Организатор, педагог, созидатель. Эти три слова очень точно характеризуют заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПКиПК ВГМУ, доктора мед. наук, профессора Василия Глушанко, считают те, кто с ним знаком. И не перестают восхищаться его отношением к делу, которому он посвятил жизнь. О своих профессиональных успехах и секретах Василий Семенович, недавно отметивший 75-летний юбилей, рассказал в интервью корреспонденту «Медвестника».
Инструмент для креативного мышления
Василий Семенович, вот уже полвека профессиональная деятельность неразрывно связана с alma mater. Почему решили развиваться именно в научной сфере? Какими были первые шаги в этом направлении?
Побывав однажды на дне открытых дверей в медвузе, я решил навсегда связать свою жизнь с этой сферой. И в 1965 году поступил на лечебный факультет ВГМИ. Поначалу неосознанная тяга к науке постепенно переросла в осознанную деятельность. Особенно в тот период времени, когда я стал что-то понимать и мыслить, разбираться в закономерностях природы и общества.
Научная работа увлекла меня с 1–2 курсов мединститута. Считаю, мне очень повезло реализовать школьные увлечения физикой в изучении функций мозга. К примеру, с помощью осциллографа можно заснять вызванные потенциалы с мозговых структур при различных психических расстройствах. Это важно, например, для пациентов с шизофренией, которая до сих пор остается неразгаданной болезнью.
Мне удавалось быстро набирать материал. Поэтому первые шаги в этом направлении были удачными и успешными: доклады на научных студенческих конференциях, участие в республиканских смотрах-конкурсах. И сегодняшним студентам я бы посоветовал пробовать себя в научно-исследовательской деятельности. Ведь это самый мощный инструмент формирования креативного мышления, которое обязательно приведет к успеху в жизни, так как научит принимать решения в самых нестандартных ситуациях.
Чем был вызван ваш научный интерес к психиатрии?
Как и многих юношей, меня манило все тайное и непонятное. Именно такой среди наук мне представлялась психиатрия. Выбор был вполне осозанный. Уже потом, много лет спустя, я любил повторять слова великого знатока человеческой природы — профессора Петра Борисовича Ганнушкина: «Куполом Храма медицины являются общественное здоровье и здравоохранение, психиатрия и судебная медицина».
После клинической ординатуры при кафедре психиатрии ВГМИ почти сразу меня назначили первым заведующим самого «буйного» мужского отделения в новой Витебской областной психиатрической больнице. Этот период много дал мне в профессиональной деятельности. Благодаря мощной клинической подготовке под руководством профессора Николая Владимировича Виноградова, ученика знаменитого академика Ивана Павлова, и моего первого учителя профессора Александра Андреевича Кирпиченко в 1974 году я успешно защитил кандидатскую диссертацию «Анализ вызванной биоэлектрической активности головного мозга».
А еще я стал больше ценить трудолюбие и ответственность и требовать этого от сотрудников. Приведу один пример из опыта в больнице. Я — дежурный врач по больнице. Ночь. Естественно, весь врачебный персонал отдыхает дома. Дежурный врач в данный момент отвечает за всю больницу. Делаю ночной обход, чтобы знать положение дел на местах и оценить соблюдение дисциплины. В психиатрической больнице персоналу спать запрещено. Поэтому сотрудники старались не допустить «прокола» не только со своей стороны, но и со стороны коллег. По мере моего продвижения шли звонки из отделения в отделение, а в телефонной трубке звучали только 3 слова: «На поле он».
Однако психиатрию вы все же оставили, перейдя на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения, которую возглавили в 1990 году. Тяжело было начинать?
В организацию здравоохранения я пришел после клинической практики. И, как оказалось, навечно. До сих пор ощущаю, что это мое! К слову, докторскую диссертацию в 1992 году я защитил уже по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».
Начинать приходилось в непростые времена. На дворе были «лихие 1990-е». Все рушилось на глазах. Но мы работали, стремились двигаться вперед. В частности, в 1991 году при нашей кафедре был создан компьютерный класс — первый в медвузах страны. Руководство института выделило ставку программиста. Годом ранее мы открыли курс «АСУ в здравоохранении». На то время это было прогрессивное начинание. Однако затем курс стал частью основного предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» и, можно сказать, потерялся.
