Елена Астапенко. Фото автора.

В 16 лет Елена почти сутки ехала на поезде, чтобы поступить в мед­училище и стать фар­мацевтом. Желание помогать людям было настолько сильным, что все препятствия раство­рялись перед ее волей. Деревенская девушка приложила все уси­лия, чтобы оказаться в пятерке лучших и рас­пределиться на работу в столицу. Сегодня Елена Иосифовна Астапенко — заведующая аптекой № 97 РУП «Белфармация». Ее работа отмечена грамо­тами, благодарностями, а также нагрудным зна­ком «Лучший наставник» БПРЗ. Ее стаж в профес­сии — более 45 лет!

 

Елена Иосифовна, сей­час вы влюбляете в про­фессию своих учеников. А кто был тем волшеб­ником, который зачаро­вал вас?

 

Там, где прошло мое детство, в деревне Цирин Гродненской области, была, как мне казалось тогда, боль­шая аптека. Родители дру­жили с семьей заведующей, поэтому я частенько быва­ла внутри. Коробочки с та­блетками, флакончики с жидкостями, ступки, в кото­рых смешивались порошки, казались волшебством. Нра­вился запах, что витал в воз­духе аптеки, казалось, есть в нем что-то таинственное… Мои родители были учите­лями.

 

Папа однажды ска­зал: «Нужно жить для людей. Профессия должна быть та­кой, чтобы от твоего труда людям становилось лучше». Эта фраза определила мой выбор, ведь в аптеку люди приходят именно за помо­щью. Родители поддержали, и 16-летней девчонкой я по­ехала поступать в Могилев. Ближе медучилища не было. Поезд шел почти сутки… По­ступила и поняла: сделала верный выбор. Месяц у нас в группе была другая старо­ста.

 

Потом ребята пошли к начальству и попросили на­значить меня: видели лидер­ские качества, умение брать ответственность, добивать­ся результата. Также стала редактором учебной газе­ты. Успехи в учебе и другие достижения позволили мне распределиться на работу в Минск, что в то время было почти нереально…

 

Вы сказали, что любовь к профессии проявляется, когда прилагаешь усилия. Предположу, что лентяям в этой сфере не место!

 

После окончания учебы по­лучила распределение в аптеку № 13 Минска фармацевтом-ас­систентом. Это был колоссаль­ный опыт по изготовлению ле­карственных форм. Тогда очень много изготавливали по рецеп­ту, не то что сейчас — в основ­ном заводские лекарственные средства. Мы делали и палочки, и свечи, и пилюли — весь воз­можный ассортимент. За 8 ча­сов работы практически ни разу не вставала с рабочего места и все равно не успевала. Понача­лу даже плакала от того, что не справляюсь.

 

Сейчас девчата думают, что 30 порошков это мно­го. А я улыбаюсь, вспо­миная свои 30 «болту­шек», 120–200 порошков и пилюли, которые пред­стояло скрутить спе­циальной машинкой.

 

В тот момент поняла, что нужно работать очень ответст­венно: планировать свой день. Самые тяжелые и объемные рецепты выполняла в первую очередь. Этот принцип помо­гает и сейчас: не люблю откла­дывать дела, стараюсь сделать все здесь и сейчас.

 

Интересен ваш путь «от пилюль» до полномочий заведующей: как научиться делегировать, если такие высокие требования к себе?

 

Работа нравилась, но хо­телось и другого опыта. Труди­лась в справочном аптечном бюро. Сложно сопоставить с интернет-сервисами. Мы отве­чали на разные вопросы, боль­шинство которых касалось на­личия лекарств. Тогда осознала ценность коммуникации: как важно грамотно общаться, пра­вильно и доступно излагать информацию. Именно в спра­вочном бюро поняла, что необ­ходимо получить высшее об­разование. После окончания Витебского мединститута про­шла путь провизора-техноло­га, стала заведующей отделом готовых лекарственных форм.

 

Хотелось роста, понимала, что справлюсь, поэтому вскоре меня забрали заместителем заведу­ющего аптекой № 100. Позже я вернулась заведующей в родную 97-ю аптеку. В коллективе меня уже знали, поэтому сразу полу­чилось грамотно выстроить ра­боту. Одно время, когда у нас не было ассистента, я после обыч­ной смены шла в ассистентскую и вспоминала молодость, чтобы успеть выполнить все заказы для медучреждений. И как руко­водитель, и как коллега — я все­гда помогу. Может быть, это са­мый важный навык, который я даю как наставник.

