Недавно исполнилось 14 лет, как моя собеседница — главная медсестра Горецкой ЦРБ Татьяна Кривицкая — назначена на должность. Всего же в профессии Татьяна Викентьевна 40 лет! В прошлом году отмечена знаком «Отличник здравоохранения Республики Беларусь». Не скрывает, что награда для нее имеет важное значение: это признание работы всего коллектива медсестер. В интервью Татьяна Кривицкая рассказала, как создать профессиональную команду сотрудников, найти общий язык с пациентами и за десятки лет не выгореть на работе.
"Скучала по родной Беларуси"
Татьяна Викентьевна, какие эмоции испытали, получив высокую награду?
Меня охватила гордость за оценку моей работы. Но, как сказала своему коллективу, в первую очередь старшим медсестрам, это не только моя награда, но и ваша, я делю ее с вами. Они добросовестно трудятся, и я очень благодарна им за работу.
Вы 40 лет преданы своей профессии. Почему медицина?
Моя мама всю жизнь проработала медсестрой хирургического отделения в небольшом городке Климовичи Могилевской области. И я, можно сказать, выросла в этом отделении. К слову, в советское время все отделения располагались в разных зданиях — что-то вроде бараков. После школы я бежала к маме на работу, помогала ухаживать за больными. В хирургии была собрана травматологическая, гнойная патология, там же находились послеоперационные пациенты, то есть не было такого четкого разграничения, как сейчас. Уже в 5 классе я сделала первые инъекции своему дедушке.
С детства хотела быть только медсестрой, не врачом, мне нравилась работа в больнице, я всегда любила людей, любила о них заботиться. Думаю, ответственность — это у меня в характере. После школы поступила в медучилище в России. После отработала 2 года и в 1984-м приехала в Горки, вышла замуж, почти 38 лет в браке. Не прижилась в России, скучала по дому, по своей родной Беларуси.
Неужели за все это время ни разу не почувствовали разочарования?
Разочарование — нет. Бывает чувство потерянности, когда ничего не можешь сделать, ничем не можешь помочь. Например, когда работала патронажной медсестрой в педиатрическом отделении. До сих пор помню, как у ребенка выявили лейкоз, как эта девочка прожила полгода и умерла. Десятилетний ребенок… Это сложно пережить.
Не нашли способа, как легче справляться с потерями и в принципе оставаться эффективным сотрудником?
Однажды я дала себе установку: работу оставлять на работе, домашние заботы — дома. И это реально помогает, причем до сих пор. Когда меня перевели на должность старшей медсестры поликлиники (у меня был маленький ребенок), было столько работы, что к вечеру уже говорить не могла. Но по пути в детский сад происходила перезагрузка.
У меня достаточно упорный характер, чтобы работать в медицине, постоянно общаться с пациентами. Но своих детей я оградила от этих трудностей, потому что видела, что мои дочь и сын абсолютно не подходят для работы с больными.
И какими чертами необходимо обладать медработнику?
В первую очередь это уважение к людям — ко всем, кто приходит к тебе в кабинет — на прием или по каким-то другим вопросам. Хочу отметить, что за все годы моей работы на меня не поступило ни одной жалобы.
Самое главное, когда к тебе обращается пациент, — поднять на него глаза, доброжелательно посмотреть, наладить зрительный контакт, и тогда общение сложится.
Жалуются ведь в основном на что? На отношение, на то, что медработник сидит над бумагами, даже не посмотрит. Тщательно подбирайте слова в общении, потому что любой разговор можно записать на диктофон или даже тихонько снять. Особенно если видите, что человек чем-то недоволен, хочет пожаловаться или еще что-то. Потом может быть очень трудно оправдаться. И по телефону нужно отвечать вежливо, красиво, ведь никогда не знаешь, кто на том конце провода.
Я всегда, когда посвящаем в профессию молодых специалистов, напутствую их: относитесь к людям с вниманием и добротой, докажите, что вы способны достойно трудиться на этом рабочем месте, здесь и сейчас. Горки — хороший город, оставайтесь, заводите семью, детей, и пусть наша больница будет единственной записью в вашей трудовой книжке.
Мне кажется, вам еще характерна некоторая самоотдача в профессии, не так ли?
Вот мы строили хирургический корпус, который открылся в 2012 году. Представьте: четырехэтажное здание с ЦСО, приемным, хирургическим отделениями, реанимацией… Оборудовать, расставить мебель, даже цвета стен подобрать, таблички на каждое помещение…
Мы работали, не считаясь с личным временем, — допоздна, в выходные. Приезжали фуры с мебелью, оборудованием, и все старшие медсестры знали, сколько чего нужно забрать в каждое отделение, работали с чертежами-схемами, знали, что где должно находиться.
