Ситуация, когда ребенок попадает в реанимацию, всегда является огромным стрессом для его родителей и всех членов семьи. Особенно если это не перевод, например, после планового оперативного вмешательства, а экстренная госпитализация ребенка с травмой, острым заболеванием, неожиданным резким ухудшением состояния здоровья. При взаимодействии медицинского персонала с родственниками важно учитывать особенности их психоэмоционального состояния. Своими рекомендациями по этой теме поделилась Наталья Рогожина, клинический психолог центра медико-социальной поддержки женщин Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка».
Спектр эмоциональных реакций
— На острую стрессовую ситуацию организм любого человека может отреагировать по-разному, в том числе это могут быть эмоциональные реакции, совершенно не свойственные ему ранее, — рассказала Наталья Рогожина. — Сам факт, что ребенок в реанимации с угрозой жизни, неожиданность происходящего, неизвестность и неопределенность становятся для родителя шоком. Возможны острые всплески эмоций с рыданиями, громкими причитаниями, истерикой, панической атакой. Такие реакции обычно краткосрочные. Но и далее человек продолжает испытывать массу различных эмоций и чувств, это могут быть страх, растерянность, отрицание, злость, агрессия, тревожность, вина, истощение, напряжение, беспомощность.
Возможные эмоциональные состояния: подавленное, возбужденное, стабильное.
В подавленном состоянии родители уходят в негативное русло, внутренне убеждают себя в том, что это начало конца, что ничего хорошего уже не будет, что и их жизнь тоже закончена; они почти не задают вопросов, не реагируют на происходящее вокруг. Для возбужденного состояния характерны активность, многословие. Возбуждение настолько высоко, что они пытаются здесь и сейчас решить, кто виноват, что делать дальше, где искать лучших врачей, лучшие лекарства. Все это высказывается громко и зачастую агрессивно. Родители в стабильном эмоциональном состоянии осознают реальную картину, эффективно взаимодействуют с врачом.
— В нестабильном эмоциональном состоянии у человека происходит снижение когнитивных функций — затруднен анализ, синтез, переработка информации, — отметила Наталья Рогожина.
Родителям сложно слушать и понимать, что им говорит врач, они могут переспрашивать по несколько раз одно и то же, утверждать: «Вы же мне ничего не говорили», «Мне никто ничего не объяснил». Разным людям требуется разное время для принятия случившегося, осознания реальной картины.
На первоначальном этапе нужно помочь родителям адаптироваться к тому, что их ребенок находится в реанимации. Часто в таких случаях требуется профессиональная помощь психолога.
Первое посещение отделения реанимации
Перед первым посещением реанимации фантазии родителей могут рисовать самые страшные и ужасные картины. Это свойственно большинству людей, переживающих острую стрессовую ситуацию, когда они напуганы и ошарашены, не понимают, что их ждет дальше.
Рекомендация
- Предложите сначала обсудить состояние ребенка в кабинете врача.
— В кабинете нужно пригласить родителя присесть, можно предложить воды, — рекомендует психолог. — Разговаривать спокойным доброжелательным тоном, простыми и понятными словами, без обилия медицинских терминов. Можно использовать схемы: диагноз, особенность заболевания, состояние. Сообщить о том, находится ли ребенок в сознании, введен ли в медикаментозный сон, подключен к ИВЛ. Обязательно предупредить о внешних изменениях. Ребенок в ОРИТ может выглядеть совсем не так, каким привыкли видеть его родители в здоровом состоянии. Кожные покровы могут быть бледными, синюшными, желтыми и т. д., возможны следы повреждений, кровоподтеки и другие изменения, особенно после травм, ДТП. Предупредить, что к телу ребенка будут подключены провода, катетеры, мониторы, будут слышны различные звуковые сигналы. Если вы скажете об этом заранее, поясните, что это нормально в данной ситуации, это поможет родителю немного адаптироваться к обстановке в ОРИТ и к тому, что ему предстоит увидеть. Такой первый этап сопровождения снижает количество острых непредсказуемых реакций.
Тем не менее, даже после грамотной предварительной подготовки нужно быть готовым к совершенно разным реакциям родителей в первый момент, когда они видят своего ребенка на реанимационной койке. Если вы понимаете, что состояние родителя нестабильное, что он не может сейчас справиться со своими эмоциями, тем более если у него острая эмоциональная реакция, нужно предложить помощь психолога.
Как рекомендовать помощь психолога?
