Задолго до начала рабочего дня заведующая офтальмологическим отделением 4-й городской детской клинической больницы Минска Елена Цыганова уже на месте. Врач уверена, это то самое продуктивное время, которое задает тон всему дню. За первые час-два она успевает осмотреть и перевязать всех своих пациентов, решить накопившиеся организационные вопросы, провести пятиминутку и проконсультировать молодых коллег. А после спешит в операционную. «Практически все время сейчас провожу в операционном зале. Это адреналин, без которого жизнь уже не представляю», — признается доктор. Практически всегда рядом с ней у микроскопа — начинающий врач-офтальмолог Полина Караник, которой опытный врач помогает освоиться в профессии. Наш разговор — о вдохновении в наставничестве, важности планирования и любви к своему делу.
Хирургию нужно «трогать руками»
Елена Генриховна начинала во взрослой офтальмологии. Ординатуру проходила в одном из отделений микрохирургии глаза 3-й ГКБ имени Е. В. Клумова, по окончании которой неожиданно ушла работать в 4-ю ГДКБ Минска. На этот выбор, который «развернул жизнь на 180 градусов», во многом повлиял пример ее наставника, на тот момент заведующей отделением в «тройке» Ларисы Иванковой.
— У детской офтальмохирургии есть свои особенности, она отличается от взрослой. Пришлось учиться новому, адаптироваться, но постепенно все сложилось как надо, — рассказывает Елена Генриховна. — Не жалею об этом выборе совершенно, работа с маленькими пациентами очень увлекает.
Будучи наставником для начинающих коллег, Елена Генриховна вспоминает своих учителей, поддержавших перспективного врача на старте: заведующую отделением, в котором проходила ее ординатура, Ларису Алексеевну Иванкову, врача-офтальмолога Елену Константиновну Макаревич, возглавлявшую кафедру глазных болезней профессора Тамару Андреевну Бирич.
— Вместе с подругой частенько засиживались на работе допоздна, помогали в мелких операциях, оформляли истории болезни. Думаю, что опытные коллеги были довольны тем, как мы себя проявляли. Поэтому нам доставалось больше их внимания, нам доверяли, давали пробовать себя в хирургии. Если видели, что получается, в следующий раз самостоятельно разрешали выполнять сначала мелкие операции, потом отдельные этапы в более сложных. Ведь ты можешь сколь угодно много читать, знать и видеть, но этого недостаточно, хирургию нужно «трогать руками». Первую самостоятельную операцию по удалению катаракты, довольно сложную для ординатора первого года, я выполняла под присмотром своего наставника Ларисы Алексеевны. И очень благодарна, что, поддерживая и находясь рядом, она доверила мне пациента, дала возможность сделать все от начала до конца самой. Для молодого специалиста это очень много значит!
За каждый процент
Елена Генриховна заведует офтальмологическим отделением 4-й ГДКБ 17 лет. Полина Караник, выпускница ГрГМУ, которую опытный врач взяла под свою профессиональную опеку, с отделением знакома полтора года: сначала проходила здесь интернатуру, распределение получила сюда же.
— Какое-то время на последних курсах колебалась между оториноларингологией и офтальмологией. Интуитивно выбрала последнюю и еще ни разу об этом не пожалела. На распределение шла в числе первых: оканчивала университет с отличием, поэтому возможность выбора у меня была хорошая. Особо долго не раздумывала, потому что в Минске жил муж, — рассказывает молодой доктор. — Хорошо помню день 31 июля, когда пришла познакомиться с Еленой Генриховной и будущими коллегами. На тот момент я была не единственным интерном, и это немножко сбавляло градус тревоги. Но все равно была охвачена переживаниями, что приду в опытный коллектив, нужно не ударить в грязь лицом и быстренько вникать в работу. Не хотелось подвести, поэтому сама себе поставила задачу как можно быстрее адаптироваться на рабочем месте.
В отделении 20 хирургических коек и столько же мест, рассчитанных на консервативную помощь. Пока Полина Сергеевна занимается консервативным лечением маленьких пациентов. В операционную наблюдать за работой своего наставника приходит постоянно. Девушка серьезно настроена на освоение хирургии, но рационально рассуждает, что невозможно стать только хирургом, не вникая в консервативную сторону вопроса и не имея в ней достаточного опыта.
— Это база в нашей специальности, без которой, в принципе, никакие «хирургические надстройки» невозможны, — убеждена молодой врач.
— Ассистировать совсем непросто, — дополняет ее Елена Генриховна. — На мой взгляд, это одна из самых сложных задач, порой сложнее, чем сама хирургия. Надо уметь не раздражать хирурга, сосредоточенного на своей работе, ставить себя на его место, без слов понимать, чем ему нужно в данный момент помочь. Только так можно стать хорошим ассистентом.
Лечение маленьких пациентов, которые находятся на консервативной терапии, — это непростой участок работы. Приходится одновременно вести большое количество больных, вникать в каждый случай. На базе больницы работает Республиканский центр детской офтальмологии, поэтому здесь концентрируются дети со всей страны с различной сложной глазной патологией: тяжелыми воспалительными заболеваниями роговицы, увеитами, дистрофическими процессами сетчатки и роговицы, прогрессирующей осложненной близорукостью. Это непростые пациенты, которые требуют большого врачебного вклада в их наблюдение и лечение, часто мультидисциплинарного подхода, когда офтальмологи тесно сотрудничают с коллегами других направлений — педиатрами, инфекционистами, кардиоревматологами.
— Если учесть период интернатуры, которую я проходила здесь же, довелось столкнуться уже со многими офтальмологическими заболеваниями. Особо запомнился 4-летний мальчик с тяжелым язвенным кератитом. Этот случай стал нашей маленькой победой, потому что с проблемой получилось справиться без хирургического вмешательства, только консервативными методами, — делится молодой специалист.
