В Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей в один из зимних праздничных дней собрались дети, которым 10–15 лет тому назад в РНПЦ оториноларингологии были установлены кохлеарные имплантаты. Сюда из разных уголков Беларуси приехали ребята в возрасте от 11 до 19 лет, чтобы пообщаться с теми, с кем когда-то пересекались в том же РНПЦ, или увидеться впервые, познакомиться, рассказать о себе, услышать истории сверстников, встретиться с психологом и обсудить выбор профессии. Были здесь и родители, и разные специалисты.
Так, на встречу приехала заместитель директора РНПЦ оториноларингологии по клинической работе, главный внештатный детский оториноларинголог Минздрава Марина Песоцкая.
Марина Песоцкая:
Ребенок, которому вовремя сделали операцию по кохлеарной имплантации, достигает в жизни того же, что и любой другой ребенок. Для того чтобы сомневающиеся родители могли принять решение об операции, примеры, которые мы видим здесь, очень важны.
Конечно, чтобы у детей с кохлеарными имплантатами все получилось, нужны еще усилия сурдопедагогов, других специалистов, родителей. Самые лучшие примеры именно те, когда со своими детьми очень активно работают родители.
Сурдопедагог оториноларингологического отделения для детей стационара РНПЦ оториноларингологии Любовь Прошина тоже была на этой встрече. Специалист занимается с детьми как до, так и после кохлеарной имплантации, организует общение детей из разных областей Беларуси, ведь бывает, что на весь городок или поселок лишь один ребенок с имплантатом, а это так важно — встретиться с теми, кто понимает тебя с полуслова!
Любовь Прошина:
Раньше мы проводили новогодние встречи для детей более раннего возраста на 100–200 человек, сейчас из-за эпидемиологической обстановки устраиваем небольшие мероприятия. А эта встреча необычна еще и тем, что мы впервые решили собрать подростков, которым имплантаты поставили в раннем возрасте — до 3 лет.
Здесь дети, которые родились с глухотой, но благодаря операции и слышат, и разговаривают, и занимаются тем, что нравится. Мы видим, какими успешными стали эти мальчики и девочки: поют, танцуют, занимаются спортом. У нас есть и студентка педагогического вуза (она пришла на встречу), и врачи, которые благодаря кохлеарной имплантации смогли получить высшее медицинское образование.
Тем временем между ребятами завязываются оживленные беседы. Так, очевидно, есть о чем поговорить Глебу Овчарову из Минского района и Веронике Стречко из Слуцка. Глебу сейчас 11 лет, а во время имплантации было 11 месяцев, так что «глухого» времени он не помнит. Глеб увлечен пением, был лауреатом разных конкурсов, в 2021 году сыграл одну из главных ролей в мюзикле «Маша и Витя против «Диких гитар», его партнершей на сцене была Соня Воробьева, также родившаяся без слуха, которой был установлен имплантат.
А у 16-летней Вероники уже вполне определенные профессиональные планы — она собирается стать дизайнером, возможно, заняться графическим дизайном. Рисование, которым девушка увлечена (и успешно, участвует в конкурсах и выставках), без сомнения, помогает ей приблизить мечту, но раньше Вика занималась танцами, так что сцена знакома и ей.
Мама Глеба Светлана Бурнос — одна из тех мам, которые полностью вовлечены в жизнь своего ребенка. Впрочем, Светлана Викторовна занимается не только с сыном, она профессиональный музыкант с консерваторским образованием, работает в Минском городском ресурсном центре комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха. Кстати, записи с пением ее подопечных — артистов хора детей с кохлеарными имплантатами «КИты» — легко найти в интернете, совсем недавно, например, появились записи, сделанные к новогодним и рождественским праздникам.
То, что младший сын не слышит, мама поняла довольно быстро, сразу бросилась в бой, и на тот момент Глеб Овчаров был самым маленьким белорусским пациентом, которому специалисты РНПЦ провели операцию по кохлеарной имплантации. А когда Глебу исполнилось четыре, он, посмотрев на старшего брата, который пошел в музыкальную школу, заявил «тозе хоцу». Мама отправилась в музыкальную школу, поговорила с директором, с преподавателями — и Глеб начал учиться пению. Светлана Викторовна приводила его на уроки раз в неделю, не преследуя никаких амбициозных целей. А практика показала, что пение — это тот инструмент, через который у ребенка развивается и слуховая память, и слуховое внимание, и речь. Так Глеб перешел к ежедневным 15-минутным занятиям с мамой, они с мамой и братом поют вместе, выступают.
А для Светланы Бурнос занятия с сыном и другими детьми, большой интерес к этой теме переросли в методику, которую она сейчас патентует вместе с главным научным сотрудником Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, доктором психол. наук, профессором Инной Королевой.
Методика называется «Пение как инструмент для развития слуха и речи после кохлеарной имплантации». С профессором Королевой Светлана познакомилась в Санкт-Петербурге на фестивале «Волшебная симфония». То было очное знакомство, заочное состоялось гораздо раньше — Светлана Бурнос хорошо знала книги Инны Васильевны, которые очень помогали.
…Чудеса, как видим, случаются. Но, конечно, не сами по себе — для того, чтобы чудо произошло, нужно приложить немало усилий. И волшебников много: врачи, инженеры, педагоги, сами дети, их родители. Главное, что оно того стоит!
В настоящее время в Беларуси около 800 детей с кохлеарными имплантатами.