Светлана  Цимбалиста
Светлана  Цимбалиста. Фото автора.

Врач общей практики отделения общей практики № 2 Могилевской поликлиники № 4 Светлана Цимбалиста — лауреат 2-й степени конкурса «Врач года Республики Беларусь» в номинации «Врач общей практики». Обычно во время интервью у собеседника подмечаешь отличительную черту, своеобразную фишку, которая помогает ему в работе. Думаю, главное преимущество Светланы Владимировны — интеллект, а еще прямолинейность, смелость в выражении своего мнения, настойчивость в достижении целей и истинное желание помочь пациенту выздороветь.

 

Соответствовать статусу врача

 

Моя собеседница всегда стремилась к лучшим результатам: окончила школу с золотой медалью, медучилище с отличием. На 3-м курсе участвовала в республиканском конкурсе медицинского мастерства среди учащихся медучилищ, где заняла 2-е место. Была удостоена премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, без экзаменов поступила в Минский мединститут на лечебный факультет, который также окончила с отличием.

 

Могилевская поликлиника № 4 стала первым и на сегодня единственным местом работы, где Светлана Цимбалиста трудится с 2009 года. К слову, она врач первой квалификационной категории.

 

Светлана Цимбалиста:

 

Доктор имеет определенный статус, и я стараюсь этому статусу соответствовать — помогать людям сохранять здоровье, обеспечивать достойное качество жизни, в некоторых случаях — облегчать страдания. Стремлюсь, чтобы мой вклад в их судьбу был позитивным, приносил радость.

 

Мы стали врачами общей практики, и приходится самостоятельно решать вопросы по смежным специальностям — неврологии, оториноларингологии, офтальмологии... Советуюсь с коллегами, развиваюсь как личность и как доктор в плане новых методик обследования, лечения. Прохожу курсы повышения квалификации, читаю научные статьи. Я не останавливаюсь на достигнутом, хочу, чтобы мои пациенты получали достойное качественное обследование и лечение.

 

Работать  в медицине можно, только если у тебя действительно  есть желание помогать, иначе смысла  в твоем труде  не будет: здесь  борются за жизни людей.

 

Врач, помощник врача, медсестра — каждый член команды, по словам Светланы Цимбалиста, должен выполнять свои функции в полной мере, четко понимать свою роль на участке, прилагая усилия для осуществления главной цели — сохранения здоровья населения. Так достигается слаженность в работе. В коллегах доктор ценит ответственность, дипломатичность, стремление к получению новых знаний, бескорыстие, взаимовыручку, умение планировать свое рабочее время. В близком же кругу никогда не будет людей, не обладающих такими качествами, как доброта, честность и готовность прийти на помощь другу.

 

Как ведет прием врач общей практики?

 

— Когда к тебе приходит пациент, ты прежде всего имеешь возможность побеседовать с ним. Первоначальный диагноз складывается из правильно собранного анамнеза, жалоб. Параллельно — наблюдение за поведением пациента. И, конечно, осмотр. Потом уже идут лабораторные, инструментальные исследования… Но в любом случае человек должен уйти с предварительным диагнозом, — считает Светлана Владимировна.

 

— В этом году в поликлинике появились новая рентгенологическая установка, аппарат УЗИ экстра-класса. Наши специалисты выполняют УЗИ сердца, брахиоцефальных артерий, артерий и вен верхних и нижних конечностей, брюшной полости, органов малого таза. Хорошая лабораторная база, достаточно большой перечень биохимических маркеров. Укомплектованы узкими специалистами.

 

К слову, интересуюсь: а насколько пациенты умеют выражать свои жалобы?

 

— Некоторые говорят: «У меня болит все». Поэтому нужно задавать наводящие вопросы. Или человек приходит с кашлем. Спрашиваю, чем лечился. Называет препараты от кашля, но никогда не расскажет про другие — принимаемые при ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, подагре… Практически в 90 % случаев так происходит. При этом кашель может быть побочным действием препаратов другого ряда. Поэтому всегда нужно спросить: а что еще вы принимаете? Тогда станет понятно, почему без каких-либо видимых причин человек полгода страдает, — говорит Светлана Цимбалиста.

