61 года, со стажем работы от 2 до 43 лет. Использовалась методика «Диагностика профессионального выгорания» (MBI) американских психологов Кристины Маслач и Сьюзан Джексон в адаптации Наталии Водопьяновой. Лишь у 6,8 % (3 человека) не обнаружено признаков выгорания, у 93,2 % — высокий и средний уровни по всем шкалам (эмоциональное выгорание, деперсонализация, редукция личных достижений), из них у 6,8 % — высокий уровень выгорания по всем шкалам.
Факторы СЭВ
Бернаут-синдромом (burnout (англ.) — сгорание, угасание), или синдромом эмоционального выгорания, называют состояние безразличия, раздражения, демотивированности в работе и чувство крайней усталости, не проходящей после отдыха или отпуска, что впоследствии приводит к функциональным и органным нарушениям.
Ключевые признаки и стадии выгорания:
- Эмоциональное, умственное, физическое истощение (переживание опустошенности и бессилия, астения).
- Деперсонализация — дегуманизация отношений с другими людьми (проявление безразличия, черствости, бессердечия, грубости, цинизма).
- Редукция личных достижений (обесценивание себя как профессионала, неверие в успех, потеря смыслов в работе, нежелание вкладывать в нее личный ресурс).
СЭВ распространен среди специалистов, чья деятельность связана с высокой ответственностью, многозадачностью, необходимостью быстрого принятия решений при отсутствии единого алгоритма, дедлайнами, нарушением ритма деятельности, новыми вводными, постоянно растущими требованиями и объемом работы.
Кристина Маслач и Сьюзан Джексон рассматривают выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы. Они обусловлены двумя блоками факторов. Первый — особенности организации труда и профессиональной деятельности с техническим обеспечением рабочих мест, особенности коллектива, сложность контингента, с которым имеет дело сотрудник, и др. Второй — несоответствие между индивидуальными особенностями и сферой деятельности, между требованием к работнику и его ресурсами.
Ключевым фактором выгорания является отсутствие адекватного ответа на вложенные усилия — выздоровевшего пациента, восторженной коллегиальной оценки работы, одобрения со стороны руководства, материального или морального поощрения, внимания администрации к проблемам специалиста, социального поощрительного пакета и т. д.
Роман с СЭВ
В наркологии есть понятие «роман с наркотиком», которое описывает возникновение зависимости с последующим самоуничтожением и постепенной деградацией. Аналогично можно описать возникновение СЭВ и раскрыть психологическую причинность соматических заболеваний.
Первый этап — медовый месяц: работа вызывает интерес, приносит удовольствие, а любой успех — восторг и желание вкладывать еще больше усилий.
Второй этап — нехватка «топлива»: вы не чувствуете достаточной обратной связи, кажется, что усилия направлены в пустоту. Появляются психологическая неудовлетворенность, раздражение, физическое и умственное утомление. Вы начинаете выполнять работу формально, откладывать важные, но не срочные дела на потом.
Третий этап — снежный ком: объем запланированных и невыполненных дел стремительно увеличивается, серьезно сказывается на качестве работы, приводит к ощущению вечного дедлайна и чувству собственной несостоятельности. Постоянная усталость, сниженные когнитивные ресурсы (мышление, внимание, память) усиливают недовольство собой и раздражение.
Четвертый этап — поиск мишени: неосознаваемые попытки найти основание для выхода из патовой ситуации; оно быстро находится в виде «случайных» заболеваний — простуды, боли в спине, перелома. Проблему они не решают, поэтому однажды появляется серьезный повод для регулярного лечения. Чаще всего проблемы касаются сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой систем, ЖКТ.
Пятый этап — хронизация процессов и чувства бессилия вплоть до полного отказа от профессиональных притязаний и серьезного обострения хронических заболеваний. Жизнью начинает управлять не работа или продуктивная деятельность, а соматическая патология. Все остальное становится менее значимым, и человек участвует в других видах деятельности по остаточному принципу.
Первые признаки выгорания:
- ухудшение памяти и концентрации внимания;
- перепады настроения, обидчивость, гневливость;
- расстройство мотивации — «не хочу», «не могу», «надоело»;
- проблемы со сном;
- частые головные боли, напряжение шеи, судорожные подергивания мышц;
- снижение сексуальной активности;
- слабость, ухудшение биохимических и гормональных показателей крови;
- отсутствие любопытства к чему-то новому, страха в опасной ситуации;
- безразличие, пассивность;
- чрезмерная реакция на внешне нейтральные события, немотивированный гнев, отказ от общения;
- повышенная конфликтность, чувство обиды, подозрительность.
Человек пытается найти виды деятельности, способные хотя бы ненадолго поправить положение. Однако эти занятия часто могут стать новым источником проблем.
Способы компенсации СЭВ:
- регулярная необоснованная трата денег, в результате чего приходят лишь чувства сожаления, вины, разочарования;
- заедание проблем быстрыми углеводами;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- беспорядочная смена половых партнеров;
- экстремальные спорт и досуг (латентный суицид);
- игромания, киберсекс, постоянный просмотр сериалов.
