Как и у всех школьников страны, у ребят, находящихся на лечении в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, 2 сентября начался новый учебный год. Получать знания им помогают педагоги Боровлянской СШ № 2, которые приходят к детям, чтобы провести уроки, и занимаются с каждым ребенком индивидуально. Ежемесячно в образовательный процесс вовлечены 120–140 детей школьного возраста, примерно для 50 из них в онкоцентре проходит весь учебный год.
Анжелика Солнцева, директор РНПЦ ДОГИ:
Лечение многих заболеваний онкологического, гематологического профиля — процесс длительный, некоторые дети находятся в стационарных условиях 3–6 месяцев и более. Врачи, медсестры, психологи, нянечки ассоциируются у детей с процессом лечения, онкоцентром.
А вот учителя, которые приходят извне, являются для них связующим звеном с внешним миром. На самом деле в этом большой смысл. Возможность учиться дает нашим ребятам веру в то, что у них есть будущее, стимул победить болезнь и вернуться в свои коллективы к сверстникам, не отставая от них. И я очень рада, что педагоги нашей госпитальной школы — неравнодушные люди с высоким чувством эмпатии, профессионалы своего дела, которые умеют найти подход к каждому ребенку, заинтересовать, вселить уверенность, что все получится.
Химию преподает Наталья Смирнова.
Методическое объединение учителей госпитальной педагогики возглавляет Ольга Лищенко (на снимке), учитель белорусского языка и литературы. В учебную программу входят все основные предметы — математика, белорусский и русский языки и литература, английский язык, история, физика, биология, химия и география. В составе педагогического коллектива — 15 учителей.
Руководитель методического объединения госпитальной педагогики, учитель белорусского языка и литературы Ольга Лищенко на уроке.
Ольга Лищенко:
Обучение детей, находящихся на длительном лечении, имеет свои особенности. Медицинские процедуры оказывают серьезное влияние на эмоциональную и мотивационную сферу, когнитивные процессы.
Обычное календарно-тематическое планирование нашим детям не подходит, мы разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, ориентируясь на его состояние и уровень подготовки.Стараемся дать нужный объем знаний непосредственно во время занятия. Домашние задания задаем, только если видим, что ребенок сможет их выполнить.
В отделениях оборудованы комнаты для занятий, оснащенные мультибордами, компьютерами, планшетами и другими современными средствами обучения. Весь учебный материал загружается на планшеты. Когда дети находятся в иммуносупрессии, то бумажные учебники не используются, так как могут представлять для них опасность. Если состояние ребенка не позволяет посещать учебный класс, то педагоги занимаются с ним в палате, а с детьми отделения трансплантации — дистанционно.
На уроках английского языка.
Ольга Лищенко:
Много мотивированных ребят, которые стремятся вернуться к учебе, как только им становится полегче. С ними очень приятно работать, когда видишь, что они ждут, готовятся к занятиям. Некоторые дети, которые выписаны из стационара и переходят в дневной стационар или на амбулаторное наблюдение (приезжают на медицинский контроль в течение 5 лет), просят продолжить обучение именно у нас, дистанционно.
Одна из девочек, с которой удалось поговорить, объяснила это тем, что учителя в ее школе не совсем понимают особенности состояния ребенка, перенесшего сложное длительное лечение онкологического заболевания. Мама мальчика, ученика младших классов, вспомнила случай, который довел ее ребенка до слез. Сын выучил стихотворение и уверенно рассказывал его дома, а в школе не смог рассказать, учитель его ругала и поставила двойку…
Ольга Лищенко:
Действительно, после высокодозной химиотерапии, лучевой терапии когнитивные процессы в течение еще некоторого времени нарушены, страдает и кратковременная, и тем более долговременная память. Поэтому излишне строгие требования не пойдут на пользу нашим детям. Разумеется, такой ситуации с двойкой за стихотворение у нас просто не могло бы быть.
