Физическая нагрузка перед уроком может стать ключом к повышению академической успеваемости, показало новое исследование, опубликованное в журнале Psychology of Sport & Exercise. Всего 9 минут активности помогли школьникам значительно улучшить результаты стандартизированных тестов.
Прыжок к отличной успеваемости
Учителя, которые говорят ученикам: «Давайте сделаем перерыв, чтобы вам легче было сосредоточиться», — абсолютно правы, утверждают ученые из Университета Северной Каролины, подкрепившие эту житейскую мудрость научными данными.
Предыдущие исследования связи физических упражнений и когнитивных способностей детей часто проводились в особых условиях, например, в виде 20-минутных сеансов на беговой дорожке, — вот только эти методы совершенно не подходят для обычного класса. Поэтому на этот раз команда разработала комплекс упражнений, которые можно выполнять на месте и без оборудования, — приседания, шаг на месте с высоким подъемом колен, выпады и прыжки.
Учащиеся в возрасте от 9 до 12 лет выполняли каждое упражнение в течение 30 секунд, после чего следовало 30 секунд отдыха (по методу высокоинтенсивного интервального тренинга), при этом они оставались рядом со своими партами.
Сеанс таких занятий ученые сравнили с двумя другими вариантами предварительной подготовки к тестированию: отдыхом в сидячем положении и велотренировкой средней интенсивности. Только высокоинтенсивная тренировка привела к заметному улучшению результатов тестирования. Ответы улучшились у всех детей без различий по возрасту, общей физической форме или базовой академической успеваемости. При этом большинство ребят легко справлялись с веселой разминкой на месте.
Учителя, которые включают в занятия перерывы на физическую активность, видят положительное влияние на успеваемость учеников.
В ходе исследования проводилось сканирование мозга учащихся с помощью электроэнцефалограммы для измерения нейронного сигнала, называемого отрицательной реакцией на ошибку (резко возрастает при совершении ошибки). Высокая амплитуда отрицательной реакции на ошибку может указывать на умственное отвлечение и чрезмерную фиксацию на ошибках, что снижает концентрацию и производительность ребенка и негативно сказывается на результатах. Так вот, после интенсивной физкультминутки рядом с партой у учеников наблюдалась более низкая негативная реакция, связанная с ошибками, — их мозг эффективнее восстанавливался.
Вопрос в том, могут ли учителя потратить 9 минут на то, чтобы мгновенно повысить основные академические навыки? Наиболее реалистичным решением будет включать такую разминку в перерывы между уроками или перед выполнением контрольных работ или тестов, а также любых заданий, требующих длительного внимания. И никакой необходимости искать дополнительное место или переставлять мебель в классе!
Дело в росте?
Результаты исследования, опубликованного в журнале Economics and Human Biology, свидетельствуют о том, что более высокие ученики в среднем демонстрируют чуть более лучшие результаты при тестировании, чем их более низкие сверстники. Опираясь на большую выборку нью-йоркских школьников (более 0,5 млн учащихся), исследование показало, что каждое стандартное отклонение в росте связано с более высокими баллами по языку и математике в 3–8-х классах. Рост был стандартизирован по отношению к сверстникам того же пола и того же класса в каждой школе, по сути, рост учащегося среди одноклассников.
Исследователи выполнили эту работу, чтобы лучше понять, почему более высокие люди часто получают более высокую заработную плату во взрослом возрасте, что доказано в ряде предыдущих исследований. И одно из предположений заключается в том, что более высокие люди, возможно, имели академические преимущества в более раннем возрасте, которые могут частично объяснить их последующий успех.
Результаты показали постоянную, хотя и небольшую корреляцию между ростом и академической успеваемостью. Среди мальчиков увеличение роста на одно стандартное отклонение было связано с улучшением результатов по математике на 0,03 стандартного отклонения и результатов по языку на 0,039 стандартного отклонения. У девочек соответствующее увеличение составило 0,034 и 0,04 стандартного отклонения. Хотя эти цифры могут казаться небольшими, со временем они суммируются. Например, 2,5 % самых высоких мальчиков и девочек в своем классе показали результаты по языку на 0,18–0,19 стандартных отклонения лучше, чем 2,5 % самых низких, и эта разница будет значимой в масштабных оценках.
Исследование показало, что после учета некоторых основных демографических характеристик 2,5 % самых высоких мальчиков и девочек получали на 20 % больше баллов, чем 2,5 % самых низких мальчиков и девочек в том же классе и школе.
Любопытно, что важен не только абсолютный рост, но и рост по сравнению с одноклассниками. Учащиеся, которые были выше своих сверстников в группе, как правило, показывали немного лучшие результаты, даже если относительно учеников другой школы они не казались столь рослыми. Это говорит о том, что социальные представления могут играть определенную роль в академической успеваемости.
Ученые также проверяли, не связан ли эффект со здоровьем: возможно, высокие дети реже болеют или лучше питаются. Однако даже после учета таких факторов, как наличие ожирения, посещаемость школы, здоровье в раннем детстве и семейное окружение, корреляция между высоким ростом и лучшими оценками сохранялась. Тенденции среди девочек также оказались весьма схожими, что особенно удивило ученых, поскольку «бонус за рост» в силу сложившихся социальных норм более ожидаем у мальчиков.
Однако интересно, будет ли иметь преимущество разница в росте, когда одноклассники видят друг друга только на экране монитора?
Как тяжелые рюкзаки влияют на здоровье детей
Eжегодно 5 тысяч детей попадают в отделения неотложной помощи из-за травм, связанных с ношением рюкзаков, более 14 тысяч получают лечение по поводу таких травм, подсчитала Американская академия хирургов-ортопедов. Проблемы, связанные с ношением тяжелых рюкзаков, могут включать мышечные спазмы, нарушение осанки, травмы позвоночника и напряжение, приводящее к головным болям. Перегруженный рюкзак не только оказывает слишком большое давление на плечи, но и создает дополнительную нагрузку на бедра, колени и лодыжки.