Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Почему возникает конфликт? Как вовремя сгладить острые углы и прекратить спор? Рассказывает доцент кафедры психологии образования и развития личности БГПУ им. М. Танка, директор учебно-практического учреждения «МедиаторОк проф» и Белорусской лиги семейных медиаторов, кандидат психол. наук Оксана Шульга.

 

Реальность субъективна

 

Как строить отношения с близкими, если у вас диаметрально противоположные взгляды на один и тот же вопрос? Эксперт советует прежде всего попытаться понять, что сближает участников спора или конфликта. Потому что даже абсолютно разные мнения о ситуации либо предмете, по сути, являются взглядом на одно и то же, но под разными углами.

 

Оксана Шульга:

 

Самое сложное при общении отказаться от критики, суждения, интерпретаций и оценок. Однако сделать это очень важно. Следует понимать, что мы все по-разному смотрим на ситуацию.

 

При возникших разногласиях следует подчеркивать равенство позиций, искать единство в интересах и мнениях. Постараться выслушать друг друга и понять, как различия во взглядах помогут восстановить целое, привести к сотрудничеству. Не стоит избегать обсуждения сложных тем, такая тактика вызовет еще большее раздражение и недоверие друг к другу.

 

Следует принять тот факт, что реальность субъективна, а попытка доказать свою правоту может привести к разрушению отношений. Ни одно событие в мире не стоит того, чтобы лишить вас самого ценного — близости.

 

Причины споров

 

Почему близкие люди перестают слышать друг друга и каждый пытается доказать свою правоту? Этому есть несколько причин.

 

Первая — различия между нами, ведь совершенно одинаковых людей в мире не существует. Но не всегда у нас получается принимать уникальность другого человека, поэтому и различия, которые сложно принять и признать, могут вызывать агрессию.

 

Вторая — неумение слушать и слышать. Мы слушаем для того, чтобы ответить. На самом деле надо слушать, чтобы услышать.

 

И услышать не то, что мы хотим, а то, что нам хочет сказать человек. 

 

Третья — попытка дать оценку, присвоить качество. Если мы навешиваем ярлыки, критикуем кого-то, указывая на его качества, то провоцируем его на оборону или агрессивные действия. Часто мы ориентируемся на оценку события, а не на само событие, забывая, что оценка — это субъективное видение.

 

Как не допустить конфликта

 

Научиться по-другому реагировать на события, не пытаться давать им оценку, интерпретировать их, не судить поведение человека, а перейти к описанию того, что вы видите, замечаете. В этом могут помочь вопросы:

 

  • что именно вы увидели?
  • что почувствовали?
  • как переживали?

 

Ответы на них нужно описывать через Я-сообщения и свое состояние.

 

Существуют определенные правила бесконфликтного поведения:

 

  • говорите спокойным голосом, не повышайте тон;
  • если с чем-то не согласны, найдите то, в чем вы можете частично
  • согласиться;
  • напомните о том хорошем, что связывает вас и вашего собеседника;
  • принимайте собеседника таким, какой он есть;
  • проявляйте дружелюбие и оптимизм.

 

Оксана Шульга:

 

Для того чтобы найти выход из ситуации, всегда должен быть выбор. Его наличие позволяет человеку стать более ответственным в разрешении сложной или спорной ситуации. Поэтому вариантов решения обязательно должно быть несколько, с возможностью выбора. 

 

Что делать тем, кто стал свидетелем спора, чтобы разрядить ситуацию? Как отметила эксперт, можно предложить перенести обсуждение или выступить в роли посредника. При этом желательно проявлять беспристрастность и не выбирать одну из сторон. Если с человеком действительно сложно спорить, с его стороны есть угрозы и возможности проявления насилия, тогда стоит уходить от спора, попытаться перевести тему либо просто оставить его в одиночестве, советует эксперт. 

 

Кстати, помочь переубедить своего собеседника помогает рефрейминг (изменение точки зрения и смысла высказывания или события). Рефрейминг позволяет расширить восприятие, понять точку зрения оппонента, увидеть, что у вас с ним могут быть общие взгляды на одну проблему. Например, мы можем наклеить ярлык на человека, что он жадный. Но если дать позитивную окраску его качеству, то можно сказать, что он экономный и бережливый.

 

Методы разрешения ситуации

 

Есть несколько методов, которые помогают привести к разрешению конфликтной ситуации. Например, метод «выхода чувств». Его суть в том, чтобы дать оппоненту возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым снизить спровоцированное конфликтом эмоциональное напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

 

Хорошо работает прием «обязательного слушания». Участникам конфликта или спора предлагают внимательно слушать друг друга (это обязательное условие). Прежде чем ответить другому, необходимо с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов становится очевидной, и накал напряженности в их отношениях спадает.

 

Хорошо работает метод «обмена позициями». Участникам конфликта предлагается описать ситуацию с позиции другого. Этот прием позволяет им выйти за пределы собственных личных обид, целей и интересов и лучше понять оппонента.

 

Снизить градус напряженности в споре можно с помощью следующих рекомендаций:

 

  • дать возможность высказаться человеку,
  • не перебивать его;
  • проявить реальное внимание к собеседнику;
  • не оценивать, не судить, не интерпретировать личность человека;
  • попробовать понять, какая потребность стоит
  • за негативным высказыванием человека;
  • не отвечать агрессивно, сохранять спокойствие, ровный тон и голос;
  • попросить повторить, но без крика; часто кричат те, у кого мало аргументов и слабая позиция. Попросите у них более подробно описать свою точку зрения.