О том, как много времени уходит на первичном приеме на знакомство с историей жалоб пациента, известно всем. Но без этой информации никуда. Как быть? На помощь медработникам приходят новые технологии.
В Москве уже запустили цифрового помощника — чат-бот на основе искусственного интеллекта, который опрашивает пациентов перед приемом. Таким образом врач будет тратить меньше времени на сбор жалоб и анамнеза, внесение соответствующих данных в систему и сможет уделять больше внимания осмотру пациента, назначению дополнительных исследований и лечению.
«Медицинский вестник» обратился в пресс-службу Комплекса социального развития Москвы, чтобы подробнее узнать о новых методах работы электронного здравоохранения у наших соседей.
Чат-боты для клиник
Какая основная роль вашего чат-бота?
Мы идем по пути внедрения современных сервисов, которые, с одной стороны, обеспечивают преемственность всех этапов лечения, упрощают передачу медицинской информации и взаимодействие между врачами различных направлений и медучреждений, а с другой — позволяют медицинским работникам уйти от бумажной волокиты, существенно сократив время на оформление медицинской и учетной документации. Чат-бот на основе искусственного интеллекта был внедрен в клиническую практику для того, чтобы максимально освободить время врача для работы с пациентом.
Как разрабатывали систему? Нужны ли дополнительные приложения?
Разработка алгоритмов, на основе которых работает сервис, проводилась с использованием обезличенных данных из электронных медицинских карт, справочников и баз данных по медицине. Наряду с IT-специалистами в создании сервиса принимали участие и практикующие врачи, которые разрабатывали перечни уточняющих вопросов и многое другое. Чат-бот, как и все наши сервисы, прошел обязательное тестирование, апробацию медиками с получением обратной связи и после успешного пилотирования был внедрен в реальную клиническую практику столичных поликлиник.
Для того чтобы воспользоваться чат-ботом, не нужно скачивать никаких дополнительных приложений. Необходимо просто перейти по ссылке из СМС-сообщения или пуш-уведомления, которое придет пациенту после записи к врачу-терапевту накануне приема. Затем в специальной форме опроса указать жалобы и ответить на вопросы, чтобы конкретизировать симптоматику. Чат-бот интегрирован с ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система), вся информация фиксируется в протоколе осмотра и становится доступна врачу, который может проанализировать ее в начале приема.
Важно отметить, что СМС или пуш-уведомление приходит пациенту после успешного оформления записи к терапевту, врачу общей практики или участковому терапевту при условии, что не указана цель обращения или указана одна из следующих целей: «Симптомы, связанные с ОРВИ», «Симптомы, не связанные с ОРВИ». Кроме того, если пациент хочет дополнить свои жалобы или откорректировать их, он может заново пройти по ссылке и заполнить опрос, в протоколе осмотра будет зафиксирована последняя введенная информация.
Отсутствие личного контакта при сборе первичного анамнеза — это положительный или отрицательный фактор? Насколько можно доверять собранной информации?
Отсутствие личного контакта при сборе жалоб и первичного анамнеза по сути никак не отражается на принятии терапевтических решений, так как информация, которую предоставляет пациент с помощью чат-бота, в обязательном порядке уточняется специалистом во время приема и при необходимости может быть скорректирована.
У пациентов также есть возможность заполнить анкету с личными и семейными анамнестическими сведениями и предоставить эти данные врачу. В этом поможет
электронная медкарта (ЭМК), которая доступна москвичам на портале mos.ru или в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО». В раздел ЭМК «Моя семейная история» пациенты могут вносить данные семейного анамнеза, что позволяет объединить в одном месте данные о перенесенных заболеваниях ближайших кровных родственников. Эта информация очень важна для определения генетической предрасположенности человека, а также имеет важное значение для выявления наследственных патологий.
А в раздел ЭМК «Мои данные» пациент может самостоятельно внести информацию о перенесенных операциях и травмах, наличии аллергий, принимаемых лекарствах, особенностях образа жизни. Таким образом, сведения, которые пациент вносит в медкарту, помогают врачу составить более полную картину о наличии как возможной наследственной предрасположенности к заболеванию, так и индивидуальных рисков.