Сегодня кафедра общественного здоровья и здравоохранения является общеуниверситетской и выпускающей, осуществляет преподавание на 5 факультетах. А с 2017 года ведется еще и последипломная подготовка, в рамках которой ежегодно на кафедре повышают свою квалификацию клинические ординаторы, соискатели и аспиранты университета, врачи и провизоры, организаторы здравоохранения.
Горжусь, что мне удалось сформировать надежную команду. Профессорско-преподавательский состав кафедры имеет большой практический опыт работы в отрасли и солидный стаж педагогической работы. Это 2 доцента, 6 старших преподавателей, 2 ассистента.
Будучи руководителем, каких правил и принципов придерживаетесь?
Считаю, что руководитель на всех уровнях оказания медицинской и фармацевтической помощи людям должен быть не только профессионально подготовленным, но и владеть вопросами управления, менеджмента, маркетинга, экономики, права, фармакоэкономики, персонализированной, доказательной медицины и фармации. Этого мне удается добиться от всех сотрудников, подчеркну, моей любимой кафедры.
Вместе с тем максимально стараюсь учитывать личностные особенности, склонности, способности. Нужно помнить, что в случае конфликта страдают обе стороны, а прибегать к обострению отношений следует только в случае экстремальных ситуаций.
Конечно, обожаю работать в команде. Хотя порой это бывает непросто. Надо учитывать, что иногда явный успех может нравиться далеко не всем и даже очевидная выгода для данного сотрудника не является должной мотивацией.
«Учитель, воспитай ученика…»
Под вашим руководством зародилась и формировалась научно-практическая школа кафедры. Какие из результатов и достижений можете отметить?
Это понятие следует рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о своего рода сообществе преподавателей во главе со мной и студентов. Во втором — о круге моих учеников, у которых я в той или иной степени являюсь научным руководителем. Их у меня более 15, и каждый внес существенный вклад в науку.
Приведу лишь несколько примеров разработок. В частности, классификация критериев, включая медико-технологические, оценочные и результативные, для анализа и оценки используемых медтехнологий, критерии для оценки результативности анестезиологического обеспечения оперативных вмешательств, мероприятия по оптимизации травматологической помощи при множественных и сочетанных травмах, которые составляют 96,3 % всех повреждений, приведших к летальным исходам.
Разработана и апробирована новая методология оздоровления на этапах восстановительной медицины, включающая методики липид-корригирующей терапии. Установлены значительные резервные возможности в выполнении медтехнологий при первичном обращении больных с инфекциями, передающимися половым путем. Выявлено преимущество технологии ВОП над технологией врача-терапевта участкового при первичном и повторном обращении пациентов на любом этапе оказания медпомощи.
В рамках деятельности научно-практической школы кафедры было сформировано новое направление по созданию оценочного механизма ресурсосберегающих технологий, качества медпомощи, по изысканию их медико-организационных резервов и методик повышения результативности деятельности системы здравоохранения.
Также обоснованы национальные особенности системы здравоохранения Беларуси, доказана эффективность ее работы. В частности, полный охват населения лекарственным обеспечением и медпомощью, регулирование и планирование деятельности, реализация госпрограмм в сфере охраны здоровья. Нам удалось доказать, что в качестве приоритетных направлений совершенствования отечественной модели здравоохранения выступают инновационные высокотехнологичные виды медпомощи и сложные вмешательства, перечень и объем которых ежегодно расширяются.
Как я поняла, последователей у вас немало. Чему стараетесь их научить?
Профессор Александр Николаевич Косинец (ныне помощник Президента. — Прим. ред.) часто говорил: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». Так должно быть в идеале. О многих своих учениках могу сказать только хорошее. Я всех их люблю, они все мне родные и крайне дорогие люди. Это как пальцы одной руки.