 

— Помню, когда только начинала работать, обратился мужчина с жалобами на боль в пальце левой ноги. Параллельно очень высокое артериальное давление. В тот же день выполнили ЭКГ, и все стало ясно — инфаркт миокарда.

 

Делать одно дело

 

Светлана Цимбалиста отмечает: в 2022 году ситуация на участке улучшилась. Так, общая смертность уменьшилась в 2 раза (44 случая в 2021-м году и 22 — в 2022-м) и составила 6,1 на тысячу населения. Также снизилась смертность в трудоспособном возрасте — в 4 раза (2021-й год — 2,9 на тысячу населения, 2022 — 0,72). Не было случаев первичного выхода пациентов трудоспособного возраста на 1-ю и 2-ю группы инвалидности.

 

В среднем в обычное время за смену ВОП принимает 16–20 человек плюс вызовы на дом. Самое большое число — 103 — обратилось в разгар COVID-19.

 

— Период пандемии выдался тяжелым, бывало, вели прием до 10–11 часов вечера. К счастью, мы его пережили, и теперь, с опытом, будем более готовы, — уверена Светлана Владимировна. — Мне помогала поддержка моих родных, вера в то, что это когда-то закончится. Самое основное, что нужно в таких ситуациях, — чтобы каждый в коллективе был на своем месте и выполнял свой объем работы. Изначально мы не были готовы к такому количеству пациентов, таким условиям. Помогали друг другу, иногда количество вызовов было настолько сумасшедшим, что одному невозможно их обслужить. Даже главврач и его заместители вели прием. Постепенно все сплотились и делали общее дело.

 

Говоря о заболеваемости в целом, ВОП в первую очередь обращает внимание на молодых пациентов: после ковида приходят очень часто — больше с проблемами в суставах, нередко с астенией.

 

— В последнее время многие находятся в состоянии стресса, тревоги: может, ковид, может, страх повторения тяжелой болезни. Они хотят убедиться, что все будет хорошо — лично у них, в медицине, в стране. Хотят услышать это от врача, от того, кто занимается их здоровьем, — рассказывает Светлана Владимировна.

 

— До пандемии работающая часть населения обращалась с разными проблемами, но чаще с жалобами на боль в спине. Кроме того, традиционно это простуды. Пожилые, как известно, страдают от сердечно-сосудистых заболеваний — повышенного артериального давления, хронической ишемической болезни сердца, заболеваний артерий нижних конечностей. Но хочу отметить, что благодаря внедрению коронароангиографии удается предотвратить развитие сосудистых катастроф. Также пожилые, естественно, страдают от патологии суставов.

 

Собеседница уверена: сколько бы врач ни прилагал усилий, если сам пациент не заинтересован в лечении, все старания выйдут практически в ноль.

 

Светлана Цимбалиста:

 

Приведу один из случаев. Пациентка, пенсионерка, с сахарным  диабетом, полная, как многие диабетики. Проводила с ней беседы о здоровом образе жизни, о том, что нужно соблюдать  диету, снижать вес. Но сдвигов в ее внешнем виде практически не наблюдалось.

 

Через некоторое время она пропала примерно на полгода. Потом приходит и рассказывает: шла зимой, поскользнулась, упала и поняла, что со своим весом она не встанет,  доползла до скамейки, оперлась и только  так поднялась на ноги. И вдруг осознала: если в следующий раз упадет, скамейки рядом может не быть и помочь будет некому. Женщина начала соблюдать диету, плавать, много ходить пешком и в результате постройнела.

 

— Пытаюсь достучаться до каждого, некоторым даже рисую, что происходит в их сосудах, суставах, чтобы они поняли, к чему в дальнейшем может привести заболевание, если не соблюдать рекомендации. Пациенты не знают, что, например, пяточная шпора — это внутри, под кожей, поэтому показываю иллюстрации, — рассказывает Светлана Владимировна. 

 

Мою собеседницу, человека неравнодушного, конечно, огорчает, когда ее усилия как доктора, профессионала порой не ценятся пациентом и потому оказываются напрасными. 

