Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В 2019 году при кафедре психологии и педагогики ГрГМУ был создан Центр мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских, фармацевтических работников. Опытом работы центра поделилась его руководитель, заведующая кафедрой Елена Воронко.

 

Воронко ЕлjpgЕлена Воронко, руководитель Центра мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских, фармацевтических работников, заведующая кафедрой психологии и педагогики ГрГМУ.Елена Валентиновна, какие задачи решает ваш центр?  

 

Цель создания центра — психологическое сопровождение медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, медработников, повышающих свою квалификацию, и студентов. Основные его задачи: выявление у обучающихся (слушателей), медицинских и фармацевтических работников лидерских качеств, организаторских способностей и умения принимать управленческие решения, а также профессиональных деформаций и их коррекция, проведение тренингов по овладению и развитию умений и навыков саморегуляции.

 

Что вам удалось выяснить в процессе диагностики лидерских способностей студентов вашего вуза?

 

Мы продиагностировали 100 студентов. Работали по специальной методике психологов Евгения Жарикова и Евгения Крушельницкого. Предлагали 50 вопросов. По результатам диагностики 18 % опрошенных студентов имеют высокий уровень выраженности лидерских качеств, 45 % — средний уровень.

 

Вы работали и с руководящими работниками здравоохранения Гродненской и Брестской областей. Каковы результаты их психологической диагностики? 

 

Результаты показали достаточно высокий уровень развития лидерских качеств и организаторских способностей у 90 % руководящих работников, коммуникативные способности развиты на достаточном уровне у 80 % респондентов. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на развитии профессиональной коммуникации как на этапе вузовской подготовки, так и в системе повышения квалификации.

 

Могут ли быть полезны центры мониторинга профессиональных рисков в разрешении конфликтов в сфере здравоохранения?

 

Чтобы управлять конфликтом, важно уметь спрогнозировать и оценить его направленность. Это как на шахматной доске: можно просто походить пешкой и при этом не решить нужную задачу, а можно выбрать определенную комбинацию и, сделав нужный ход, получить результат. Для этого необходимо изучить условия взаимодействия сотрудников коллектива, а также индивидуально-психологические особенности каждого. Как раз в решении этой задачи и могут помочь центры мониторинга профессиональных рисков.

 

После диагностики симптомов эмоционального выгорания у 50 врачей общей практики из числа слушателей курсов повышения квалификации какие рекомендации по профилактике СЭВ вы можете дать?

 

По данным разных исследований, СЭВ присущ 30–65 % медицинских работников, имеющих профессиональный стаж 5 и более лет. Проявляется этот синдром в усталости, истощении после активной профессиональной деятельности, возникновении негативного отношения к пациентам и выполняемой работе, чувстве вины. На базе центра проводилась диагностика уровня эмоционального выгорания с помощью методики доктора психологических наук Виктора Бойко. Анализ результатов показал, что у большинства респондентов эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, а у 25 % опрошенных уже сформированы определенные фазы эмоционального выгорания. Основные рекомендации по профилактике СЭВ, как бы ни были банальны, это регулярный отдых, баланс между работой и отдыхом (не нужно брать работу на дом!), регулярные физические упражнения (хотя бы 3 раза в неделю), адекватный сон (7–8 часов), тайм-менеджмент (планирование очередности и срочности выполнения дел, организация частых коротких перерывов в работе), наличие хобби, активная профессиональная позиция.

 

Вы издали пособие «Практикум по психологии и управлению конфликтом». Оно будет полезно для руководителей учреждений здравоохранения?  

 

Необходимость знаний по проблемам конфликтологии и конструктивного разрешения конфликтов приобретает все большую актуальность. Наш практикум состоит из пяти модулей, включающих вопросы общей характеристики общения и манипуляции, конфликта, а также отдельных его видов. По каждой теме представлены практический и теоретический блоки. Воспользоваться разработанной программой тренингового занятия сможет любой специалист. 

 

Фото эксперта Иван Бойко, Гродно. 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

При копировании или цитировании текстов активная гиперссылка обязательна. Все материалы защищены законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».