Фото носит иллюстративный характер.
Фото носит иллюстративный характер.

По прогнозам ВОЗ, к 2050 году почти 2,5 млрд человек будут страдать той или иной степенью потери слуха. Если не принимать меры, по меньшей мере 700 млн из них будут нуждаться в услугах по охране здоровья уха и органов слуха и других социальных и реабилитационных мероприятиях. ВОЗ подчеркивает необходимость активизации усилий по профилактике и лечению нарушений слуха различного генеза. По подсчетам, на каждый доллар, вложенный государством в развитие этого вида медицинской помощи, отдача составит почти 16 долларов.

 

Обсудить вопросы профилактики и лечения нарушений слуха мы пригласили заведующую отделением слухопротезирования консультативной поликлиники РНПЦ оториноларингологии Викторию Лисоцкую.Lisockaya ViktoriyaПохоже, потеря слуха грозит стать одной из самых распространенных проблем человечества. Из-за чего может ухудшиться или совсем пропасть слух и к чему это может привести?

 

Нарушения слуха бывают различного генеза. Современная классификация включает такие формы, как кондуктивное нарушение слуха, когда затрудняется проведение звука в полости среднего уха, нейросенсорное (при данном нарушении повреждаются восприятие и обработка звука), существует также смешанная тугоухость, включающая в себя вышеперечисленные формы.

 

Нарушения слуха не только существенно ухудшают качество жизни пациента, но, что опаснее, ведут к снижению когнитивных способностей. С рождения слух дает до 30 % информации об окружающем нас мире. Если мозгу не хватает звуковой информации, происходит депривация слуховых центров коры больших полушарий головного мозга, обусловленная снижением активности нейронов. Человек постепенно теряет способность разбирать речь, что способствует снижению памяти, в некоторых случаях развиваются тревожные расстройства и даже депрессия. Это большая проблема, и, к сожалению, встречается она достаточно часто.

 

Как быстро человек может потерять слух?

 

Все индивидуально. Но слух может снизиться и резко, буквально за один день. В этом случае мы говорим об острой сенсоневральной тугоухости. Поражаются структуры внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва.

 

Сегодня у меня был пациент — молодой мужчина 32 лет, который после перенесенной коронавирусной инфекции полностью потерял слух на одно ухо. В случае острой потери слуха критически важно своевременно обратиться за помощью — в первые 3 дня, как было отмечено снижение слуха. Лечение сенсоневральной тугоухости эффективно в первые 3 месяца, далее прогноз восстановления слуха значительно снижается. Если с начала заболевания прошло более 6 месяцев, восстановление слуха почти невозможно, назначается лишь поддерживающая терапия либо электроакустическая коррекция слуха.

 

У нас сейчас есть проблема со своевременной диагностикой нарушений слуха. Врачи общей практики не всегда вовремя направляют пациентов на консультацию к врачам-оториноларингологам. Да и сами пациенты часто не понимают, что у них происходит нарушение слуха, и затягивают с визитом к врачу. В некоторых случаях это приводит к необратимым последствиям.

 

Приведу пример: у пациентки на протяжении 7 лет наблюдалось снижение слуха. Сама для себя она решила, что слуховой аппарат ей не нужен. Нам все же удалось убедить ее согласиться на слухопротезирование. Но на данный момент у женщины критически низкая разборчивость речи, она слышит ограниченное количество звуков и слов. Ей придется учиться заново воспринимать речь на слуховой основе с проведением специально разработанных аудиторных тренировок. Для этого требуются регулярные усилия не только самого пациента, но и поддержка семьи.

 

То есть установка слухового аппарата не решает все проблемы?

 

Наши пациенты хотят в это верить, но, к сожалению, аппараты не способны творить чудеса. Кроме них требуются немалые усилия пациента и желание слышать. Но, к сожалению, работать над собой готовы далеко не все. Для примера: через месяц после получения аппарата мы просим пациентов обращаться повторно для коррекции настроек и установки дополнительных программ. К моему большому сожалению, повторно обращаются около 30 %.

 

Как диагностируется снижение слуха?