 

— Важен каждый пациент. Хотя с опытом понимаешь, что переделать человека нельзя, — говорит Светлана Владимировна. — С другой стороны, я часто слышу от пациентов спасибо. Люди высказывают благодарность даже за минимально позитивные изменения в своем состоянии. Или вот недавно приходит пациентка и говорит: «Доктор, спасибо, что вы меня спасли!» Накануне она обратилась с жалобами на слабость и боль в сердце. Увидели изменения на ЭКГ и с подозрением на инфаркт отправили в стационар, где ей своевременно оказали помощь, назначили лечение, состояние пациентки улучшилось, и она вернулась с благодарностью.

 

Светлана Цимбалиста:

 

Мне нравится моя работа — помогать людям и получать отзывы о том, что ты делаешь их жизнь чуточку легче. Это мотивирует каждый день идти и делать свое дело. Лучшая благодарность для меня — здоровье моих пациентов.

 

Находить общий язык с пациентом

 

— Человек всегда приходит с жалобами на свое самочувствие, с просьбой оказать помощь в обследовании, лечении. Нужно внимательно его выслушать и понять, что он хочет. Даже если он говорит на повышенных тонах. Может быть, он уже выполнил немало обследований, куда-то обращался, и ему нигде не помогли, и он пришел к вам как к последней инстанции, ждет, что вы наконец разберетесь с его проблемой. Когда человек рассказал все, что накипело, ему уже становится легче. Любой вопрос, любой конфликт можно урегулировать на уровне беседы, если ты реально хочешь помочь, — убеждена Светлана Цимбалиста.

 

По словам врача, с такими пациентами, которые побывали уже не у одного специалиста, работать сложнее всего.

 

— Тебе нужно проанализировать, что у них уже сделано, какие диагнозы поставлены, какое лечение они прошли, что было эффективно/неэффективно, и подобрать то, что поможет, — говорит Светлана Владимировна.

 

— Своих пациентов ты уже знаешь. Когда же человек приходит в первый раз, разобраться, что у него накоплено за давностью лет, проводить дальнейший диагностический поиск бывает непросто. Все поликлиники и некоторые стационары города подключены к медицинской информационной системе «Лекарь», и в ней в довольно хорошем объеме представлена информация, например, в какие учреждения обращался человек, какие анализы сдал. Некоторые пациенты могут скрывать данные о своем здоровье. Система совершенствуется, и я также вношу свои предложения, чтобы было удобно с этим работать. Нужно развиваться в этом ключе дальше, переходить от бумажной документации к электронной, но только чтобы это был вариант защищенных данных.

 

Как отмечают коллеги Светланы Владимировны, она не только пациентам дает советы, как сохранить здоровье, но и сама придерживается этих правил: ведет здоровый образ жизни, занимается йогой, любит ездить на велосипеде и смотрит на жизнь с оптимизмом.

 

— Люблю вязать — успокаивает после напряженного дня. Даже на полчаса отвлечься… Дом, семья — то, что придает мне сил. Круг близких людей — как защита для меня, и важно, чтобы и им было комфортно со мной, и мне с ними. Я счастлива, когда счастливы мои родные, друзья, когда они здоровы, — делится собеседница. — Я очень довольна коллективом, все доброжелательные, никто не откажет в помощи, совете, что особенно важно, когда приходишь сюда молодым специалистом. Благодаря коллективу я и остаюсь в этой поликлинике до сих пор.

 

Главврач Могилевской поликлиники № 4 Елена Чечура:  

 

Светлана Цимбалиста зарекомендовала себя высококвалифицированным специалистом и способным организатором. Имеет хорошую теоретическую и практическую подготовку и продолжает повышать свой профессиональный уровень.

 

Заместитель главврача по медчасти Могилевской  поликлиники № 4 Татьяна Нестеренко:  

 

Светлана Цимбалиста работает в нашей поликлинике  14 лет. При необходимости исполняет обязанности заведующей отделением общей практики №2, координирует работу  команды ВОП на своем участке. С энтузиазмом одна из первых внедряет новые клинические протоколы обследования и лечения. Является новатором электронного здравоохранения в нашей поликлинике. Пациенты неоднократно высказывали слова признательности и благодарности в ее адрес. Мы гордимся, что у нас работает такой доктор

 

Валентина Ивановна, пациентка:

 

 Светлана Владимировна всегда спокойно выслушает, она чувствует манеру пациента. С каким бы вопросом к ней ни обратилась, всегда даст исчерпывающий ответ.