— Большое значение имеет то, как предлагается помощь психолога, — уверена Наталья Рогожина. — Если это сделано неправильно, то человек начинает думать, что окружающие считают его «неадекватным, ненормальным», категорически отказывается от предложенной психологической поддержки. Кроме того, некоторые путают психолога и психиатра, боятся, что их поставят на учет и у них начнутся проблемы.
Фразы, которые можно использовать:
- «Я вижу, что вам сейчас тяжело, возможно, поможет поддержка психолога. Я могу его пригласить для вас».
- «Мне хочется поддержать вас. Могу ли я предложить вам помощь нашего психолога?»
- «Вам не нужно оставаться со своими переживаниями один на один, вы можете получать поддержку».
Если это реанимация новорожденного и предстоит длительный этап выхаживания: «Вы сейчас проходите очень трудный путь, поддержка психолога может помочь», «Родители наших маленьких пациентов обращаются за помощью к психологам, им это помогает».
По наблюдениям Натальи Рогожиной, в большинстве случаев очень хорошо воспринимается простая короткая фраза: «Как вы? Нужен ли вам психолог?», произнесенная с доброжелательной интонацией.
Специалист обратила внимание на одну распространенную ошибку родителей в случаях, когда ребенку предстоит плановое оперативное вмешательство и послеоперационный период в реанимации:
Некоторые родители не знают, как правильно подготовить ребенка к этим событиям, иногда предпочитают ничего не говорить о предстоящей операции, о том, что ему придется некоторое время побыть одному без родителей. И это большая ошибка. Неожиданность происходящего травмирует и пугает ребенка. Поэтому надо сказать, чтобы родители обязательно подготовили ребенка, поговорили с ним. Если они не понимают, как это сделать, — предложить помощь психолога.
Некоторые родители не знают, как правильно подготовить ребенка к этим событиям, иногда предпочитают ничего не говорить о предстоящей операции, о том, что ему придется некоторое время побыть одному без родителей. И это большая ошибка. Неожиданность происходящего травмирует и пугает ребенка. Поэтому надо сказать, чтобы родители обязательно подготовили ребенка, поговорили с ним. Если они не понимают, как это сделать, — предложить помощь психолога.
Выстраивание контакта, информирование о прогнозах
При первом контакте медперсонала с родителями ребенка в реанимации важно сообщить о правилах посещения, правилах поведения в отделении, возможных вариантах включения родителей в уход за ребенком.
— Следует учитывать то, что в состоянии стресса родители могут не запомнить то, что им говорят, поэтому будет лучше, если на руки выдается распечатка с этими правилами и ссылкой на сайт или страницы в социальных сетях, где можно найти всю актуальную информацию, — советует Наталья Рогожина.
В дальнейшем при выстраивании эффективной коммуникации с родителями ребенка, находящегося на лечении в отделении реанимации, специалист выделяет несколько основных пунктов.
1. Время и место беседы. Если в данный момент у вас совсем нет времени на беседу с мамой ребенка, а она настаивает на разговоре, то не нужно категорически отказывать или проводить этот разговор в спешке в коридоре, отвечая односложными фразами. После такой беседы или избегания разговора в принципе нервное напряжение родителя ребенка, недовольство отсутствием коммуникации будет нарастать. Лучше сказать: «К сожалению, сейчас нет возможности (тороплюсь в операционную/срочно вывали в приемный покой), подойдите (в ординаторскую/кабинет) позже (во второй половине дня/вечером на моем дежурстве), я отвечу на все ваши вопросы».
Рекомендация
- Если предстоит сообщение неутешительных новостей (ухудшение состояния, перевод в другое учреждение, возрастание рисков неблагоприятного исхода), место беседы имеет еще большее значение, важно, чтобы это был отдельный кабинет.
Причем не только для создания спокойной обстановки для мамы этого ребенка. Сообщение плохих новостей в присутствии мам других детей может травмировать и напугать их, они начинают думать, что и с их ребенком тоже произойдет что-то плохое.
По словам Натальи Рогожиной, всегда очень негативно воспринимается фраза: «Поймите, вы у меня не одни, у меня много других пациентов». Сознание родителей, у которых ребенок в реанимации, сконцентрировано только на нем, они не воспринимают реальность и то, что в реанимации много других детей, в том числе и в более тяжелом состоянии, чем их ребенок.
