Метод биоакустической коррекции (БАК) — один из способов немедикаментозного лечения и медицинской реабилитации, на который у современной медицины большие планы. Он был разработан и запатентован специалистами-нейрофизиологами Института экспериментальной медицины РАМН более 25 лет назад и все это время широко используется в практике российских коллег. Однако в Беларусь метод пришел относительно недавно. Несмотря на положительную апробацию в РНПЦ психического здоровья и рекомендации наших экспертов к применению метода в различных областях медицины, в т. ч. в практике врачей-неврологов, БАК пока только пытается занять свою нишу в белорусской системе оказания медицинской помощи.
Как и все новое, практическая реализация, сферы применения, целевая аудитория и даже сама суть метода — лечение это или все-таки реабилитация — пока вызывают множество вопросов и у пациентов, и у врачей-специалистов. Чтобы расставить все точки над i, а также узнать о наработках и результатах применения БАК, корреспондент «МВ» поговорила с Еленой Леоновой, заместителем главного врача по медицинской части Республиканской детской больницы медреабилитации, где метод активно используют уже в течение полутора лет, а также с заведующим кафедрой детской неврологии БелМАПО, доктором мед. наук, профессором Леонидом Шалькевичем.
Суть метода
Елена Леонова:
Биоакустическая коррекция — это универсальный метод коррекции любых функциональных нарушений, вне зависимости от того, в какой области медицины они проявляются. Это подтверждается результатами 25-летних научных исследований, клинических испытаний и лечебной практики в ведущих медицинских вузах и медучреждениях России.
В Беларуси наша больница стала одним из первых государственных учреждений здравоохранения, использующих биоакустическую коррекцию в лечебной деятельности.
В настоящее время мы активно нарабатываем собственный опыт применения БАК для того, чтобы определить, конкретизировать и расширить патогенетическую основу использования метода, обозначить приоритетные направления, предпочтительный возраст пациентов и степень выраженности патологий, при которых достигается максимальный лечебный эффект.
Это позволит дифференцировать методы лечения и коррекции в каждом конкретном случае, а из всего изобилия немедикаментозных технологий, включая БАК, рекомендовать наиболее эффективную. Наша работа проводится в активном взаимодействии со специалистами кафедры детской неврологии БелМАПО под руководством Леонида Валентиновича Шалькевича.
Во время сеанса БАК происходит регистрация биоэлектрической активности мозга (электроэнцефалограммы — ЭЭГ) по 4 отведениям с помощью электродов, которые накладывают на кожу волосистой части головы.
Посредством специально разработанной технологии физические параметры ЭЭГ в режиме реального времени преобразовываются в акустический сигнал (звук) и возвращаются пациенту для прослушивания через наушники. То есть пациент во время сеанса БАК фактически слушает работу собственного мозга — его биоэлектрическую активность, преобразованную в музыку. В зависимости от функциональных изменений, отражающихся в ЭЭГ, музыка всегда звучит по-разному.
Елена Леонова:
По сути БАК представляет собой синтез нескольких технологий: биологической обратной связи (БОС) или нейробиоуправления; нейросенсорной ЭЭГ-зависимой стимуляции (воздействие на работу нервных клеток с помощью нейросенсорной подачи информации) и музыкотерапии, поскольку преобразованный звук представлен в виде музыки.
В отличие от классических методов нейробиоуправления, которые ставят перед пациентом задачу так или иначе воздействовать на полученный сигнал, преобразовывать его или корректировать, БАК предполагает только прослушивание физиологического параметра без необходимости что-либо делать с ним.
И это очень важное преимущество, поскольку оно дает возможность использовать метод БАК у пациентов без возрастных ограничений и степени сохранности когнитивных функций.
Стандартный курс БАК, как правило, включает 10–15 сеансов продолжительностью от 1 до 25 минут каждый. При необходимости повторные курсы лечения проводятся через 3–6 месяцев. Между курсами желательны поддерживающие сеансы 1 раз в 2–4 недели.