Иногда дети поступают в онкоцентр после длительных диагностических обследований и лечения в других больницах, где не было организовано обучение. Педагоги госпитальной школы помогают им подтянуть некоторые темы, восполнить пробелы в знаниях. Так было и с Владиславом, которому долго не могли поставить диагноз в детской больнице по месту жительства, учебного процесса там не было, и в школе его грозились оставить на второй год. Но когда он попал в РНПЦ ДОГИ, где находился на длительном лечении, педагоги обучали его по индивидуальному плану, мальчик все наверстал.
Владислав:
Полюбил некоторые предметы, которые раньше не особо нравились, очень интересно здесь преподают географию, понятно объясняют математику. Мне еще нравится биология, хочу стать врачом.
Влад мечтает стать врачом.
Артему 12 лет, весь 6-й класс он находился в стационаре и обучался в госпитальной школе. Успешно перешел в 7-й и сейчас начинает новый учебный год. Ребенок перенес сложную операцию на ноге, нуждается в уходе, поэтому его сопровождает мама.
Олеся, мама Артема:
У сына есть интерес к учебе, и я благодарна учителям, что они поддерживают этот интерес, дают хорошие знания. По сути они занимаются с каждым ребенком как репетиторы.
Артему в течение 4 месяцев после операции вообще нельзя было ходить, учителя приходили в палату, занимались с учетом его самочувствия, он в постели лежал и учился. Сейчас у сына реабилитация, разрабатываем ногу, ходим. Нужна физическая активность, но и учеба тоже важный элемент реабилитации. То, что в центре есть занятия, очень большой плюс.
Лиза до 3-го класса ходила в обычную школу, а 4-й и 5-й прошла в онкоцентре. Девочка победила онкологическую болезнь, перенесла тяжелейшее лечение, в том числе трансплантацию, когда пришлось длительное время лежать в изолированном стерильном боксе (о ее истории общения с волонтером с таким же именем Лиза «Медвестник» писал в № 4 от 26.01.2023 г. — Прим. авт.). Сейчас находится под медицинским наблюдением, периодически госпитализируется в онкоцентр, в это время обучается в госпитальной школе. Все учителя отмечают ее любознательность, кругозор и творческие таланты. На вопрос, какой предмет у нее любимый, шестиклассница стала перечислять, и выяснилось, что ей нравятся все.
Ольга Лищенко:
Наши ученики успешно сдают централизованные экзамены и тестирование, поступают в вузы с высоким конкурсом. В прошлом году одна девочка стала студенткой лингвистического университета, будет переводчиком.
Для меня как учителя белорусского языка это особая гордость, потому что она набрала 96 баллов по белорусскому языку. Еще одна девочка поступила на исторический факультет. Парни тоже не отстают, среди них — студент БГУИР. Еще один наш ученик мечтал стать врачом и успешно поступил в медицинский университет.
Анжелика Солнцева:
Если у ребенка есть мечта, цель, то появляется и смысл борьбы с болезнью. Наши дети это доказывают, побеждают болезнь и идут в новую жизнь. Их успехи вдохновляют и радуют нас.
Занятия английским языком проводит Елена Нестеренко-Йуджел.
Организована в РНПЦ ДОГИ и внеурочная деятельность. В Боровлянской СШ № 2 действует волонтерский отряд «Крылья ангела». По словам педагогов, это имеет колоссальный воспитательный эффект как для детей, борющихся с болезнью, так и для школьников-волонтеров, которые начинают по-другому относиться к окружающим, своему здоровью, осознают ценность жизни.
Учитель русского языка и литературы Оксана Песецкая.
Педагогический коллектив госпитальной школы при РНПЦ ДОГИ идет в ногу со временем, постоянно изучая зарубежный опыт, внедряя самые современные педагогические практики.
Несколько раз представляли свои наработки в Москве на конференции, где их высоко оценили российские коллеги. Сейчас тесно сотрудничают с проектной площадкой «УчимЗнаем» НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Планируется открытие партнерской площадки в формате «УчимЗнаем» — Республика Беларусь» для распространения эффективных педагогических методик.
На уроке географии с педагогом Александром Бурковым.
Фото автора и предоставлено РНПЦ ДОГИ.