Фото из архива Ю. Шакель.
Фото из архива Ю. Шакель.

Юлия Шакель работает в неврологическом отделении Браславской ЦРБ санитаркой, а вне работы «творит миры» на полотне. Главный врач больницы Александр Макаревич в недавнем интервью отметил, что талант Юлии стал настоящим открытием для коллектива во время одного из конкурсов. «Маляванкі» и «дыванкі», которые создает Юлия, недавно были представлены в экспозиции местного музея. Теперь работы мастера хотят видеть и в школе, где учатся ее дети, и в библиотеке, где Юлия черпает вдохновение. Мастерица скромно называет свое занятие хобби, и признается, что когда-то думала создать всего одну работу в данной технике. Однако творческий эксперимент увлек, а близких сердцу тем оказалось много. Так и сформировалась коллекция.

 

Авторский взгляд на мир

 

Юлия, расскажите, как впервые взялись за кисть и почему традиционному холсту предпочли темный фон?

 

Меня увлекали и вытинанка, и вязание, и вышивание — но все это было скорее для души, нежели чем-то профессиональным. В какой-то момент происходит внутренний щелчок, когда ты хочешь что-то дать миру. На размышления навел творческий конкурс, где представить свои умения и авторский взгляд могли как профессионалы, так и любители. Мне нравится, что самобытные ремесла обретают новую форму, смыслы, идеи. Подумала: как же я «затоптала» свои таланты? Ведь еще со школы любила проявлять себя творчески. Самореализация очень важна для меня, захотелось подрасти, повысить свой уровень. Когда путешествую, стараюсь заходить в музеи, чтобы познакомиться с городом, расширить кругозор, вдохновиться. Вспомнила, как в детстве увидела «маляванку» на одной из ярмарок местных мастеров. Белорусская живопись — действительно уникальный вид народного творчества. Люди старались раскрасить свой скромный быт, но они вкладывали важные смыслы в эти рисованные ковры.

 

Malyavankі 10844

 

Воспоминание о той «маляванке» и подтолкнуло к тому, чтобы попробовать создать свою картину на полотне. Тогда я думала, что будет всего одна, о родном крае. Очень хотелось запечатлеть что-то наше местное, аутентичное, уникальное. А темная ткань — это дань традиции, пространство, которое оживает и оттеняет яркие краски. Иногда мне интуитивно хочется добавить оттенков, чтобы создавалось ощущение объема. Единственное, сейчас непросто раздобыть ткань, которая использовалась для такого творчества изначально.

 

На вашей соцстраничке есть такая цитата: «Творящий бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, добычею богатств не занят — он из души их достает» (Л. Болеславский). Сюжеты «достаете из души»?

 

Сюжеты рождаются из того, что мне хочется сказать миру, донести то, что ценно для меня. Очень люблю родную деревню Гавриловцы, пусть достопримечательностей в ней и немного. Заметила, что на возвышенности из моей деревни открывается наилучший вид на знаменитую Слободку, представила, что ставлю мольберт и пишу эту «жемчужину Браславщины», как называют у нас один из самых популярных туристических маршрутов в районе. Кто-то посмотрит и захочет узнать: а откуда этот ракурс — и тогда разгадает ход моей мысли.

 

Также захотелось отобразить и уникальные железные оковки дверей местного Слободского костела: завесы в виде растительных композиций узнаваемы для тех, кто хоть однажды к ним прикоснулся. Растительные элементы — это и часть моей личной истории (некоторое время Юлия работала в Национальном парке «Браславские озера». Взаимодействие с флорой, природой, ее красотами легло в новый творческий опыт. По «наследству» Юля также ухаживает за клумбами костела, как когда-то делала ее бабушка. — Прим. авт.). Цветы на моих полотнах всегда неслучайны: кто-то видит в тюльпанах символ весны, кто-то замечает, как раскрывается, подобно бутону, женственность. Для меня флоксы — это букет для мамы, которая родилась в период их цветения.

 

Цветы сопровождают самые важные события нашей жизни, например, свадьбу, когда создается праздничный венок или букет. Да и каждый цветок сам по себе рождает ассоциации. Думаю, в прошлом, когда кто-то заказывал рисованный ковер в дом, выбирал свои любимые цветы.