Важными регулируемыми параметрами БАК являются громкость звучания акустического сигнала, вид звука (вокальный, инструментальный, формантный), интенсивность акустического воздействия. При необходимости параметры БАК можно изменять и корректировать в течение курса в зависимости от полученного или желаемого результата.
Своя мелодия ближе к телу
Важно понимать, что лечебные эффекты метода основаны на прослушивании «музыки», преобразованной именно из собственной биоэлектрической активности мозга пациента, которая скоррелирована с его физиологическими параметрами, подчеркивает Елена Леонова.
Елена Леонова:
Так, одна из концепций универсальности БАК в различных направлениях медицины заключается в общности протекающих в организме процессов, т. е. в так называемых естественных процессах саморегуляции. Организм человека способен изменять интенсивность функционирования органов и систем в зависимости от своих потребностей в различных условиях.
В норме процессы саморегуляции проходят произвольно. Но под воздействием неблагоприятных внешних факторов, болезни или индивидуальных особенностей организма они могут быть подавлены. Метод биоакустической коррекции позволяет активизировать естественные процессы саморегуляции и восстановительные функции организма.
Вторая концепция БАК основана на таком свойстве нервной системы, как пластичность, обусловливающая способность к восстановлению и компенсации утраченных функций, обучению и памяти. Процессы нейропластичности могут запускаться одномоментным возбуждением нейронных популяций, а также сильным возбуждением нейрона. При БАК этот эффект достигается за счет стимуляции нервных клеток с помощью нейросенсорной подачи информации — полифонического звукового образа ЭЭГ, музыки, которая обладает определенной эмоциогенностью и активизирует анализаторные, ассоциативные и эмоциогенные зоны нервной системы.
Российские коллеги проводили исследования, когда пациенту предлагали для прослушивания «музыку» другого человека — заранее делали запись ЭЭГ и переводили в звуковую волну. Но такие эксперименты не показали какого-либо достоверно значимого терапевтического эффекта.
Таким образом, в основе метода лежит активация процессов нейропластичности, восстановление процессов саморегуляции, что позволяет влиять на созревание структур мозга либо на восстановление утраченных вследствие патологических процессов функций, а также увеличивать компенсаторные возможности организма.
Лечебные эффекты и возможности применения БАК
Описано множество совершенно разных лечебных эффектов биоакустической коррекции. Прежде всего отмечаются:
- нормализация физиологических и психологических показателей (улучшение настроения, психоэмоционального состояния, нормализация сна и аппетита, улучшение памяти, обучаемости, концентрации внимания);
- восстановление функционального состояния ЦНС, что отображается в нормализации параметров электроэнцефалограммы;
- повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, увеличение работоспособности, выносливости;
- седативный, антидепрессивный эффекты, снижение тревожности, раздражительности, эмоциональной возбудимости;
- антиастенический эффект (уменьшение вялости, слабости, быстрой утомляемости, чувства эмоционального и физического истощения, повышение выносливости);
- гемодинамический эффект, который может проявляться в виде улучшения сосудистой реактивности и, соответственно, приводить к нормализации артериального давления, частоты сердечных сокращений, центральной и вегетативной кардиореспираторной системы;
- иммуномодулирующий эффект, который достигается опосредованно за счет нормализации процессов торможения и возбуждения нервной системы, уменьшения ощущения стресса, улучшения реологических свойств крови и др.;
- анальгезирующий эффект, позволяющий использовать БАК при болевых синдромах, например, для уменьшения интенсивности и частоты головных болей, ангиозных болей при стенокардии, инфаркте миокарда и др.;
- обменно-трофический эффект;
- стимулирующий и восстановительный эффекты (в частности, стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками развития, восстановление речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга и др.).