Как эффективно бороться с СЭВ
Главное, что нужно сделать, — отследить начало выгорания. Один из первых признаков — желание ограничить эмоциональный информационный поток и контакт с коллегами, пациентами. В поведении это проявляется прерыванием или полным отсутствием зрительного контакта в момент общения. Пациенты начинают раздражать, воспринимаются как причина негатива и собственного неблагополучия.
Ключевое в борьбе с СЭВ — воля и усилия.
Американский психиатр Герберт Фрейденбергер выяснил, что выгорание быстрее наступает у тех, чей труд связан с общением с другими людьми в системе помогающих профессий, — медработников, психологов, педагогов, специалистов социальной сферы. Несмотря на то что в такие профессии, как правило, идут люди высоко мотивированные, осознанно желающие помогать ближним, наступает момент, когда сверхмотивация сменяется раздражением и отвращением к собственной деятельности, ко всем и всему, что окружает на работе. В конечном счете это приводит к истощению и чувству профессиональной и личностной никчемности.
Рекомендации
- Нормализуйте режим труда/отдыха/сна, не берите на дом работу. Сон не равно отдых! Отдыхать нужно ежедневно и столько, чтобы почувствовать себя восполнившим силы. По возможности меняйте обстановку — выезжайте на дачу, природу.
- Совершайте пешие прогулки. При размеренном шаге настраивается оптимальный дыхательный ритм, расслабляются диафрагма, лимфатические и кровеносные сосуды и происходит мощный лимфодренаж, снимаются зажимы. Картины природы, пение птиц, шелест листвы наполняют позитивной энергией.
- Ешьте больше продуктов, богатых триптофаном, — молочки, бананов, орехов, а также содержащих Омега-3 — жирные сорта рыбы, льняное семя.
- Найдите подходящий способ работы со стрессом — отреагирование эмоций через мышцы и посильные нагрузки в фитнес-центре, дачные работы, активные спортивные игры с ударами (волейбол, теннис), плавание, соревнования, охоту, рыбалку. При аналитическом складе ума — проговаривание негативных событий. В этот момент вы анализируете, начинаете видеть выход из ситуации, избавляетесь от плохих эмоций.
- Подготовьте подборку любимых фильмов, музыкальных альбомов, ассоциирующихся с приятными моментами. При просмотре кино, чтении книг, где добро побеждает, возникает идентификация с главными героями, и человек отыгрывает негатив, справляясь с собственным неблагополучием. Создавая метафорические образы у слушателя, музыка пробуждает ассоциативную память, отсылая в прошлое, будущее, глубины бессознательного, минуя контроль и критику. При чтении срабатывает техника десенсибилизации и переработки движением глаз — зрачки проделывают построчные, диагональные и петлевидные движения, внимание концентрируется на сути книги, а травматические события дня идут фоном; происходит «переписывание» негативной информации. Шуршание страниц, тактильные ощущения — отдельный антистрессовый фактор.
- Ходите на массаж, водные физиопроцедуры, разрешите себе и сделайте регулярными занятия для «себя любимого».
- Встречайтесь с приятными позитивными людьми, желательно не связанными с вами общей работой, расширяйте социальную сферу взаимодействия — это важный фактор сохранения собственной личности и самоуважения.
- Грамотно распределите нагрузку на рабочем месте, выделив приоритетные направления. Занимайтесь профессиональным саморазвитием — изучайте литературу, статьи. Участвуйте в профессиональных сообществах, делитесь опытом.
Если вы руководитель
- Замечайте и вовремя поощряйте успехи сотрудников в рамках их главной мотивации. Кто-то работает на престиж, тогда верхом поощрения будет публичная похвала заслуг, грамота. Для кого-то важнее профессиональный рост, его лучше отправить на курсы повышения мастерства, семинары, конференции. Кому-то нужно санаторное лечение или оздоровление для детей и т. д.
- По возможности оснастите рабочие места современной оргтехникой, отремонтируйте помещения.
- Уделите внимание психологической атмосфере. Можно пригласить специалиста и организовать тренинги по работе со стрессом и для сплочения коллектива.
Для определения результата по каждой из трех шкал суммируйте свои ответы на вопросы под указанными номерами.
Эмоциональное истощение — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
Деперсонализация — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
Редукция личных достижений — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Интерпретация результатов
Эмоциональное истощение — сниженный эмоциональный фон.
0–15 баллов — низкий уровень;
16–24 балла — средний уровень;
25 баллов и выше — высокий уровень.
Деперсонализация отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, значимости внешних оценок. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
0–5 баллов — низкий уровень;
6–10 баллов — средний уровень;
11 баллов и выше — высокий уровень.
Редукция личных достижений проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или в ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
37 баллов и выше — низкий уровень;
31–36 баллов — средний уровень;
30 баллов и меньше — высокий уровень.