Стараюсь передать ученикам то лучшее, что заложено во мне как в личности, научить их креативу, достижению успеха, сохранению здоровья и поддержанию здорового образа жизни. При этом глубоко уверен, что мы достигнем здорового образа жизни, только если человек будет испытывать чувство удовлетворения от того, что он находится в прекрасной физической, духовной и социальной форме.
К слову, вместе с профессором Косинцем вы были в числе авторов Национальной программы демографической безопасности на 2007–2010 годы. Каких результатов удалось достичь благодаря ее реализации?
Это был действительно документ колоссальной социально-экономической значимости. Разработка Национальной программы была ответственным поручением Президента в 2006 году. Главная ее цель — решение задач сохранения и укрепления здоровья, повышение социально-трудового потенциала и продолжительности жизни населения. Для работы над программой под кураторством вице-премьера Совета Министров Беларуси была создана группа, которую возглавил на то время заместитель премьер-министра, профессор Александр Косинец. Я же был одним из заместителей председателя.
Дело в том, что начиная с 1993 года общая смертность населения республики превысила рождаемость. И эта тенденция неуклонно нарастала. Шел процесс депопуляции. Благодаря мерам, принятым в рамках первой и второй программ, к 2016 году коэффициент общей смертности снизился до 12,7 на 1 000, коэффициент рождаемости увеличился до 12,6 на 1 000 населения. Практически удалось достичь баланса и остановить процесс депопуляции.
К этому времени выросла ожидаемая продолжительность жизни при рождении до значения 73,2 года при снижении младенческой смертности до уровня 3 на 1 000 детей, рожденных живыми. Это среднеевропейский показатель, причем сам индикатор является чувствительным барометром социально-экономического развития страны.
Сегодня ваши исследования посвящены изучению состояния здоровья населения, вопросам менеджмента, маркетинга, разработке оценочных механизмов качества медпомощи. Какие актуальные проблемы и вызовы можете обозначить?
На фоне существенных преобразований и достижений белорусской модели здравоохранения присутствуют угрозы и риски, которые препятствуют эффективному развитию охраны здоровья населения. После успехов, достигнутых благодаря реализации первой и второй Национальных программ демографической безопасности, в 2017 году негативный процесс депопуляции возобновился: смертность начала превышать рождаемость. Этот тренд связан с объективными (меньшее число мужчин и женщин репродуктивного возраста, высокий процент бесплодия (14 %)) и субъективными причинами (изменение статуса женщины, ее ценностных ориентаций, влияние модных тенденций, например, феномен child free). Первоочередной задачей является управление рисками, связанными с демографической ситуацией в стране: старение населения, падение рождаемости, рост уровня заболеваемости, в частности НИЗ.
Актуальные задачи — преодолеть риски, связанные с кадровым обеспечением отрасли, оттоком кадров, нормирование труда медицинских и фармацевтических работников, повышение профессиональной компетенции, в том числе руководителей, управление взаимоотношениями с пациентами.
Значительные преобразования коснулись системы оплаты труда работников бюджетных организаций здравоохранения. В то же время финансирование отрасли на различных уровнях остается в числе важнейших задач, в том числе речь идет о необходимости наращивать внебюджетную деятельность.
Также необходимо обеспечить дальнейшее развитие передовых технологий во всех сферах здравоохранения, реализацию мероприятий современного маркетинга, ценовой политики и подходов в медицинском туризме, увеличить количество обучающихся иностранных граждан в медуниверситетах.
Вам до сих пор удается сохранять энтузиазм в работе и жизнелюбие. Про таких людей обычно говорят, что годы над ними не властны…
Считаю, что биологический возраст — это состояние души и тела. Мне нравится моя профессия, моя работа. Я не чувствую груза прожитых лет. Человеческий мозг не стареет, когда загружен работой — полезной для себя и для общества.
Достижение цели дает мне неописуемое наслаждение. А поддерживать форму помогают ясное понимание поставленных задач, физическая релаксация, сбалансированное питание, здоровый образ жизни и способность сохранять равновесие физических и душевных сил.
Фото из архива В. Глушанко.