Учитывая широкий спектр терапевтических эффектов, применение БАК оправдано в самых разных областях медицины, подчеркивает Леонид Шалькевич.
Например, в нейропедиатрии благодаря возможности стимулировать и корректировать психическое и речевое развитие показаний к биоакустической коррекции очень много. Это могут быть различные патологические состояния, например, нарушение развития речи у детей, СДВГ, тики, заикания, энурезы, неврозы и неврозоподобные состояния…
В также расстройства школьных навыков, когда есть проблемы со становлением устной и письменной речи. Или более серьезные патологии, такие как ДЦП, аутизм и расстройства аутистического спектра, последствия перинатального гипоксически-ишемического поражения нервной системы, последствия ЧМТ, нейроинфекций, которые проявляются нарушением речи или когнитивных процессов — обучения, запоминания и т. д.
Таким образом, опираясь на те или иные эффекты БАК, метод можно применять в неврологии, кардиологии, пульмонологии, психиатрии, наркологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, дерматологии и т. д.
Конечно, только лишь биоакустической коррекцией нельзя вылечить, например, артериальную гипертензию или псориаз. Но метод может снизить медикаментозную нагрузку на организм, уменьшить проявления патологических симптомов, сократить время лечения.
Елена Леонова:
Кроме того, применение метода БАК оправдано в ситуациях, когда лечение препаратами может быть ограничено из-за высокой лекарственной нагрузки по другому заболеванию или невозможно в связи с индивидуальной непереносимостью. Также стоит отметить, что БАК можно применять и среди условно здоровых людей, когда требуется усилить резервные возможности организма: в период повышенных физических или умственных нагрузок, сопряженных с высоким уровнем стресса.
Противопоказания и побочные эффекты БАК
У БАК не так много противопоказаний. К ним относятся:
- любые острые состояния (инфекционные, сопровождающиеся повышением температуры и/или катаральными явлениями, и неинфекционные: ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, гипертонический криз, геморрагический синдром, острые психические нарушения, ранний послеоперационный период);
- хронические заболевания в стадии обострения;
- дефекты кожи в области головы, которые будут затруднять наложение электродов;
- злокачественные новообразования любой локализации;
- наличие декомпенсированной внутричерепной гипертензии, гидроцефалии;
- наличие имплантированных приборов для глубокой стимуляции мозга, помп, насосов;
- иные противопоказания, соответствующие таковым для применения медицинских изделий, необходимых для реализации метода.
С осторожностью и ограничениями метод назначается при субкомпенсированной форме гидроцефалии, при эпилепсии и судорожном синдроме (после проведения некоторых медицинских манипуляций и с разрешения врача-эпилептолога).
Елена Леонова:
Также, по данным литературы, примерно в 8–10 % случаев могут быть выявлены временные побочные эффекты в ходе БАК. Как правило, они могут возникать в середине курса и регрессировать к концу. Чаще всего речь идет о двигательной расторможенности, эмоциональной лабильности, нарушениях сна, гиперсаливации, учащении энуреза/энкопреза, эхолалии у детей, которые имеют такие симптомы или предрасположенность к ним.
Наличие временных побочных явлений объясняется перестройкой работы функциональных систем, возможной венозной дисциркуляцией в церебральных сосудистых бассейнах мозга, т. е. затруднением венозного оттока. Минимизировать риск возникновения побочных эффектов можно предварительной подготовкой пациента к процедуре: российские коллеги рекомендуют проводить предварительное УЗИ сосудов головного мозга, выполнять ЭЭГ. Если во время исследований зафиксированы нарушения, то прежде, чем начать БАК, пациенту показаны корректирующие процедуры (массаж, мануальная терапия и т. д.) или прием лекарственных препаратов для устранения нарушений. Это проще, чем устранять побочные эффекты непосредственно во время курса биоакустической коррекции.
