Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Психологические исследования подтверждают, что в присутствии врача, медсестры либо близкого человека боль и страдания пациент переносит намного легче. Почему так важна поддержка со стороны доктора? Какие приемы помогут установить с пациентом доверительное общение? 

 

Ключевые моменты

 

SapegoСуществует несколько принципов, которые помогают выстроить отношения с онкопациентом.

 

  • Позиция врача должна согласовываться с позицией пациента. Если больному нужна надежда, ее нельзя отнимать. Нет необходимости что-то выдумывать и лгать, можно оставить человека с той установкой, с которой ему легче в данный момент пребывать.
  • Не пытайтесь полностью передать пациенту свои воззрения на болезнь, жизнь и смерть. Не считайте, что вы полностью понимаете чувства онкобольного.
  • Признавайте ценность жизни пациента и не ждите осознанно или неосознанно его конца. Лучше больше верить в силы больного и использовать его резервные возможности.
  • Не следует оставлять пациента наедине с его переживаниями, в изоляции от близких. Нужно помнить, что молчание в данном случае только усиливает страх и беспокойство больного. Не бойтесь затрагивать в обсуждении темы, касающиеся его тревог и переживаний.
  • Стоит интересоваться больным и его мыслями, постараться увидеть в нем личность, задавать вопросы о том, какое у него настроение, что его волнует на определенной стадии лечения. Вступая в диалог с пациентом, ему следует предоставить право активной позиции, а самому занять место слушателя. Общаясь с больным, нужно поддерживать его, употреблять междометия и краткие словосочетания «да», «я понимаю», «так», делать паузы, кивать, повторять его последние слова.
  • Полезен физический контакт: можно держать пациента за руку, касаться плеча, что способно усилить усвоение и принятие больным информации, помогает передать сопереживание и чувство близости. Например, плачущему от отчаяния можно сказать: «Да, положение не слишком обнадеживающее, но вы не останетесь в одиночестве. На всем пути, который вас ожидает, мы (медперсонал и родственники) будем с вами и облегчим ваши трудности».
  • Больному в стадии отрицания не нужно мешать: мост к человеку строится от него, а не от себя.
  • В случае агрессивной реакции со стороны пациента не следует отвечать тем же, раздражаться или огорчаться. Целесообразно промолчать и дать человеку возможность выплеснуть эмоции. Лучше сохранять доброжелательное отношение и помнить, что это естественная реакция проявления гнева и отрицания своего диагноза. Обычно такие реакции проходят через некоторое время, перейдя в следующую фазу депрессии. Сохраняя спокойствие, врач тем самым передает это состояние пациенту.
  • При желании больного поплакать лучше не останавливать его, а просто побыть рядом. Если пациент в депрессии, необходимо разделить с ним его переживания. Слезы действуют на психику очищающе, поскольку вместе с ними выходят накопившиеся гормоны стресса. В результате на душе становится гораздо легче.
  • Нельзя пренебрегать мелочами в общении с онкопациентами. Следите за своей мимикой, позой и жестами, не допускайте пессимистических реакций и разговоров при больных о неблагоприятных вариантах исхода событий и своих предположениях на этот счет. Подобные разговоры лучше оставлять для обсуждения с коллегами на консилиумах.
  • Если больной прямо или косвенно отказывается от лечения, находясь в депрессии, то в любом случае следует сохранять ориентацию на успешность предлагаемых процедур. Можно приводить примеры о случаях с другими пациентами, которым помогли определенные лекарства, и они выздоровели (если состояние здоровья человека приближено к состоянию больных из этих примеров).
  • Пациента в стадии принятия необходимо поддержать, соглашаясь с ним, дать возможность и время пережить этот этап в больнице или дома в присутствии медперсонала или близких.

 

Клиническая практика

 

Приведем пример из практики, когда в предоперационный период больной, склонный к тревожно-депрессивной реакции, придерживался задаваемой медперсоналом позиции «держаться, стиснув зубы». Большинство пациентов, особенно мужчин, перед хирургическим вмешательством так себя и ведут. В итоге не получает выхода возникающее эмоциональное напряжение. Как результат, у вышеуказанного пациента еще до начала операции обнаружились перебои в работе сердца и нарушение мозгового кровообращения (хотя до этого показатели были в норме).

 

Чтобы избежать подобных ситуаций, достаточно дать больному возможность высказать свои естественные опасения, а не подавлять их внутренними усилиями. Позвольте выплеснуться чувствам пациента, спросите, что его особенно тревожит, при необходимости дайте даже выплакаться на плече (у врача, медсестры или близкого родственника).

 

В практике встречался пример, когда лечащий врач, предварительно изучив анамнез онкобольного (старше 80 лет), высказал родственникам свое предположение об оставшемся сроке жизни — год. Однако пациента не стало через 5 месяцев. Родственники, конечно, предъявили врачу свои претензии и недовольство по поводу оказанной медицинской помощи. Это еще раз подчеркивает то, что с подобными предположениями следует быть очень осторожными. Вместо благодарности за попытки спасти жизнь иногда можно услышать жалобы и упреки в недобросовестности и отсутствии профессионализма. Хотя вины врача в ухудшении состояния больного не было. 

 

На вопросы пациента, что с ним, что его ждет, лучше не спешить с ответом: это может быть провокацией с целью получить ожидаемый ответ, а не правдивый. Для этого существует ряд контрвопросов: почему вы это спрашиваете? Что вы сами думаете об этом? Как вы сами оцениваете свои силы и что понимаете под серьезностью вашего состояния? Если больной высказывается в позитивном ключе, не разубеждайте его, а просто согласитесь, не подтверждая эту точку зрения. Например: «Возможно, ваше мнение имеет под собой реальные основания. Кто, как не вы, способен оценить свои силы». Если пациент ждет и готов к правдивой информации, он сам назовет и диагноз, и прогноз. В этом случае врачу лучше проконтролировать, что больной понимает под словами «рак», «опухоль», «метастазы», «злокачественное новообразование».

 

Важным моментом в информировании онкопациента является правило не давать всю информацию сразу, разделив ее подачу и пояснения на несколько бесед. Это помогает человеку постепенно принять истинное положение вещей и не сломаться. 

 

В психологической практике известны случаи, когда нечаянным и непродуманным движением или жестом можно было фактически убить пациента.

 

Один молодой врач делал перевязку онкобольной после операции. Во время процедуры он непроизвольно закатил глаза и поджал губы, что заметила пациентка, внимательно следившая за доктором, которому доверяла. Пытаясь оценить свое состояние по его реакции, она сочла, что ее положение безнадежно, о чем рассказала соседкам по палате. В итоге вечером у нее случился инфаркт.

 

Припоминается случай с агрессивной и раздражительной пожилой пациенткой, которая к тому же была малообщительной, не доверяла медицинскому персоналу. Лечащий врач долгое время не мог установить с ней контакт. Однажды во время беседы доктор положил свою руку рядом с ее рукой, сделал это очень осторожно, поскольку не знал, поможет ли такой прием. На удивление, пациентка оживилась, тут же схватила его руку и не отпускала до конца беседы. Между ними состоялся откровенный разговор об опасениях больной перед операцией, ее страхе стать обузой для семьи. Таким образом, один невербальный жест стал приглашением к беседе и помог пациентке открыться, а врачу завоевать ее доверие и расположение.