 

Malyavankі 10822

 

Увидев вашу «маляванку», вспомнила стену в доме знакомой бабушки, у которой бывала в детстве. Ваше «путешествие во времени и пространстве» состоялось и получилось масштабнее, чем задумывалось изначально…

 

Говорят, что в моих работах много символизма, и это такая особенность тех, кто занимается непрофессионально. Но хочется вложить в работы смыслы, которые люди считают важными. Мне близка тема природы, семьи. Несколько «дыванкаў» изготовила в подарок родным с учетом их интересов. Символы греют душу воспоминаниями, наводят на мысли об истории и дне сегодняшнем. Настоящие ценности вне времени. Даже сама «маляванка» как техника — это давняя традиция. И хотя на Браславщине она не сильно была распространена, почти каждый припомнит, что видел ее — в доме или на старых фотографиях семьи, родных. И это отзовется в сердце. В то же время мне не хочется повторяться, делать кальку, я стремлюсь донести то важное, что открыла для себя.

 

В этом смысле мне близки работы нашего Язепа Дроздовича (помимо картин есть «маляванкі» его авторства. — Прим. авт.), художника, который по-своему переосмысливал реальность, космос. Я придерживаюсь традиций, обрамляя центральный сюжет цветочным орнаментом, но сюжеты подбираю актуальные для настоящего. Мои работы природные, семейные, иногда присутствует духовная символика, исторический контекст.

 

С технической точки зрения стараюсь быть верна традициям. Изначально посетила Витебский областной методический центр народного творчества, чтобы узнать особенности создания таких полотен. Очень помогли книги. Собираю определенные материалы, которые могу использовать в творчестве. Беру что-то из литературы, что-то переосмысливаю. Например, фраза «Дзе каханне, там згода, дзе згода — там бог» родилась в раздумьях над схожей польской фразой, обнаруженной в старом фонде, который я стала серьезно изучать в процессе создания «маляванак». У нас небольшая сельская библиотека, и ее сотрудницы, перебирая архивы, находят то, что может мне пригодиться, будет интересным. В коллективе вижу поддержку, в школе интересуются, в музее, других учреждениях. Мне хочется прославить наш Слободской уголок. Очень приятно, что людям нравится. Меня больше не спрашивают, что такое «маляванка». Значит, мои работы как минимум подтолкнули к тому, чтобы прочесть о «маляванке» в интернете.

 

Недавно одна из моих работ была отмечена 2-м местом в областном конкурсе. Я ее писала к 80-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для себя решила однозначно: мои работы про жизнь. Как рассказать в таком случае о трагедии? Как соединить в полотне прошлое, настоящее и будущее? И таким связующим звеном оказался дом. Я помнила историю о местных подпольщиках (Василевских), которых забрали в «темницу». И несмотря на то, что на строении нет никаких табличек, историю этого дома знают. Возможно, кто-то угадает его и на моей «маляванке». В доме спустя 80 лет живут другие люди, здесь сохраняются традиции, память. Это ли не главный символ того, что поколения предков живут в наших воспоминаниях и, обращаясь к искусству, культуре, мы больше сможем понять и о себе, ведь мы «сотканы» из их опыта, крови, ДНК.

 

Раз уж мы коснулись медицинских терминов, интересно, как такой творческой душе работается в больнице?

 

Как и в творчестве, делаю то, что важно людям. Здесь ведь мои земляки, которые так же, как и я, любят свой край, — мы все через одного знакомы. Если вижу, что кто-то огорчен тем, что проводит дни в больнице, замкнулся на болезни, стараюсь переключить внимание: посмотрите, какие вокруг красоты! Какой вид из окна! Просто представьте, что отдыхаете на Браславских озерах. И люди начинают улыбаться...

 

Прекрасно понимаю пациентов — они тоскуют по дому. Я ведь сама такая: люблю работу, а все же в городе мне тесно — душа требует простора. Думаю, это читается в моих «маляванках». Для меня нет ничего милее моей деревни Гавриловцы, что примыкает к Слободке. На работу добираюсь на машине, довольно удобный график позволяет уделять время творчеству.

 

Не могу ужиматься, ограничивать себя. Мне предлагали нарисовать что-нибудь «маленькое», а я не берусь — душа не лежит. Масштаб цепляет взгляд, хочется остановиться, рассмотреть детали, подумать над сюжетом. Планирую побывать в Заславле, чтобы проникнуться коллекцией исторических «маляванак», что собраны по деревням, в деталях рассмотреть работы самобытной белорусской художницы-примитивистки Алены Киш. У меня есть работа размером почти 2×3 метра — «дыван», в котором сполна отобразила цветочную тему. Все, что меньше этого формата, — полуразмерные 1×1,5 метра — «дыванкі».

