В 16 лет Елена почти сутки ехала на поезде, чтобы поступить в медучилище и стать фармацевтом. Желание помогать людям было настолько сильным, что все препятствия растворялись перед ее волей. Деревенская девушка приложила все усилия, чтобы оказаться в пятерке лучших и распределиться на работу в столицу. Сегодня Елена Иосифовна Астапенко — заведующая аптекой № 97 РУП «Белфармация». Ее работа отмечена грамотами, благодарностями, а также нагрудным знаком «Лучший наставник» БПРЗ. Ее стаж в профессии — более 45 лет!
Елена Иосифовна, сейчас вы влюбляете в профессию своих учеников. А кто был тем волшебником, который зачаровал вас?
Там, где прошло мое детство, в деревне Цирин Гродненской области, была, как мне казалось тогда, большая аптека. Родители дружили с семьей заведующей, поэтому я частенько бывала внутри. Коробочки с таблетками, флакончики с жидкостями, ступки, в которых смешивались порошки, казались волшебством. Нравился запах, что витал в воздухе аптеки, казалось, есть в нем что-то таинственное… Мои родители были учителями.
Папа однажды сказал: «Нужно жить для людей. Профессия должна быть такой, чтобы от твоего труда людям становилось лучше». Эта фраза определила мой выбор, ведь в аптеку люди приходят именно за помощью. Родители поддержали, и 16-летней девчонкой я поехала поступать в Могилев. Ближе медучилища не было. Поезд шел почти сутки… Поступила и поняла: сделала верный выбор. Месяц у нас в группе была другая староста.
Потом ребята пошли к начальству и попросили назначить меня: видели лидерские качества, умение брать ответственность, добиваться результата. Также стала редактором учебной газеты. Успехи в учебе и другие достижения позволили мне распределиться на работу в Минск, что в то время было почти нереально…
Вы сказали, что любовь к профессии проявляется, когда прилагаешь усилия. Предположу, что лентяям в этой сфере не место!
После окончания учебы получила распределение в аптеку № 13 Минска фармацевтом-ассистентом. Это был колоссальный опыт по изготовлению лекарственных форм. Тогда очень много изготавливали по рецепту, не то что сейчас — в основном заводские лекарственные средства. Мы делали и палочки, и свечи, и пилюли — весь возможный ассортимент. За 8 часов работы практически ни разу не вставала с рабочего места и все равно не успевала. Поначалу даже плакала от того, что не справляюсь.
Сейчас девчата думают, что 30 порошков это много. А я улыбаюсь, вспоминая свои 30 «болтушек», 120–200 порошков и пилюли, которые предстояло скрутить специальной машинкой.
В тот момент поняла, что нужно работать очень ответственно: планировать свой день. Самые тяжелые и объемные рецепты выполняла в первую очередь. Этот принцип помогает и сейчас: не люблю откладывать дела, стараюсь сделать все здесь и сейчас.
Интересен ваш путь «от пилюль» до полномочий заведующей: как научиться делегировать, если такие высокие требования к себе?
Работа нравилась, но хотелось и другого опыта. Трудилась в справочном аптечном бюро. Сложно сопоставить с интернет-сервисами. Мы отвечали на разные вопросы, большинство которых касалось наличия лекарств. Тогда осознала ценность коммуникации: как важно грамотно общаться, правильно и доступно излагать информацию. Именно в справочном бюро поняла, что необходимо получить высшее образование. После окончания Витебского мединститута прошла путь провизора-технолога, стала заведующей отделом готовых лекарственных форм.
Хотелось роста, понимала, что справлюсь, поэтому вскоре меня забрали заместителем заведующего аптекой № 100. Позже я вернулась заведующей в родную 97-ю аптеку. В коллективе меня уже знали, поэтому сразу получилось грамотно выстроить работу. Одно время, когда у нас не было ассистента, я после обычной смены шла в ассистентскую и вспоминала молодость, чтобы успеть выполнить все заказы для медучреждений. И как руководитель, и как коллега — я всегда помогу. Может быть, это самый важный навык, который я даю как наставник.