С другой стороны, было очень интересно, чувствовали такое воодушевление! После открытия нового корпуса работа пошла в более спокойном русле.
"Я вижу результат своего труда"
Как изменилась медицина за 40 лет?
Когда я ребенком ходила к маме в отделение, что там было? Пост, один туалет, наверное, на полсотни коек, операционная, совмещенная с перевязочной. А сейчас там совершенно другая больница!
Я начинала работать в торакальном отделении в областном городе в России. Меня там многому научили — лежали пациенты с тяжелой хирургической патологией... Уже тогда, в 1982 году, там использовали одноразовые шприцы, одноразовые системы, при мне все это начиналось. Когда я приехала в Горки и устроилась в терапевтическое отделение больницы при сельскохозяйственной академии, тут еще применялись многоразовые шприцы, системы, и для меня это было непривычно. Но потом все начало меняться, особенно в середине 1990-х, — оборудование, одноразовые расходные материалы. В этом отношении работать стало легче.
Кроме того, условия труда. Если раньше медсестра перекусывала на своем рабочем месте, на посту или где-то на кухне тихонько, то сейчас оборудованы комнаты отдыха — холодильник, микроволновка, чайник, то есть все, что нужно.
Круг обязанностей главной медсестры весьма широк. Чему уделяете особое внимание?
Обязанностей у меня действительно очень много. Но основные — это организация работы среднего и младшего персонала, контроль за этой работой, планирование. Большое внимание уделяем обучению, особенно неотложной помощи, алгоритмы отрабатываем на практике. В настоящее время у нас идет зачетный период, и я довольна знаниями медперсонала.
Выполняются практические задания, в том числе сердечно-легочная реанимация. Я и сама учусь до сих пор. В медицине человек должен учиться постоянно — работать на современном оборудовании, применять новые практики. Те же вакуумные системы для взятия крови: сначала боялись, потом освоили, и они нам очень понравились.
Налажена регулярная индивидуальная работа с медсестрами, проводим работу над ошибками, скажем так. В нашей профессии четкое выполнение своих обязанностей имеет принципиальное значение. Так, например, из-за неправильно выполненной инъекции может развиться абсцесс. Поэтому в плане ежегодно предусмотрены практические занятия по выполнению инъекций, обработке места инъекции или операционного поля, использованию дезрастворов, антисептиков. За год изучаем большой спектр вопросов. Все занятия сопровождаются видеопрезентациями.
В больницу приезжаю рано. Еще до начала рабочего дня прохожу по отделениям. Общаюсь с ночной сменой, спрашиваю, как дела, кто поступил, как чувствуют себя пациенты, захожу в палаты, интересуюсь у больных, как их лечат, кормят. Город небольшой, многих мы знаем. Очень рада, когда говорят «большое спасибо, лечат хорошо, кормят вкусно, персонал заботливый, мы всем довольны». Так начинается мой день, я уже в курсе всего.
И что вас вдохновляет?
Благодарность пациентов за работу нашего персонала — за вежливость, внимательность, хорошее отношение, в том числе к дедушкам и бабушкам. У молодых тоже никаких претензий, говорят: «Все хорошо, только добавьте больше соли в еду» (улыбается. — Прим. ред.).
Я вижу результат своего труда. За все годы я не выгорела, у меня осталось сострадание к людям, я стараюсь помочь каждому, кто обращается в мой кабинет. Медсестры должны работать так, чтобы люди говорили им «спасибо», как бы это ни казалось трудным в наше время.
"Моей главной задачей было защитить медперсонал"
Как справлялись в период пандемии?
С первыми случаями COVID-19 мы начали планировать работу в новых условиях, считать дезрастворы, антисептики, СИЗ, хватит ли на все отделения, планировать, где будут лежать ковидные пациенты, а где будет отдыхать персонал. Учили пациентов мыть руки, сами учились одеваться в СИЗ, еженедельно тренировались. Главное — в этой одежде выдержать. Но ничего, выстояли. Один корпус полностью реорганизовали под ковидный. Для отдыха медперсонала выделили площади в поликлинике, обеспечили холодильниками, микроволновками, всем необходимым.
К счастью, небольшой запас антисептиков, дезсредств и СИЗ у нас всегда есть. Затем на помощь пришел город, нам звонили, спрашивали, что и сколько нужно, привозили СИЗ, антисептики, моющие средства, контейнеры. Помогали общественные объединения, предприятия... А дальше было легче, начались гуманитарные поставки.
Лечили пациентов, занимались профилактикой инфекции, но моей главной задачей было защитить медперсонал. И хочу отметить, что у нас все остались живы. Реагировали по-разному: кто нервничал, кто спокойно относился к ситуации. Но всегда нужно было распределить персонал — кого в чистую, кого в грязную зону, убедить ходить по больнице теми маршрутами, которые мы показывали, приучить к новым условиям работы. Все наладили, только выполняй.