Как пациенты воспринимают такую форму записи к врачу? Можно ли отказаться и прийти «по старинке»?
Форма записи к врачу как сервис не изменилась. Горожане по-прежнему могут пользоваться привычными каналами: интернет, мобильное приложение, колл-центр или информационный киоск в поликлинике. При этом мы расширяем возможности сервиса, поскольку сбор жалоб пациента, который врач-терапевт проводит в рамках каждого приема, является важнейшим условием постановки правильного диагноза и назначения лечения.
Отношение пациентов к новому сервису положительное, об этом говорит число заполненных форм с опросом. Конечно, опрос является добровольным.
Перечень вопросов для пациентов типовой или индивидуальный?
Первоначально пользователь в свободной форме указывает жалобы, а затем дает ответы на последовательно задаваемые чат-ботом вопросы, конкретизируя симптомы и информацию по своему состоянию. При этом каждый последующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Перечень вопросов и их количество индивидуальны — зависят от жалоб, которые ввел пациент, от его пола и возраста. В среднем пациент отвечает на 10–12 вопросов.
Эта практика внедряется для приема узкими специалистами?
В настоящий момент чат-бот доступен только для врачей-терапевтов и пациентов поликлиник Москвы.
Предполагается ли внедрение, например, аудиовизуального контента?
Должен пройти определенный период адаптации, чтобы и врачи, и пациенты смогли привыкнуть к новому сервису, оценить его удобство и пользу, чтобы сервис стал неотъемлемой частью лечебного процесса. Возможно, после мы будем рассматривать расширение функционала.
Подсчитали ли экономию времени при использовании чат-бота?
На сбор анамнеза врач-терапевт может тратить около трети общего времени приема. Благодаря чат-боту у врача появилась возможность сократить это время почти вдвое.
А что у дальних соседей?
Медицинские чат-боты стали неотъемлемой частью цифрового здравоохранения в мире.
Например, немецкий мобильный сервис для отслеживания состояния здоровья пользователя ADA использует технологии искусственного интеллекта и формулирует персонализированные вопросы на основании информации, которую сообщает системе пациент. Умеет задавать уточняющие вопросы, а на основании полученных данных предлагает 4–5 возможных диагнозов. ADA умеет объяснить, что значат те или иные симптомы и стоит ли из-за них обращаться за медицинской помощью. В случае необходимости приложение соединит пациента с реальным доктором в чате для консультации. Кроме того, программа обеспечивает персональную оценку здоровья пользователя.
Схожим образом работает английский телемедицинский сервис Babylon Health. Он предоставляет базовые медицинские консультации с помощью чат-бота. В легких случаях чат-бот может самостоятельно решить проблему пациента, сэкономив его деньги. А если бот не уверен в диагнозе и назначении лечения, он рекомендует подключить помощь специалиста в виде телемедицинской консультации или живого приема. В любом случае чат-бот экономит время врача, собирая первичную информацию о симптомах у пациента.
Чат-бот приложение тестируется Национальной службой здравоохранения Англии (NHS) в качестве первой линии для пациентов, которым требуется медицинская помощь или консультация. По сути, бот успешно заменяет операторов кол-центра NHS, которые хоть и курируются врачами общей практики и медсестрами, могут не обладать знаниями в определенной медицинской сфере. Статистика показывает, что Babylon имеет более высокую точность и скорость при постановке диагноза — в среднем на одного пациента уходит минута (в то время как медсестра или врач потратит на это от 2 до 3 минут).
Еще одна интеллектуальная система Your.MD работает в мессенджерах и позволяет пациенту вводить симптомы сплошным текстом. Задает дополнительные вопросы о возможных сопутствующих симптомах. Затем бот выдает один диагноз с описанием и вариантами лечения или предупреждение о необходимости вызвать скорую.