 

Как правило, пациент, который заметил проблемы со слухом, сначала обращается к врачу общей практики. На что должен обратить внимание ВОП? Если пациент переспрашивает, плохо воспринимает разговорную и шепотную речь — это уже повод задуматься о возможном снижении слуха и направлении на консультацию к врачу-оториноларингологу либо к сурдологу.

 

Важно собрать правильный анамнез, определить общую соматическую патологию. На снижение слуха может влиять, к примеру, повышенное артериальное давление или другие заболевания. В частности, это может быть последствием перенесенного COVID-19. Нарушения слуха возможны и после черепно-мозговых травм. Мы рекомендуем направлять таких пациентов к оториноларингологу для диспансерного наблюдения. Существует вероятность, что слух может отстроиться самостоятельно.

 

Для установления точного диагноза недостаточно субъективной реакции пациента по восприятию шепотной и разговорной речи. Необходимо выполнить инструментальное исследование — тональную пороговую аудиометрию. Оценивается снижение слуха в области восприятия речевого диапазона частот — от 500 до 4 000 Гц. Повышение порогов слуха более чем на 26 дБ по воздуху определяется как тугоухость.

 

При диагностированном остром снижении слуха пациента направляют в стационар по месту жительства для оказания помощи. При необходимости проводится электроакустическая коррекция слуха с помощью технических средств социальной реабилитации в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

 

Вы упомянули, что проводите для пациентов со слуховыми аппаратами аудиторные тренировки. Что они собой представляют?

 

Это специальные занятия по адаптации восприятия звуков и речи со слуховым аппаратом при модификации различной акустической обстановки, что значительно сокращает период адаптации к слуховому аппарату.

 

Возьмем, к примеру, телевизор, который часто смотрят пожилые пациенты. По телевизору транслируется речь в сложной акустической ситуации, то есть идет не только речь диктора, но одновременно и фоновая музыка, и разные посторонние звуки, что значительно снижает разборчивость речи.

 

На аудиторных тренировках мы моделируем различные виды акустической среды — тишину, шум, звуки разговора, музыку. Через колонки запускаем специальный речевой материал. Наблюдаем за реакцией пациента и учим его воспринимать информацию максимально.

 

Во время COVID-19 не все пациенты готовы посещать учреждения здравоохранения. Можно ли проводить подобные тренировки самостоятельно?

 

Большого секрета здесь нет. Аудиторную тренировку можно выполнять с помощью привычных нам гаджетов. Зайдите на YouTube, выберите любой ролик, в настройках измените скорость проигрывания видео с 1 на 0,5. Включите субтитры и попробуйте одновременно слушать и читать субтитры. Проверьте, как усвоена информация, — попытайтесь пересказать содержание ролика.

 

Самое ценное для слабослышащих людей — это, безусловно, поддержка семьи. Ежедневную беседу с близкими людьми невозможно ничем заменить.

 

Как правильно разговаривать с пациентами с нарушением слуха?

 

Слуховые центры у слабослышащих пациентов работают замедленно. Чтобы переработать звуковую информацию, им требуется больше времени, чем пациенту с нормальным слухом. Очень важно, чтобы врач разговаривал с пациентом четко, в слегка замедленном темпе, с паузами и смотрел ему прямо в глаза. Если доктор отвернется, чтобы, к примеру, напечатать что-то в компьютере и при этом продолжит говорить, то пациент вообще не воспримет информацию.

 

Тот факт, что у пациента установлен слуховой аппарат, не означает, что он все слышит и усваивает. Иногда бывает небольшая степень нарушений слуха, при этом значительная депривация коры больших полушарий в связи с наличием тяжелой коморбидной патологии. Человек может просто не понимать слова.

 

Надо помнить, что ни одно устройство коррекции не способно решить все проблемы слабослышащего пациента. Успех лечения и комплаентность во многом будут зависеть от того, сможет ли врач правильно общаться с таким пациентом и добиваться, чтобы он усвоил необходимую информацию в полном объеме.

 

Фото Татьяны Столяровой, «МВ».