Мы в аптеке № 97 по-прежнему занимаемся приготовлением различных лекарств — растворов, суспензий, порошков — не только по рецептам, но и для учреждений здравоохранения. Коммерческие аптеки стараются избежать такой уникальной практики, ведь нужны специалисты и отдельные помещения, в том числе стерильные условия — все это издержки. Нам же удалось сберечь все функции настоящей аптеки.
Елена Иосифовна с коллективом аптеки № 97 РУП «Белфармация». Фото автора.
Что считаете главным успехом в работе заведующего аптекой?
Слаженная работа всего коллектива. Важно знать и учитывать особенности каждого сотрудника для того, чтобы правильно распределить работу. Четко понимать, кому что можно доверить, и обучать тех, кто еще немного не готов выполнить задание. Каждый должен делать свою работу с полной отдачей. Всегда требовала от себя и коллег дисциплинированного и человечного отношения к людям. Особенно важно это воспитать у сотрудников, которые только начинают свой трудовой путь. Легко понять: кто пришел с серьезными намерениями, а кто пока думает «лишь бы отработать». Удивительно, но даже такие ребята, когда видят, как работают другие, могут влюбиться в профессию.
Заметила, что как только человек прилагает усилия, делает свою работу качественно, он начинает ее любить сильнее, ценит собственный результат. Даже если изначально пришел без горящих глаз.
Проще растить профессионала в коллективе, где каждый готов помочь и научить без чувства превосходства.
За время работы я воспитала и выпустила на руководящие должности 10 провизоров, и все они оказались достойными специалистами, которыми я горжусь.
Сейчас аптеки становятся совершеннее в плане оборудования, а вы подчеркиваете необходимость сохранить душевный подход к человеку. Что важнее в современном мире?
Во всем важен баланс. На нашем предприятии создана единая корпоративная программная среда. После капитального ремонта аптека преобразилась: стала светлее и просторнее, внедрены инновационные проекты. Посетители пользуются возможностью получить информацию о наличии товаров в сети, уточнить адреса ближайших аптек в инфокиоске, что находится в торговом зале аптеки. Развивается услуга «интернет-резервирование». Аптека оснащена системой «Электронная очередь», что помогает избежать ненужных споров. А «Электронный рецепт» представляет собой централизованную систему электронной выписки и отпуска лекарственных средств.
Это все удобно, но надо показать, рассказать клиенту о новой услуге, помочь с выбором. Для этого важно знать ответы на большинство вопросов. Наши специалисты проходят корпоративное обучение и получают инструкции от производителей, многие советы я даю из личного опыта. У клиентов даже есть свои любимые специалисты, к которым они обращаются, стараются прийти в их смену. Это дорогого стоит.
Мы первыми на предприятии в нашей аптеке открыли зону самообслуживания покупателей с открытой выкладкой товаров. Это был эксперимент. Продажи выросли, посетители рады.
Каждому человеку хочется чувствовать заботу о себе. Важно быть компетентным и при этом учесть много нюансов: удобно расположить товар, вежливо предложить помощь. Для этого в аптеке внедрены «Стандарты качественного обслуживания населения». Важно учесть и то, что в аптеку приходят люди, у которых есть проблемы со здоровьем либо они переживают о здоровье своих близких. И наша задача в том, чтобы психологически поддержать человека, не допустить конфликта.
Когда посетитель видит, что работник аптеки понимает проблему, пытается помочь, результат будет положительным. Бывает, что человеку хочется, чтобы его выслушали, и авторитет заведующего помогает в этом. Случалось, что когда-то конфликтные посетители аптеки в итоге становились самыми преданными клиентами, которые оставляют благодарности.
А однажды мы буквально спасли человека, который потерял сознание возле аптеки. До приезда скорой оказали первую медицинскую помощь. Врачи подтвердили, что мы все сделали вовремя. Спустя время этот человек зашел в аптеку и благодарил за спасение.
Приятно, что мои старания высоко ценит и руководство предприятия. Это дарит крылья и желание работать с полной отдачей, готовить кадры, помогать людям. Работа для меня никогда не была рутиной. Всегда утром с удовольствием иду в аптеку. Люблю приходить заранее, чтобы распланировать дела, а вечером с чувством удовлетворения от проделанной работы возвращаюсь домой. Главная мотивация — это искренняя любовь к делу, ведь каждый день я исполняю свою большую детскую мечту.