Разновидности вируса SARS-CoV-2
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Почему некоторые последние разновидности вируса SARS-CoV-2 вызывают больше беспокойства по сравнению с предыдущими? Что известно об этих субвариантах?

 

Вариант «омикрон», как никакой другой до него, распался на множество подвариантов, начиная с BA.1 и включая более поздний BA.5 с его линейкой «мутантов», оттеснив далеко на второй план все предыдущие разновидности, которые привели к волнам «альфа» и «дельта» в начале пандемии. Теперь больше говорят о рекомбинантных формах вируса, таких как XE, возникших в результате обмена генетическим материалом между субвариантами. Совсем недавно в новостях появились «имена» XBB и BQ.1. Неудивительно, что за всем этим так трудно уследить.

 

ВОЗ пришлось пересмотреть описание всех этих субвариантов и определить те, за которыми необходимо следить более тщательно. Находящиеся под наблюдением — это те варианты, которые имеют специфические комбинации мутаций, дающие вирусу определенные преимущества, например, более высокую передаваемость по сравнению с другими циркулирующими в это же время. Лаборатории и эпидслужбы отслеживают все распространяющиеся субварианты путем секвенирования генетического материала вирусных образцов (например, при проведении ПЦР или отборе проб сточных вод) и загружают результаты  в глобальные (например, GISAID) или национальные (например, австралийская AusTrakka) базы данных.

 

Субварианты «омикрона» по-прежнему являются причиной подавляющего большинства случаев заболевания COVID-19 во всем мире. Они имеют специфические мутации, которые могут делать их более трансмиссивными, вызывать более тяжелое течение заболевания или уклоняться от иммунного ответа. Сейчас в мире циркулируют BA.2.75 и некоторые версии BA.5. А поскольку появляются все новые и новые разновидности, разумно предположить, что вирус будет продолжать развиваться и новые варианты (и особенно подварианты) будут появляться и распространяться по волнообразной схеме (см. рисунок).

 

Рисунок. Разнообразие субвариантов «омикрона» среди вирусных геномов в Австралии.Raznovidnost virusov tabljpg

 

Новые версии BA.5. Субвариант BA.5, возникший в начале февраля 2022 года, продолжает накапливать новые мутации. ВОЗ сегодня отслеживает версии BA.5, которые несут по крайней мере одну из пяти дополнительных мутаций (известных как S:R346X, S:K444X, S:V445X, S:N450D и S:N460X) в гене Spike-белка, кодирующего ту часть вируса, которая распознает и соединяется с клетками человека. Мутации в этом гене вызывают особенную обеспокоенность, поскольку могут повысить способность вируса связываться с человеческими клетками.

 

BA.2.75, или «кентавр». Впервые зафиксирован в декабре 2021 года. Вероятнее всего, появился в Индии, но обнаружен уже по всему миру. Этот подвариант имеет до 12 мутаций в гене Spike-белка. Похоже, что он распространяется более эффективно, чем BA.5. Возможно, это связано с тем, что он лучше способен заражать клетки и избегать иммунного ответа, вызванного предыдущим инфицированием другими вариантами.

 

BJ.1. Впервые был обнаружен в начале сентября 2022 года и имеет набор из 14 мутаций гена Spike-белка. В основном выявлялся в Индии или в инфекционных случаях, завезенных из этого региона. О влиянии его мутаций пока известно очень мало.

 

BA.4.6, или «аэтерна». Обнаружен в январе 2022 года в Южной Африке и быстро распространился в США и Великобритании. Согласно исследованию Агентства по охране здоровья Великобритании, распространяется быстрее, чем подвид «омикрона» BA.5. В настоящее время симптомы нового подвида BA.4.6 ВОЗ не изучены. Но предполагается, что он может легче передаваться от одного человека другому из-за мутаций гена шипа. Ранние данные свидетельствуют о том, что он также лучше противостоит коктейлям терапевтических антител по сравнению с BA.5, что делает такую терапию против него менее эффективной.

 

BA.2.3.20. Впервые обнаружен в США в августе 2022 года. Имеет набор из девяти мутаций в гене Spike-белка, включая редкую двойную мутацию (A484R). Как и BA.2.75, этот субвариант, вероятно, лучше способен заражать клетки хозяина и избегать иммунного ответа, вызванного предыдущей инфекцией.

 

XBB. Эта рекомбинантная версия вируса выявлена в августе 2022 года. Является результатом обмена генетическим материалом между BA.2.10.1 и BA.2.75. Имеет 14 дополнительных мутаций в гене Spike-белка по сравнению с BA.2. Специалисты ожидают, что число случаев заражения этим субвариантом будет расти. Лабораторные исследования показывают, что терапевтические антитела не так хорошо работают против этого вируса, причем XBB демонстрирует сильную устойчивость. Но хотя XBB, по-видимому, способен распространяться быстрее, чем BA.5, пока нет доказательств того, что он вызывает более тяжелое течение заболевания.

 

BQ.1. Пока не включен в список подвариантов, за которыми ВОЗ ведет наблюдение, однако случаи заболевания подвариантом BQ.1 растут, особенно в Австралии. BQ.1 содержит мутации, которые помогают вирусу обойти существующий иммунитет, а это означает, что предыдущее заражение другими субвариантами, включая BA.5, может не защитить от BQ.1.

 

Данные постоянно обновляются и уточняются. Однако следует помнить, что лучшей защитой от тяжелой формы COVID-19 и госпитализации, какой бы подвариант вируса ни циркулировал, является вакцинация и своевременная ревакцинация.