Фото предоставлено пресс-службой Минздрава.

В Полоцке под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой прошло выездное заседание консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, где обсудили вопросы инклюзии в сфере образования и возникающие на местах проблемы семей, воспитывающих таких ребят.

 

Участие в заседании приняли министр здравоохранения Дмитрий Пиневич, министр образования Андрей Иванец, министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, первый замминистра информации Андрей Кунцевич, другие члены совета, приглашенные эксперты и родители.

 

Наталья Кочанова:

 

Я признательна своим коллегам, что они подключились к обсуждению. Важно, чтобы все то, что делает государство для интеграции детей с особенностями, было эффективно. Сегодня можно и нужно активно помогать им, и результаты начатой работы мы уже видим на примере Полоцка. Общество должно поворачиваться лицом к этой проблеме, хотя иной раз мы сталкиваемся с примерами, что именно родители здоровых детей не принимают их в классах. Значит нужно учить взрослых людей.

 

По словам Натальи Кочановой, в нашем государстве сделано многое для того, чтобы дети обучались интегрированно.

 

Наталья Кочанова:

 

В Кодексе «Об образовании» мы прописали инклюзивное образование. И созданы условия для того, чтобы дети с особенностями развития учились в школах, получали специальное образование. У нас обучаются и специалисты, которые могут работать с такими детьми. Но есть и жалобы от родителей. И, анализируя их, мы должны дальше строить свою работу.

 

В ходе выездного заседания члены консультативного совета посетили Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района и СШ № 18 имени Евфросинии Полоцкой.

 

Наталья Кочанова:

 

Нам важно знать, какие есть проблемы в таких учреждениях образования, и вовремя помочь им. Это должна быть межведомственная помощь — и образования, и здравоохранения, и местных властей, и предприятий региона.

 

На государственном уровне сделано многое для того, чтобы каждый ребенок в нашей стране получал квалифицированную медицинскую помощь и ему был своевременно выставлен диагноз. Что касается системы образования, то у нас тоже приняты решения, которые позволяют ребятам обучаться интегрированно. И нам небезразлично, что появляются обращения родителей, которые говорят, что возникают различные проблемы, в том числе в восприятии учебных программ, и мы понимаем, что надо работать всем вместе над устранением этих пробелов.

 

Пленарное заседание консультативного совета прошло в полоцком Музее белорусского книгопечатания. На заседании спикер отметила, что среди этой категории детей много талантливых ребят. Кроме образования и самореализации для них актуальны вопросы трудоустройства после получения дипломов. Детям нужно помочь социализироваться и по возможности стать активными участниками экономического развития страны.

 

Представители министерства и учреждений образования рассказали, как в Беларуси и в частности в Витебской области налажена система обучения с детьми с особенностями развития, а также как идет подготовка педагогических кадров для данного профиля. Своими проблемами и опытом в воспитании таких детей поделились и мамы, которые приехали из разных городов.

 

Председатель Совета Республики Национального собрания обозначила перед членами консультативного совета спектр вопросов для обсуждения и решения:

 

1) обеспеченность учреждений образования квалифицированными специалистами;

 

2) определение образовательного маршрута ребенка;

 

3) подбор программы обучения для детей с нарушениями речи;

 

4) выбор учреждения образования для обучения ребенка;

 

5) психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с РАС;

 

6) активная информационная и разъяснительная работа среди населения и др.