Одним из основных критериев, характеризующих состояние здоровья детей и подростков, является физическое развитие. Под ним понимают комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств организма, его гармоничность, а также уровень биологического развития. Каждому периоду развития свойственны свои темпы роста, возрастные физиологические и поведенческие особенности.
Уровень физического развития является не только важным показателем здоровья, но также биологическим маркером, чувствительным к воздействию внешних и внутренних факторов, индикатором социально-гигиенического благополучия ребенка.
Изучение показателей физического развития и динамики их изменения во времени позволяет объективно оценивать состояние здоровья детей на популяционном уровне.
Сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели исследование, выполнив двукратное — с интервалом в 10 лет — измерение параметров физического развития детей младшего школьного возраста. Результатами с «Медвестником» поделилась научный сотрудник лаборатории Наталья Карпович.
Назад в будущее
Необходимо отметить, что глобальные ретроспективные наблюдения указывают на существенные изменения в физическом развитии детей и подростков. При анализе многолетней динамики исследователи отмечают увеличение тотальных размеров тела. Наибольшая скорость секулярных изменений* по длине тела имела место в 1970–1980-е годы, а в течение 1990-х стабилизировалась. При этом направленность секулярных изменений в большинстве стран совпадает, однако величина и темпы этих изменений имеют существенные региональные различия.
Анализ ростовых изменений юношей из некоторых европейских стран в 1880 и 1980 годах показал, что за сто лет рост мужчин увеличился.
Но, например, прибавка в росте у жителей Португалии за этот промежуток времени в среднем составила всего 3,7 см (163,4 и 167,1 соответственно); во Франции — 8,4 см (165,4 и 173,8); в Норвегии —10,2 см (169,3 и 179,5). Наибольший скачек роста произошел у мужчин из Нидерландов — 15,1 см (165,2 и 180,3).
По словам Натальи Карпович, отечественные исследователи подчеркивают сохранение процесса акселерации у городских школьников Беларуси в начале 21-го века. Высокая чувствительность детского организма к влиянию социально-экономических, экологических и других факторов, данные о секулярных изменениях физического развития, чередовании процессов акселерации и ретардации определили актуальность получения новых данных о физическом развитии современных детей и подростков.
Сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков в 2011 и 2021 годах провели измерения параметров физического развития детей младшего школьного возраста.
На первом этапе исследования в 2011–2012 годах измерения были проведены у 553 учащихся 3–4 классов (293 мальчика и 260 девочек). Возраст детей на момент обследования составлял от 8 до 11 лет (средний 9,0 ± 0,1). В 2021 году в исследовании приняли участие 267 школьников младших классов (146 мальчиков и 121 девочка). Возраст детей на момент обследования составлял от 8 до 11 лет (средний 9,1 ± 0,1).
Все материалы были собраны с соблюдением правил биоэтики, законными представителями школьников подписывалось информированное добровольное согласие на участие в исследовании, данные были деперсонифицированы.
Выше…
Программа соматометрического исследования включала измерения длины и массы тела, расчет индекса массы тела (ИМТ). В соответствии с едиными критериями, разработанными ВОЗ, оценка показателей длины тела и ИМТ выполнялась индивидуально для каждого обследованного по методу z-scores с учетом среднего значения и стандартного отклонения показателя для детей данного пола и возраста (возраст учитывается с точностью до 1 месяца). Согласно методике, при SDS (Standard Deviation Score — коэффициент стандартного отклонения) в пределах от –1 до +1 значение показателя оценивалось как среднее; от +1 до +2 — выше среднего, от –1 до –2 — ниже среднего; более +2 — высокое, менее –2 — низкое.
Распределение учащихся в соответствии с z-scores оценкой длины тела представлено в на рисунке 1.
Обращает на себя внимание тот факт, что имевшийся сдвиг в распределении показателей длины тела в сторону более высоких значений за истекшее десятилетие усилился, более выраженные изменения наблюдались среди девочек.
Больше…
Показатель ИМТ традиционно используется для характеристики нутритивного статуса. Согласно рекомендациям ВОЗ, при SDS ИМТ от +1 до +2 констатируется избыточная масса тела, при значении показателя более +2 — ожирение. При низких показателях констатируется пониженное (SDS от –1 до –2) и недостаточное (SDS <–2) питание.
Распределение учащихся в соответствии с z-scores оценкой ИМТ представлено на рисунке 2.
Обследование учащихся младших классов в 2021 году показало, что доля школьников, у которых ИМТ был выше среднего и высокий, составила 33,0 %. При этом значения ИМТ ниже среднего и низкие фиксировались в 3,4 раза реже, чем 10 лет назад.
Примечательно, что распределение детей разного пола по ИМТ имело статистически значимые различия. Высокие показатели ИМТ, выходящие за пределы +2 SDS, наблюдались среди мальчиков в 2,5 раза чаще, чем среди девочек в обоих исследованиях (р <0,01). Показатели ИМТ ниже среднего, напротив, чаще фиксировались среди девочек (р <0,05).
При сравнительном анализе распределения показателей ИМТ в 2011–2012 и в 2021 году установлено, что число детей с существенным избытком массы тела (значения показателя ИМТ за пределами +2 SDS) статистически значимо увеличилось с 8,5 % до 13,9 %, р < 0,05. Более выраженное увеличение распространенности высоких значений ИМТ наблюдалось среди мальчиков — с 10,6 % до 19,2 %, р < 0,05.
Что дальше?
Таким образом, подчеркивает Наталья Карпович, при соотнесении данных о физическом развитии белорусских школьников 8–11 лет с разработанными ВОЗ стандартами установлен ряд особенностей.
Во время первого обследования, выполненного в 2011–2012 годах, наблюдался сдвиг в распределении показателей длины тела и ИМТ в сторону более высоких значений. Доля детей с ростом выше среднего и высоким на момент первого обследования была в 5 раз больше, чем доля детей с ростом ниже среднего и низким. Доля детей со значениями ИМТ выше среднего и высоким была в 2,4 раза больше, чем доля детей с ИМТ ниже среднего и низким.
На момент второго обследования в 2021 году сдвиг в распределении показателей стал еще более выраженным: доля детей с ростом выше среднего и высоким увеличилась с 34,4 % до 39,7 %, доля детей с показателями ИМТ выше среднего и высоким увеличилась с 28,6 % до 33,0 %. При этом количество школьников с соматометрическими показателями ниже среднего и низкими сократилось (с 6,5 % до 4,5 % для показателей длины тела и с 11,8 % до 9,7 % для ИМТ).
Анализ полученных данных свидетельствует о наличии региональных особенностей физического развития детей младшего школьного возраста в Беларуси и о сохраняющемся процессе акселерации.