Мы для себя этот вопрос решили наличием массажного кресла, на котором проводятся сеансы, потому что не у всех наших пациентов есть возможность пройти предварительное УЗИ и не все понимают его значимость. Бывают ситуации, когда мы проводим массаж пациенту до начала курса БАК или в перерывах между сеансами — для профилактики побочных действий или их коррекции, если они возникли.
Перед проведением курса БАК каждый наш пациент обязательно проходит осмотр врача — детского невролога с определением перечня необходимых исследований, которые будут предшествовать курсу лечения и в конечном итоге будут определять возможность применения БАК у данного пациента.
Также не рекомендуется сочетать БАК с приемом лекарственных средств ноотропного действия и препаратами с выраженным гемодинамическим эффектом. Зато эффективно сочетать БАК с другими немедикаментозными и физиотерапевтическими процедурами: транскраниальной микрополяризацией, лечебной физкультурой, остеопатией, мануальной терапией, массажем и др.
От теории — к личному опыту
Какими собственными наработками и результатами применения метода биоакустической коррекции вы готовы поделиться?
Е.Л.: Фактически опыт активной работы с методом БАК у нас чуть больше полутора лет. В течение этого периода мы провели работу с 13 пациентами от 3 до 13 лет с разной психоневрологической патологией, включая задержку и нарушение речевого развития, дизартрию, заикание, простые моторные тики, хронические моторные в сочетании с вокальными, генерализованные тики в сочетании с СДВГ, аутизм с легкой умственной отсталостью, последствия раннего органического поражения ЦНС и некоторые другие.
Среди пациентов была только одна девочка. Каждому ребенку проведено по 10 сеансов БАК продолжительностью 20 минут. Сеансы проводились через день — это более физиологично для постепенной перестройки функционального состояния нервной системы. Во время курса дети не получали медикаментозного лечения, но совмещали БАК с массажем и индивидуальными занятиями с логопедами и психологами.
Л.Ш.: Оценку эффективности БАК мы проводили путем анкетирования родителей в начале и в конце курса коррекции, а также на основании их замечаний и наблюдений за детьми в период проведения. В анкету были включены вопросы, касающиеся психоэмоционального состояния ребенка (эмоциональная лабильность, плаксивость, агрессивность, страхи и т. д.); статодинамические параметры (активность, выносливость, мелкая и крупная моторика и т. д.); речевая активность (словарный запас, звукопроизношение, эхолалии, понимание речи).
Оценивались качество ночного сна, успехи в учебе, познавательная активность, частота и выраженность тиков и многие другие параметры, специфичные для той или иной патологии. Каждый родитель выбирал параметры, которые касались именно его ребенка, в зависимости от наличия той или иной патологии.
По результатам анкетирования все пациенты после проведения БАК отмечали улучшение состояния в той или иной степени. Среди основных положительных результатов у детей с речевыми нарушениями и расстройством школьных навыков родители чаще всего отмечали улучшение концентрации внимания и усидчивости, увеличение словарного запаса, улучшение звукопроизношения, более грамотное и логичное построение предложений, улучшение почерка, памяти, повышение выносливости, адаптированности детей к обычному темпу обучения.
Среди других эффектов отмечались нормализация сна, настроения, поведения, более активное и быстрое включение в процесс игры и обучения, в том числе с дефектологом, психологом во время занятий, уменьшение выраженности и частоты тиков, нормализация темпа речи, снижение частоты ночного энуреза, возникновение ощущения позыва к мочеиспусканию, что позволило ребенку самостоятельно вставать в туалет ночью.
У ребенка с аутизмом отмечалось нарастание интереса к окружающим людям, объектам, играм, улучшение понимания обращенной речи, выполнение инструкций, нормализация эмоционального состояния, уменьшение агрессии, повышение речевой активности в виде появления ситуативной фразовой речи, уменьшение эхолалии, тревожности, избирательности в еде…
Е.Л.: Взрослые у нас тоже проходили лечение, но их было меньше, и пока мы не включали их в исследовательскую работу. Надо сказать, со взрослыми было проще отследить эффект. Потому что каждый знает свои симптомы, особенности реагирования на стресс, осознает и выражает свои мысли, ощущения.
