За последние два месяца в работе скорой помощи Солигорска произошли изменения: во-первых, станция вышла из подчинения районной больницы и стала частью единой системы Минского областного центра скорой медицинской помощи, объединившего все районы Минщины. Во-вторых, с января 2021 года у станции новая заведующая Стефания Шевеленок.
Как сегодня организована работа и что помогает молодому руководителю (Стефании Сергеевне 28 лет) управляться с большим коллективом — в нашем репортаже.
Мы попали сюда в относительно спокойный день. На часах 12:00, в компьютерах медицинских регистраторов — 27 вызовов. В основном давление, аритмия и высокая температура.
Фельдшер Владимир Бескостный вернулся с вызова: ничего серьезного, давление, первая помощь оказана. Владимир из тех людей, кого называют душой компании. Он может рассказать сотни невероятных историй о своей работе. На скорой больше 30 лет. За это время видел, наверное, все: от огнестрельного ранения в лицо (результат криминальной разборки) до домашних родов. Последний год постоянно выезжал к коронавирусным больным, но сам не заразился.
В диспетчерской посменно работают два фельдшера по приему и передаче вызовов. Сегодня это Татьяна Полещук и Инна Василькова. Обе пришли работать на станцию 15 лет назад с разницей в полгода. За это время научились понимать друг друга без слов, достаточно просто взгляда. Татьяна признается, что для работы на звонках нужен особый склад характера и безграничное терпение. Люди бывают настроены агрессивно, ругаются, кричат в трубку.
Владимир Бескостный:
Мы уже научились не реагировать на это, просто ждем, когда человек выговорится и даст хоть какую-то конкретную информацию о случившемся, чтобы мы могли помочь. К счастью, есть и те, кто звонит, чтобы поблагодарить за помощь.
Станция скорой помощи обслуживает Солигорск и 170 населенных пунктов Солигорского района, то есть более 134 тысяч человек. Дорога до самого отдаленного занимает час. После перехода в МОЦ СМП границы между районами исчезли. Теперь на экстренный вызов едет та бригада, которая находится ближе всего к пациенту. Евгений Хотько и другие водители уже осваивают маршруты в соседние районы.
Инна Василькова, фельдшер по приему и передаче вызовов:
Традиционно большинство звонков приходится на 9:00 и 22:00. Во вторую волну больше половины всех вызовов было по поводу COVID-19, 11 наших бригад еле справлялись. Обычно за смену бригада выезжает по 8–9 раз, но тогда бывало и по 15 выездов. В какой-то период у нас заболела 1/5 часть сотрудников.
Самое горячее время на станции было в декабре прошлого года. В начале января 2021-го регистрировалось уже меньше вызовов — около 200 в сутки. К середине месяца их число снизилось до 100–150. И пациенты, и медработники болеть стали меньше.
Кроме того, с декабря 2020-го станция не относится к ЦРБ, мы перешли в подчинение Минского областного центра СМП — специализированного учреждения здравоохранения. Это во многом упростило жизнь: можем в любой момент проконсультироваться по сложным случаям и получить помощь коллег из специализированного центра.
Последние полтора года станцией руководил Анатолий Трухан. Он проработал на скорой более 30 лет, сотрудники отзываются о нем как о профессионале высокого класса. В декабре 2020-го Анатолий Павлович скоропостижно скончался в возрасте 67 лет. У него был диагностирован СOVID-19. В последний путь заведующего согласно традиции провожала колонна машин скорой помощи.
Руководство станцией перешло к Стефании Шевеленок, которая всего два месяца до этого проработала заместителем заведующего и еще даже не успела привыкнуть к ритму административной работы. А еще раньше пять лет трудилась здесь врачом бригады интенсивной терапии. Говорит, что самым сложным оказалось сменить привычный режим «день-ночь-отсыпной-выходной» на пятидневку, азарт от выездов — на работу с бумагами. А такой работы у нее сейчас невпроворот — внезапная болезнь не позволила предыдущему заведующему как положено передать дела. Молодому руководителю приходится разбираться с нюансами управленческой работы «по ходу пьесы».
Коллектив поддерживает. За то время, пока Стефания работала врачом бригады интенсивной терапии, она успела сдружиться с коллегами. Признается, что не представляет себя где-то кроме скорой помощи. Вернувшись в родной Солигорск после окончания ВГМУ, она встала перед выбором — пойти онкологом в поликлинику, терапевтом в больницу спелеолечения или сюда, на скорую. Выбрала сердцем — «здесь самая интересная работа, адреналин, решения надо принимать быстро, в один момент».
Правда, пациенты долго не могли привыкнуть к молодому симпатичному врачу, на вызовах называли «сестричкой», а с вопросами предпочитали обращаться к более взрослому фельдшеру. При этом коллеги величали исключительно по отчеству. И как ни просила Стефания почаще упоминать ее имя, в ответ слышала только «Сергеевна!». Что поделать, таковы традиции, пришлось привыкать. Зато именно на скорой молодой врач поняла, на что способна: ее личный рекорд за смену составил 16 отработанных вызовов — подряд, с одним заездом на станцию. А это 12 часов без еды и отдыха.
О том, что станет доктором, Стефания знала с детства. С 5-го класса посещала медицинский кружок и даже не рассматривала другие профессии. Ее дедушка, основатель больницы спелеолечения Анатолий Богданович, мечтал о том, чтобы кто-то из двух внучек продолжил его дело. Но вышло так, что младшая стала ветеринаром, а Стефания хоть и выбрала «лечебное дело», пошла по собственной дороге — в службу скорой помощи.
На станции работают 11 бригад, из них 2 интенсивной терапии, 9 фельдшерских. В штате 109 сотрудников. Самому старшему фельдшеру 65 лет, самому молодому около 20. А 61 год назад на только что созданном «в интересах улучшения медицинского обслуживания строителей калийного комбината и их семей» посту скорой помощи Солигорска работали всего три человека: фельдшер, водитель и дежурный на телефоне.
Фельдшер Лариса Адашевска уверена, что на скорой нет случайных людей. Они попросту не задерживаются — те, кто приходит сюда лишь за удобным графиком, довольно быстро меняют место работы, остаются только фанаты. Лариса относит себя к таким людям. Рассказывает, что всегда учится — и на работе, и в свободное время. Сейчас, например, получает высшее образование по направлению «социальная реабилитация». При этом оставлять работу на скорой она не планирует. В желании расти профессионально фельдшер Адашевска не одинока. Еще несколько ее коллег со станции также получают высшее образование.
Лариса Адашевска считает, что именно у молодых прогрессивных руководителей есть все шансы поднять службу скорой помощи на новый уровень:
У молодежи свое видение жизни, новые подходы к работе, новые технологии. Сегодня есть все возможности, чтобы стимулировать сотрудников службы скорой помощи «прокачивать» свой профессионализм. В этом могут помочь тренинги, лекции, программы интерактивного обучения. Поэтому мы связываем большие надежды с нашим молодым руководителем.