Принято объяснять современную эпидемию ожирения малоподвижным образом жизни. Мы привыкли думать, что физически активные люди сжигают больше калорий, чем неактивные. Исследования, однако, показывают, что традиционные охотники и собиратели, чья жизнь сопряжена с высокими физическими нагрузками, расходуют точно такое же количество калорий, как и люди, пользующиеся всеми благами современной цивилизации.
Феноменальное племя
Герман Понцер — антрополог из Хантерского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Изучает энергетический обмен у людей и человекообразных приматов для более полного понимания эволюции физиологических и анатомических особенностей человека. Ученый потратил 20 лет на измерение и сопоставление количества калорий, которые ежедневно тратят люди, живущие в разных регионах мира в непохожих условиях. В своей книге Burn, изданной в марте 2021 года, он разоблачает мифы, связанные с обменом веществ, самый главный из которых — абсолютная вера в то, что физическая активность помогает похудеть.
Исследователи изучали, сколько калорий сжигают представители племени хадза в Танзании. Этот народ, который до сих пор ведет первобытный образ жизни охотников и собирателей, служит образцом доиндустриального общества. У хадза нет домашнего скота, огородов, машин и электричества. А заодно — диабета, ожирения, рака кишечника и депрессии. Доживают до 75 и даже 80 лет, причем пожилые члены племени трудятся наравне со всеми. На тяжелую физическую работу тратят около 2 часов в день. Много ходят в поисках дичи, съедобных растений, дикого меда. И конечно же, ученые предполагали, что взрослый хадза сжигает за день гораздо больше калорий, чем взрослый европеец или американец. Но измерения их метаболизма показали, что они затрачивают за день то же количество калорий, что и жители США, Англии, Японии или России. Мужчины — примерно 2 600 килокалорий, женщины — 1 900. Средний ИМТ у людей из племени равен 20.
Дальше выяснилось, что это феномен не только человека. Живущие в неволе обезьяны расходуют столько же энергии, сколько их сородичи на воле. Такая же картина получена при изучении диких и содержащихся в загоне овец, кенгуру и панд.
Герман Понцер:
Открытие, что расход энергии у людей строго ограничен, поднимает вопросы, связанные с эволюцией крупного головного мозга и других свойственных людям «энергозатратных» признаков. Сравнение расхода энергии у людей и человекообразных приматов указывает на то, что эволюция человеческого метаболизма была направлена на поддержание функций организма с высокой потребностью в энергии.
Возможно, считает автор, организм существ с высокой физической активностью каким-то образом приспособился и расходует более экономно энергию на не столь очевидные, скрытые задачи, которые выполняют наши клетки и органы для поддержания жизнедеятельности (а это ни много ни мало 60 % затрачиваемой нами за день энергии). Это позволяет, экономя по мелочам, расходовать больше энергии на физическую активность. А в сумме общий расход остается неизменным.
Два главных вывода, к которым приходит Герман Понцер: причиной ожирения является чревоугодие, а не малоподвижный образ жизни, и одна лишь физкультура без поправок в рационе не поможет сбросить лишние килограммы.
Законам физики вопреки?
Движение означает выполнение механической работы с выделением тепла. Казалось бы, больше движения — больше энергии затрачивается. Но на самом деле это работает не так: усиленная физическая активность вначале влечет за собой увеличение суммарных затрат энергии. Но с какого-то момента эти затраты приостановятся. Организм, переусердствовав в одном, начинает экономить на другом.
Процессом распределения поступающей в организм энергии руководит гипоталамус. Когда он замечает по изменению ферментов в крови и нейронным сигналам, что тратится калорий больше, чем поступает, ему приходится задействовать внутренние резервы: сначала запасы гликогена в печени, а когда они закончатся — жир. Поэтому на первых порах люди при увеличении физической нагрузки действительно теряют вес. Но избавляться от всех накоплений явно не входит в планы нашего мозга, и он обязательно найдет способ саботировать наши попытки похудеть.
После определенного периода интенсивных нагрузок вы замечаете, что начали меньше двигаться в промежутках между тренировками. Моторика становится менее активной, жестикуляция более скупой, хочется прислониться к опоре, сесть и облокотиться обо что-нибудь, расслабиться, просто полежать, снимая нагрузку с мышц. Сразу после тренировки в крови подскочит уровень гормонов, усилится аппетит и организм заставит съесть больше, чтобы возместить затраты.
Вы можете заметить, что стали более чувствительны к холоду, и это действительно так, потому что снизился термогенез. Замедляются процессы обмена веществ. После физической нагрузки человек лучше спит ночью, и это тоже сохранение энергии. Таким образом, то, что организм потратил за 2 часа тренировки, он сэкономит за оставшиеся 22 часа. Это и есть метаболическая адаптация к повышенным энергетическим расходам.
Герман Понцер:
Если прямо завтра вы начнете курс интенсивных тренировок и постараетесь неукоснительно придерживаться выбранного режима, то через два года, скорее всего, будете весить столько же, сколько сейчас.