Как скоро проявляются эффекты биоакустической коррекции?
По мнению экспертов, тут вопрос в индивидуальном ответе пациента на лечение, заранее спрогнозировать это невозможно. Эффект может быть виден сразу, в середине или в конце курса. А может проявиться и спустя время после окончания полного курса — через месяц и даже больше.
Можно ли говорить о долгосрочном эффекте?
Е.Л.: Все зависит от того, с какой патологией изначально пришел пациент. Когда стоит задача, условно говоря, запустить развитие речи, то если мы добились этого при помощи БАК, этот навык уже не потеряется.
Но, естественно, такое возможно не при всех патологиях. Когда состояние человека обусловлено стрессовым фактором, которого не удается избегать или обучить организм правильно на него реагировать, то курсы БАК можно проходить, так сказать, по требованию, чтобы повышать стрессоустойчивость, соблюдая оптимальные интервалы между ними.
Так все-таки БАК — это метод лечения или реабилитации? Может ли он выступать как альтернатива медикаментозной терапии?
Е.Л.: Честно говоря, мы — я имею в виду врачей больницы и специалистов кафедры детской неврологии БелМАПО — уже почти 2 года работаем над тем, чтобы выработать единую концепцию: все-таки это метод лечения, реабилитации (абилитации) или коррекционный метод. И чем больше мы углубляемся в эту область, тем чаще ставим под сомнение некоторые моменты, с которых начинали описательную работу.
Изначально метод задумывался как альтернатива медикаментозному лечению, так же, собственно, как и другие методы коррекции и реабилитации. И надо сказать, эффективность лечения методом БАК не ставится под сомнение. Просто заранее сложно спрогнозировать, в какой именно области, в какой функциональной системе мы увидим улучшение, где результат будет более выражен.
По моему мнению, что изначально задумали получить от БАК, то и получили. Задумали средство, которое можно применять везде и всем, — получили. Хотели средство с минимумом побочных эффектов и легкий выход из них — получили. По большому счету метод оправдал возложенные на него надежды.
Кроме того, во всей литературе описывают, что БАК может применяться в качестве самостоятельного лечения. Но при сочетании с другими методами может быть достигнут более высокий и устойчивый терапевтический эффект. Наши российские коллеги считают, что биоакустической коррекции отведено место некоего триггера, активатора. Это как связующее звено между другими методами лечения. Например, в РФ активно используют БАК в лечении эндокринологических проблем различного характера — не за счет полного излечения пациента, а за счет, к примеру, снижения медикаментозной нагрузки на его организм. И это также говорит об эффективности метода.
Нюанс в том, что мы ограничены спецификой нашего учреждения.
Леонид Шалькевич, например, предполагает, что можно использовать метод БАК для коррекции не только когнитивных и психоневрологических нарушений, но и двигательных дефицитов: парезов, последствий ЧМТ, ДЦП, нейроинфекций, сопровождающихся двигательными нарушениями… Но тут как раз важен временной параметр. То есть к нам такие пациенты приезжают через год-два после события, и эффективность БАК во влиянии на моторную функцию может быть минимальной, в отличие от той, которую мы могли бы получить, взяв этого же пациента на реабилитацию в течение первых 6 месяцев.
В любом случае для собственных выводов, заключений, рекомендаций нам надо больше пациентов, больше времени, больше опыта… Как говорит Леонид Валентинович, суть всех наших работ, которые мы сейчас ведем по БАК, — это понять, где, в каком направлении, с какими нозологиями, у пациентов какой возрастной категории метод работает наиболее эффективно, а где оптимальнее использовать другие способы лечения и реабилитации.
Фото предоставлено Еленой Леоновой.