 

Задаюсь вопросом: как Алена Киш справлялась со своими коврами в то время? На себе ощутила, сколько требуется подготовки: нужно рассчитать композицию, все детали продумать. Обычно я рисую на кухне, когда накормила ужином семью. Это мое время... Но чувствую, что мне уже тесновато в рамках кухни, хочется, чтобы можно было растянуть ткань, а не рисовать фрагментами. Возможно, в будущем у меня появится мастерская...

 

Самопознание через творчество

 

20 3

 

Юлия Шакель сознательно занимается возрождением ремесла «маляванкі». Недавно она получила благодарность Научно-исследовательского учреждения культуры «Браславское районное объединение музеев» за значительный вклад в развитие, умножение и сохранение национальных культурных традиций, плодотворное сотрудничество в деле популяризации традиционных белорусских ремесел.

 

В музее традиционной культуры Браслава можно увидеть свежее полотно ее авторства. Уникальность этой работы в том, что она по размерам приближена к самой большой «маляванке» на территории Беларуси (речь о работе А. Киш, что хранится в Музее белорусской «маляванкі» в Заславле. — Прим. авт.).

 

Работа имеет форму дома, внутри которого жизненный круг. Широкий, символизирующий начало, и внутренний — обрамленный венком из цветов. Присмотревшись к голубым краскам реки жизни (местные узнают здесь реку Друйку), можно увидеть, как рождается человек под крыльями аиста, какие судьбоносные события, места накладывают отпечаток на его идеалы и как однажды он сливается с вечным небесным океаном, где снова обретает символические крылья… Лебеди как олицетворение чистоты, космической любви и возрождения — уже за пределами нашего восприятия, этот план не познаваем для человека.

 

— Когда задумала цветочную композицию, в городе не было нужной ткани, и я поехала в Витебск. Ничего не нашла, но и возвращаться с пустыми руками не хотелось. Увидела материал, из которого делают проклеенную изнанку воротничков. Продавцы думали, что ошиблись, когда услышали, что я беру 6 метров. Конечно, пришлось объяснить, для чего мне такое полотно. Черный фон совсем не мрачный, это пространство (помните, как у Малевича?), на котором я могу создать все. Хочу, чтобы зритель воспринимал это именно так. Для того чтобы картины были яркими, я обычно делаю «подмалевок» белой краской, а уже затем на него наношу цветные акриловые краски. Кто-то предпочитает грунтовать, а я нашла для себя такое решение, — рассказывает Юлия. — Кстати, цветочная тема меня сопровождала в этот период повсеместно. Пошла на презентацию книги в библиотеку и там услышала стихи о цветах. Попросила автора подарить мне цитату, которая стала бы заглавной в моей работе на холсте. А она протянула мне сборник: «Выбирай». Я выбрала, только сделала перевод. В итоге получилось «Перамяніла ты ўвесь свет зямны, сама таго не ведаючы».

 

Malyavankі 10811

 

Творческие женщины всегда поймут друг друга, уверена Юлия. Ей нравится создавать коллаборации, когда творчество одного автора усиливает смыслы работы другого. Настоящая творческая синергия получается.

 

— Меня спрашивают: «Хто яна — тая, што перамяніла свет?» Может быть, это «кветка», что раскрасила землю, может быть, «маляванка», а может, «жанчына, што спазнала сваю ўнутры неверагодную сілу»? Каждая увидит свое, исходя из опыта. Каждая решит для себя. И да, мои зрители в основном женщины, — признается Юлия. — Если же рассуждать о признании, то больше всего мне приятно слышать от детей, когда они говорят: «Это моя мама!» (когда речь идет об авторе работы. — Прим. авт.). Наши совместные музейные путешествия не прошли даром, они многое знают, для них важно, что я создаю что-то такое, что восхищает других. А мне интересно проводить небольшие мастер-классы. Свои «маляванкі» я не продаю, их не так много. Пока они на выставке, в музейном фонде либо у кого-то дома в качестве подарка. Хочется еще глубже узнать себя через творчество. Пока не знаю, будет ли это «маляванка» или иная техника. И чего еще потребует творческая душа…

 

Справка: «Маляванкі» и «дыванкі» — живописные произведения на холсте, декоративные расписные ковры, но разнятся размером. Обычно «маляванка» — это что-то масштабное, по словам Юлии, а работы меньшего формата принято называть «дыванкамі».

 

Фото из архива Ю. Шакель.