Отдельно стоит сказать про организацию амбулаторной службы. Закрыли пол-этажа поликлиники для пациентов с признаками ОРИ, распределили кабинеты — ЭКГ, забор крови, поставили персонал на входе... Приучали пациентов соблюдать дистанцию, не толпиться с самого утра у кабинетов. Врачей хватало, до обеда успевали всех принять, и во второй половине дня под кабинетами было уже немноголюдно. Но первое время пациенты были несколько неуправляемы, приходилось регулировать работу в «ручном режиме».
Вам было страшно? О чем больше беспокоились?
Страшно за своих родных. У меня престарелая мама, и я боялась, что она заболеет. Старалась реже к ней ходить и только в маске и перчатках. Ограничила контакты. Если в нашей семье кто-то и болел, то в легкой форме.
Как инфекцию переносили пациенты?
Иногда, бывало, капризничали, не хотели выполнять указания, поэтому от некоторых медперсонал не отходил. Например, неудобно лежать в прон-позиции, особенно тучным больным. Только медсестра отошла — пациент тут же перевернулся, сатурация упала. Снимали кислородные маски, тоже нужно было следить, причем кислород не выключали, а мы же должны экономить. Поправляли, уговаривали, объясняли, к чему это может привести. Пациенты начинали прислушиваться, ведь все хотели жить.
Какие пациенты с COVID-19 запомнились?
Запомнился один из первых поступивших — мужчина с тяжелой двусторонней пневмонией. Наши доктора посмотрели снимки: легкие были поражены практически полностью. Начали лечение, затем направили в Могилев, и мужчина, к удивлению, выздоровел. Но многие ушли… Много знакомых хороших людей. Об этом тяжело говорить (у собеседницы подступают слезы. — Прим. ред.). Вроде бы человек пришел на своих ногах, ты разговаривала с ним, начали лечение. Потом узнаешь, что его перевели на ИВЛ, а вскоре — что его уже нет. Умирали в основном те, у кого имелись сопутствующие заболевания, особенно тяжелые патологии.
Запоминаются печальные истории. Хорошая история — это когда человек благополучно излечивается и уходит на своих ногах. За время работы медсестрой разное встречала. Работала в детской консультации, старшей медсестрой поликлиники. А что такое взрослая поликлиника? Это все виды помощи плюс ЦСО и диагностические отделения. Казалось бы, прошло всего 14 лет, однако сегодня совершенно другой уровень, и ЦСО за эти годы стало отдельным структурным подразделением с современным оборудованием.
Что можете сказать по прошествии трех лет?
Пандемии, эпидемии заканчиваются, а у нас остаются знания, и уже не так страшно работать. Все можно преодолеть. Главное — не паниковать и не терять человеческого достоинства.
На взгляд опытного сотрудника, как стать профессионалом, заслужить уважение коллег и пациентов?
Постоянно учиться. Много лет у нас действительно работает система наставничества, начали развивать еще до всех приказов, и это имеет большое значение в нашей больнице. Мы занимаемся адаптацией молодых специалистов к новой жизни, обучаем. На протяжении всего периода наставничества я интересуюсь, что им нравится, а что хотели бы изменить, какая необходима помощь.
Номер моего мобильного есть у всех, кто приходит к нам на работу. В том числе у нас имеются ФАПы, куда в 2022 году распределены трое помощников врача. Назначили им опытных наставников — фельдшеров. У молодых специалистов вопросов хватает: как укомплектовать аптечку, заполнять журналы, осматривать пациентов... У них было не много практики, поэтому организовываем стажировку в поликлинике — на приеме с врачом, в процедурном кабинете.
Много лет занимаемся профориентацией. Со мной связываются социальные педагоги из школ, и мы организовываем для учащихся экскурсии по больнице, рассказываем о работе медсестры, фельдшера СМП, лаборанта. Одеваем в СИЗ и ведем в ЦСО, объясняем, как и для чего проводится стерилизация, показываем операционную. У детей все вызывает такое удивление! Они же не знают об истинной роли медсестры в работе всего больничного комплекса. Также ведем в межрайонное отделение трансфузиологии, где заведующая рассказывает о донорстве.
В акушерско-гинекологическом отделении врач отвечает на вопросы, которые девочки стесняются задать родителям. Также показываем, как организована работа приемного отделения. Весной совместно с заместителями главврача и специалистами отдела кадров с презентациями для старшеклассников выезжаем в школы.
Как отдыхаете, где набираетесь сил?
Много лет хожу в спортивный зал и бассейн. А летом выращиваю свои любимые георгины, у меня очень много цветов, есть небольшой домик в деревне. Словом, провожу время на природе.