На протяжении 20 месяцев материковый Китай благополучно сдерживал COVID-19, проводя политику «нулевого ковида» и оперативно блокируя сотни вспышек. Несмотря на огромные затраты, этот подход, по оценкам экспертов, помог спасти примерно миллион жизней. Однако сейчас SARS-CoV-2, представленный субвариантами «омикрона», вновь активно распространяется в азиатском регионе — прежде всего в Гонконге, Японии и Южной Корее. И все больше людей во всем мире задаются вопросом, изменит ли Китай свою политику сдерживания на политику жизни с SARS-CoV-2, пишет Nature Medicine.
Отказ от политики «нулевого ковида» возможен?
Существует несколько причин, по которым это изменение может вскоре произойти. Количество летальных исходов в Китае было крайне низким: из 24 249 подтвержденных случаев COVID-19 с 15 мая 2020-го до 15 марта 2022 года только 2 были смертельными (коэффициент летальности (CFR) составил 0,008 %). Такой показатель CFR может снизить градус любой социальной паники.
Действительно, глобальный коэффициент смертности от SARS-CoV-2, который в апреле 2020 года был примерно в 80 раз выше, чем от сезонного гриппа (0,12 %), в 2022 году, вероятно, будет менее чем в 2 раза выше по сравнению с гриппом. И все это благодаря эффекту массовой вакцинации, приобретенному иммунитету и появлению высокотрансмиссивного, но относительно низкопатогенного варианта «омикрон».
Охват вакцинацией против COVID-19 достиг в материковом Китае 85 %, при этом каждый человек получил в среднем 2,2 дозы вакцины.
Отмена подхода, основанного на нулевом COVID-19, имеет неоспоримые преимущества, поскольку мероприятия по жесткому сдерживанию отнимают огромные ресурсы общественного здравоохранения. Более того, жизнь с вирусом в популяции высоко вакцинированного населения может привести к формированию стойкого коллективного иммунитета против различных вариантов SARS-CoV-2 посредством повторных естественных легких инфекций.
А самая большая проблема перехода к политике жизни с вирусом в густонаселенном Китае заключается в том, что число случаев заболевания SARS-CoV-2 может быстро увеличиться и после отмены жестких мер контроля будет настолько высоким, что перегрузит систему здравоохранения.
К июню 2021 года в Китае было создано более 1 600 онлайн-больниц, охватывающих более чем 239 млн пациентов, что заложило прочную основу для быстрого развития онлайн-услуг здравоохранения.
Страна по сути подготовилась к сценарию отхода от политики «нулевого ковида», наладив в 2021 году деятельность 970 036 участковых больниц, в которых заняты более 3 млн медицинских работников (примерно 1 участковая больница на каждые 1,4 тысячи жителей). Май 2022 года многие эксперты рассматривают как наиболее благоприятный период для смягчения мер. К этому времени прививочный иммунитет не успеет сильно снизиться, а в большинстве районов страны будет тепло. Есть некоторые доказательства того, что SARS-CoV-2 менее трансмиссивен в теплые месяцы, к тому же коинфекция с другими респираторными патогенами будет менее частой.
Переломный момент в Шанхае
Но есть факторы, которые могут помешать этим планам осуществиться. Уровень заражения SARS-CoV-2 продолжает расти в мировых мегаполисах. Вирус активно циркулирует в Японии, Южной Корее и Гонконге, при этом следует отметить, что уровень вакцинации, например, в Гонконге низкий, особенно среди пожилых людей, что может сделать вспышку COVID-19 там еще более серьезной.
Шанхай, один из крупнейших промышленных городов мира (население 26 млн человек), переживает какое-то невиданное «возрождение» COVID-19, и китайское правительство, похоже, отчаянно пытается остановить этот процесс, пока он еще больше не вышел из-под контроля, введя режим изоляции. Это самая серьезная вспышка в азиатской стране после первоначальной в Ухане в начале 2020 года — с конца марта на Шанхай приходится больше ежедневных случаев заболевания, чем в первые дни пандемии.
Властям пришлось изменить тактику: масштабы тестирования невероятно расширены, авиарейсы перенаправлены из города, сам мегаполис частично закрыт. Работа общественного транспорта, заводов и фирм по всему городу была приостановлена. Школьникам и студентам вновь пришлось полагаться на дистанционное обучение. Шанхай — один из самых оживленных портов мира, поэтому внезапная блокировка отправления судов стала тревожным сигналом, свидетельствующим о назревании кризиса.
Городские власти обратились к населению с просьбой отнестись к их действиям с пониманием и сотрудничать, приложив все усилия к предотвращению распространения эпидемии. Уже в первый день блокировки в городе число случаев заболевания подскочило до 4 447, хотя симптомы проявились лишь в 2 % из них.
Чем вызван рост числа заражений? Шанхай стал жертвой вспышки BA.2 — наиболее заразного подварианта «омикрона». Вспышки «омикрона» в других странах показали, что этот вариант менее опасен для жизни, чем его предшественники, но пока еще нет полных данных, позволяющих определить степень серьезности BA.2 или его подвариантов в отношении трансмиссивности, вирулентности и иммунной защиты. Примечательно, что в Шанхае было зарегистрировано большое количество лиц с бессимптомными случаями заболевания.
В рамках политики «нулевого ковида» Китай проводит весьма «агрессивное» тестирование: в закрытых районах Шанхая было выполнено свыше 8 млн исследований на более чем 60 тысячах пунктов. Более 10 тысяч медицинских работников были срочно доставлены в Шанхай для проведения массового тестирования и оказания медицинской помощи, развертываются временные госпитали. Несмотря на почти 2 года интенсивного сдерживания, реакция Китая на новый вариант была бескомпромиссной. Отчасти это объясняется неопределенностью в отношении иммунитета к вирусу.
Текущая ситуация и прогноз
В настоящее время на Шанхай приходится 87 % новых диагностированных случаев в стране. При этом недовольство жителей города принимаемыми мерами растет. Общественность возмущена тем, что родителей и их детей разлучают в больницах, множится число карантинных площадок. Город столкнулся также с нехваткой продуктов, которая привела к серьезным перебоям в работе служб доставки. Тем не менее Китай еще на неопределенный период времени продлил срок блокировки в Шанхае.
Пожалуй, это самая всеобъемлющая реакция китайского правительства в области общественного здравоохранения с тех пор, как оно взялось за первую вспышку в Ухане. Эксперты прогнозируют, что Китай будет придерживаться жесткой политики в течение некоторого времени, несмотря на то, что проводить ее в жизнь становится все труднее.
Борясь с «омикронной» волной, Китай должен принимать во внимание некоторые реалии:
- 52 млн жителей страны в возрасте старше 60 лет все еще не получили вакцину, привито лишь 48,4 % людей в возрасте 70–79 лет;
- только 56,4 % китайцев в возрасте 60–69 лет прошли ревакцинацию;
- в Китае обнаружены два новых субварианта «омикрона», один из них происходит от BA.1, а другой — от BA.2, которые не совпадают ни с одной из существующих последовательностей в китайских или международных базах данных.
Органы здравоохранения, по сути, признали трудности в сдерживании быстро распространяющегося варианта «омикрон» и его субвариантов, буквально закрыв на замок 26 млн жителей Шанхая, что является самым крупным введением ограничений в масштабах города с начала пандемии.