Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В 2019 году при кафедре психологии и педагогики ГрГМУ был создан Центр мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских, фармацевтических работников. Опытом работы центра поделилась его руководитель, заведующая кафедрой Елена Воронко.

 

Воронко ЕлjpgЕлена Валентиновна, какие задачи решает ваш центр?  

 

Цель создания центра — психологическое сопровождение медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, медработников, повышающих свою квалификацию, и студентов. Основные его задачи: выявление у обучающихся (слушателей), медицинских и фармацевтических работников лидерских качеств, организаторских способностей и умения принимать управленческие решения, а также профессиональных деформаций и их коррекция, проведение тренингов по овладению и развитию умений и навыков саморегуляции.

 

Что вам удалось выяснить в процессе диагностики лидерских способностей студентов вашего вуза?

 

Мы продиагностировали 100 студентов. Работали по специальной методике психологов Евгения Жарикова и Евгения Крушельницкого. Предлагали 50 вопросов. По результатам диагностики 18 % опрошенных студентов имеют высокий уровень выраженности лидерских качеств, 45 % — средний уровень.

 

Вы работали и с руководящими работниками здравоохранения Гродненской и Брестской областей. Каковы результаты их психологической диагностики? 

 

Результаты показали достаточно высокий уровень развития лидерских качеств и организаторских способностей у 90 % руководящих работников, коммуникативные способности развиты на достаточном уровне у 80 % респондентов. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на развитии профессиональной коммуникации как на этапе вузовской подготовки, так и в системе повышения квалификации.

 

Могут ли быть полезны центры мониторинга профессиональных рисков в разрешении конфликтов в сфере здравоохранения?

 

Чтобы управлять конфликтом, важно уметь спрогнозировать и оценить его направленность. Это как на шахматной доске: можно просто походить пешкой и при этом не решить нужную задачу, а можно выбрать определенную комбинацию и, сделав нужный ход, получить результат. Для этого необходимо изучить условия взаимодействия сотрудников коллектива, а также индивидуально-психологические особенности каждого. Как раз в решении этой задачи и могут помочь центры мониторинга профессиональных рисков.

 

После диагностики симптомов эмоционального выгорания у 50 врачей общей практики из числа слушателей курсов повышения квалификации какие рекомендации по профилактике СЭВ вы можете дать?

 

По данным разных исследований, СЭВ присущ 30–65 % медицинских работников, имеющих профессиональный стаж 5 и более лет. Проявляется этот синдром в усталости, истощении после активной профессиональной деятельности, возникновении негативного отношения к пациентам и выполняемой работе, чувстве вины. На базе центра проводилась диагностика уровня эмоционального выгорания с помощью методики доктора психологических наук Виктора Бойко. Анализ результатов показал, что у большинства респондентов эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, а у 25 % опрошенных уже сформированы определенные фазы эмоционального выгорания. Основные рекомендации по профилактике СЭВ, как бы ни были банальны, это регулярный отдых, баланс между работой и отдыхом (не нужно брать работу на дом!), регулярные физические упражнения (хотя бы 3 раза в неделю), адекватный сон (7–8 часов), тайм-менеджмент (планирование очередности и срочности выполнения дел, организация частых коротких перерывов в работе), наличие хобби, активная профессиональная позиция.

 

Вы издали пособие «Практикум по психологии и управлению конфликтом». Оно будет полезно для руководителей учреждений здравоохранения?  

 

Необходимость знаний по проблемам конфликтологии и конструктивного разрешения конфликтов приобретает все большую актуальность. Наш практикум состоит из пяти модулей, включающих вопросы общей характеристики общения и манипуляции, конфликта, а также отдельных его видов. По каждой теме представлены практический и теоретический блоки. Воспользоваться разработанной программой тренингового занятия сможет любой специалист. 

 

Фото эксперта Иван Бойко, Гродно.