 

Мы в аптеке № 97 по-прежне­му занимаемся приготовлением различных лекарств — раство­ров, суспензий, порошков — не только по рецептам, но и для учреждений здравоохранения. Коммерческие аптеки старают­ся избежать такой уникальной практики, ведь нужны специ­алисты и отдельные помеще­ния, в том числе стерильные ус­ловия — все это издержки. Нам же удалось сберечь все функции настоящей аптеки.

 

Елена Иосифовна с коллективом аптеки № 97 РУП «Белфармация». Фото автора.

 

Что считаете главным успе­хом в работе заведующего аптекой?

 

Слаженная работа все­го коллектива. Важно знать и учитывать особенности каждо­го сотрудника для того, чтобы правильно распределить рабо­ту. Четко понимать, кому что можно доверить, и обучать тех, кто еще немного не готов вы­полнить задание. Каждый дол­жен делать свою работу с пол­ной отдачей. Всегда требовала от себя и коллег дисциплини­рованного и человечного от­ношения к людям. Особенно важно это воспитать у сотруд­ников, которые только на­чинают свой трудовой путь. Легко понять: кто пришел с се­рьезными намерениями, а кто пока думает «лишь бы отрабо­тать». Удивительно, но даже такие ребята, когда видят, как работают другие, могут влю­биться в профессию.

 

Заметила, что как только человек прилагает уси­лия, делает свою рабо­ту качественно, он начи­нает ее любить сильнее, ценит собственный ре­зультат. Даже если изна­чально пришел без горя­щих глаз.

 

Проще растить профессио­нала в коллективе, где каждый готов помочь и научить без чувства превосходства.

 

За время работы я воспи­тала и выпустила на руково­дящие должности 10 прови­зоров, и все они оказались достойными специалистами, которыми я горжусь.

 

Сейчас аптеки становятся совер­шеннее в плане оборудования, а вы подчеркиваете необходи­мость сохранить душевный под­ход к человеку. Что важнее в со­временном мире?

 

Во всем важен баланс. На нашем предприятии создана единая корпо­ративная программная среда. После капитального ремонта аптека преоб­разилась: стала светлее и просторнее, внедрены инновационные проекты. Посетители пользуются возможностью получить информацию о наличии това­ров в сети, уточнить адреса ближайших аптек в инфокиоске, что находится в торговом зале аптеки. Развивается услу­га «интернет-резервирование». Аптека оснащена системой «Электронная оче­редь», что помогает избежать ненуж­ных споров. А «Электронный рецепт» представляет собой централизованную систему электронной выписки и отпу­ска лекарственных средств.

 

Это все удобно, но надо показать, рассказать клиенту о новой услуге, по­мочь с выбором. Для этого важно знать ответы на большинство вопросов. Наши специалисты проходят корпора­тивное обучение и получают инструк­ции от производителей, многие сове­ты я даю из личного опыта. У клиентов даже есть свои любимые специалисты, к которым они обращаются, стараются прийти в их смену. Это дорогого стоит.

 

Мы первыми на предприятии в на­шей аптеке открыли зону самообслу­живания покупателей с открытой вы­кладкой товаров. Это был эксперимент. Продажи выросли, посетители рады.

 

Каждому человеку хочется чувст­вовать заботу о себе. Важно быть ком­петентным и при этом учесть много нюансов: удобно расположить товар, вежливо предложить помощь. Для это­го в аптеке внедрены «Стандарты каче­ственного обслуживания населения». Важно учесть и то, что в аптеку прихо­дят люди, у которых есть проблемы со здоровьем либо они переживают о здо­ровье своих близких. И наша задача в том, чтобы психологически поддержать человека, не допустить конфликта.

 

Ко­гда посетитель видит, что работник ап­теки понимает проблему, пытается по­мочь, результат будет положительным. Бывает, что человеку хочется, чтобы его выслушали, и авторитет заведующе­го помогает в этом. Случалось, что ко­гда-то конфликтные посетители аптеки в итоге становились самыми преданны­ми клиентами, которые оставляют бла­годарности.

 

А однажды мы буквально спасли человека, который потерял со­знание возле аптеки. До приезда скорой оказали первую медицинскую помощь. Врачи подтвердили, что мы все сделали вовремя. Спустя время этот человек за­шел в аптеку и благодарил за спасение.

 

Приятно, что мои старания высо­ко ценит и руководство предприятия. Это дарит крылья и желание работать с полной отдачей, готовить кадры, по­могать людям. Работа для меня нико­гда не была рутиной. Всегда утром с удовольствием иду в аптеку. Люблю приходить заранее, чтобы расплани­ровать дела, а вечером с чувством удов­летворения от проделанной работы возвращаюсь домой. Главная мотива­ция — это искренняя любовь к делу, ведь каждый день я исполняю свою большую детскую мечту.