— Слова врача о том, что сейчас он будет заниматься другими пациентами и ему сейчас не до вас, всегда вызывают недовольство, — подчеркнула специалист. — У мамы в подавленном состоянии такие слова могут вызвать слезы и рыдания, а родителей в возбужденном состоянии даже спровоцировать на агрессию («Мой ребенок умирает, а вы не собираетесь ничего делать?!»).
2. Невербальная доброжелательная коммуникация. Зрительный контакт, обращение по имени (в полной форме) или по имени и отчеству непроизвольно повышают доверие к собеседнику, настраивают на восприятие информации, успокаивают.
3. Сообщение информации: понятные, четкие фразы, паузы, фразы сочувствия (если новости неутешительные). В разговоре лучше избегать сложных медицинских терминов, говорить так, чтобы человек понимал информацию, делать небольшие паузы, чтобы он мог осознать услышанное. Можно переспросить, все ли понятно, остались ли какие-то вопросы.
Если информация была неутешительной, состояние ребенка ухудшается, важны фразы поддержки и сочувствия.
Не рекомендуются следующие фразы:
- «Могло быть еще хуже».
- «Бывают ситуации еще хуже, чем у вас».
- «Не плачьте, этим вы только вредите своему ребенку».
По мнению Натальи Рогожиной, неоднозначный оттенок в такой ситуации имеет фраза «Я вас понимаю», у некоторых мам она вызывает агрессию: «Как вы можете меня понимать, у вас что, тоже ребенок умирает?!»
— Отвечая на вопросы о прогнозах, не следует нагнетать обстановку, но также не нужно давать ложных необоснованных обещаний, — считает специалист. — При этом важно даже в самых тяжелых случаях оставлять надежду на благоприятный исход — надежду без обещаний. Здесь подходит и хорошо воспринимается родственниками пациентов фраза: «Мы сделаем все, что от нас зависит». Когда говорят «Сделаем все возможное», на мой взгляд, это не совсем правильно, потому что в данной больнице, в данных условиях может не быть всех возможных достижений мировой медицины (высокие технологии, редкие недоступные препараты и пр.).
4. Обозначение плана дальнейших действий. Следует сообщить о том, что и зачем делается сейчас, какие процедуры и манипуляции предстоят в ближайшие дни. Можно записать этот краткий алгоритм. Понятно, что это займет чуть больше времени, но, если родитель подавлен, потерян, он может совсем не запомнить информацию о дальнейших действиях, на следующий день переспрашивать и уточнять.
— В завершение разговора можно повторить, что вы будете делать все, что от вас зависит, — отмечает Наталья Рогожина. — Завершающая фраза обычно остается в подсознании, и хорошо, если она оставляет надежду. Родители идут домой или продолжают дежурить возле реанимации, понимая, что для их ребенка делается все, что зависит от врачей. Об этом они сообщают близким, отвечая на звонки. Если же разговор с врачом завершился без оттенка надежды, то тревога нарастает, мама звонит близким и жалуется, что не понимает, что сказал врач, родственники настаивают, чтобы она шла и переспросила, и т. д.
Если во время нахождения мамы рядом с постелью ребенка необходимо выполнить какое-либо вмешательство или процедуру, следует обязательно предупредить об этом. Произнесенные фразы и интонация в таких случаях тоже имеют значение. Например, фраза медсестры «Сейчас будут брать кровь у вашего ребенка, выйдите, чтобы не мешать» может сильно напугать маму («Значит, моему ребенку становится хуже») или вызвать внутренний протест («Наоборот, мое присутствие помогает ребенку, а не мешает»).
«Сейчас нужно взять анализы, не волнуйтесь, вам лучше выйти, чтобы так сильно не переживать, все будет хорошо» — такая фраза воспринимается более спокойно.
При вовлечении родителей в процесс ухода за ребенком это следует делать постепенно.
— Можно предложить несколько вариантов ухода за ребенком исходя из того, что в принципе разрешено в вашем отделении. Конечно, при условии, что родители к этому готовы и способны, — подчеркнула Наталья Рогожина. — Родители новорожденных, особенно если это первый ребенок, могут вообще не представлять, что и как нужно делать, не знают, как поменять памперс, поправить подушку, иногда боятся даже дотронуться до своего малыша, опасаются, что навредят ему. Некоторые задают очень много вопросов, отвлекая персонал. Здесь важно установить разумные адекватные границы. Если этого не сделать, врачи и медсестры будут тратить много ресурса впустую, отвлекаясь от своей работы, которая в ОРИТ всегда сложная и ответственная.