Что касается неотложной хирургической помощи, в отделение офтальмологии детской больницы чаще всего обращаются с травмами глаза — проникающими ранениями глазного яблока, инородными телами глаза и орбиты, повреждениями век, слезоотводящих путей. Оперировать приходится и некоторые воспалительные заболевания — халязион, абсцесс, флегмону век и орбиты. Среди плановых операций преобладает хирургия косоглазия. Стандартный возраст исправления содружественного косоглазия — около 5 лет. Офтальмохирурги стараются прооперировать детей в дошкольном возрасте. Если у пациента очень большие углы косоглазия либо оно комбинированное, за один этап все просто невозможно исправить — предстоят этапные операции.
Елена Цыганова:
Чаще, чем раньше, к нам стали поступать дети с врожденной патологией глаз. Думаю, это объясняется возросшими диагностическими возможностями врачей на местах, которые позволяют выявить многие заболевания на ранних стадиях. Нам, в свою очередь, ранняя диагностика дает возможность добиться для маленького пациента лучшего результата в лечении.
В канун католического Рождества Елена Генриховна оперировала 5-месячного ребенка с некомпенсированной врожденной глаукомой на обоих глазах, буфтальмом, синдромом Ригера в анамнезе. Малышу установили клапаны Ахмеда на оба глаза.
— Тяжелый пациент, тяжелая хирургия... Надеюсь, это конечная для малыша операция, которая должна компенсировать внутриглазное давление, чтобы глаз не растягивался дальше и ребенок не терял зрение, — делится Елена Генриховна.
Настоящие рождественские чудеса для хирургов отделения — когда после тяжелых травм глаза из-за взрыва хлопушек и петард, тяжелых ожогов маленький человек сохраняет зрение.
— Иногда, собираясь на операцию, не надеешься вообще ни на что, думаешь, что не сможешь помочь. Но оперируешь, и в итоге у ребенка сохраняется хотя бы остаточное зрение. Мы всегда боремся за каждый его процент! Предметное зрение, которое оцениваем даже не десятыми, а сотыми долями, имеет огромное значение, — рассказывает Елена Генриховна. — Самое значимое для меня как хирурга — когда в операции случаются сложные моменты, от тебя требуется собраться и принять решение, и ты в итоге побеждаешь ситуацию.
Стиль общения
Елена Генриховна, вырастившая уже не одного молодого специалиста, признается: ценный для нее фактор — когда молодежь задает много вопросов и при этом быстро схватывает информацию.
— Полина Сергеевна именно такая. Это показатель грамотного доктора, который стремится получить новые знания. На все ее вопросы я стараюсь ответить. В период ординатуры я читала много профессиональной литературы, сейчас рекомендую своей молодежи авторов, на работы которых следует обратить внимание. Стимулирую к чтению, чтобы они все время были в тонусе, — рассказывает заведующая отделением. — Я убеждена, что все в профессии, как и в жизни, надо делать вовремя. Пока ты молодой и желание учиться новому огромное, надо хвататься за все возможности. Это касается как новых знаний, так и умений. Чем больше ты накопишь в молодые годы, тем плодотворнее это отзовется потом в профессии.
Заведование отделением совмещать с наставничеством непросто. Но на плечи врача ложится еще одна дополнительная нагрузка — должность главного внештатного детского офтальмолога города. Раз в три месяца Елена Генриховна проводит обучающие семинары для детских врачей-офтальмологов столичных поликлиник. На одном из них довелось выступить с презентацией и Полине Сергеевне.
— Несмотря на нагрузку, всегда приятно обучать молодого специалиста, особенно когда он восприимчив к новому, сам желает научиться, — говорит Елена Генриховна.
Елена Цыганова:
Наставничество — синоним адаптации молодых людей и к коллективу, и к полученной ими профессии, и к новому жизненному этапу. Я пытаюсь не только передать свои знания, но и постоянно мотивировать к профессиональному совершенствованию, оказывать психологическую поддержку. Важно все в совокупности!
— В детской офтальмологии нам приходится общаться не только с детками, но и с их родителями. И здесь надо научиться искать подход к каждому. Все свои знания и умения, которые в кругу коллег выражаем медицинскими терминами, изложить для родителя так, чтобы ему было все предельно ясно, чтобы он ушел удовлетворенным и с четким пониманием, что именно будут делать с его ребенком, — поясняет завотделением. — Молодых специалистов учу в том числе и этому. В ординаторской я часто слышу, как Полина Сергеевна общается с родителями своих пациентов — спокойно, уверенно. Мне как ее наставнику импонирует такой стиль общения. Да и дети ее любят, тянутся к ней.
Наставник должен вдохновлять
— Вникая в специальность, всегда испытываешь стресс, несмотря на 6 лет учебы кажется, что ничего не знаешь. И это на самом деле так. Ведь после университета в выбранной нами узкой специальности мы имеем только базовые знания. Основная учеба начинается на первом месте работы. Очень важно на этом этапе найти человека, который будет тебя направлять, где надо подталкивать и указывать на твои ошибки, а где-то, наоборот, акцентировать внимание на том, что ты сделал все правильно, — делится Полина Сергеевна.
Елена Цыганова:
Мое глубокое убеждение в том, что наставник должен вдохновлять! Как минимум — чтобы хотелось идти за ним, как максимум — чтобы было желание вырасти специалистом, похожим на него.
— Мне повезло, что мы встретились с Еленой Генриховной, потому что таким человеком для меня оказалась именно она. Здесь мы совпали, и мне очень комфортно находиться под ее руководством, — признается Полина Караник.
На вопрос, требовательный ли ей достался руководитель, девушка отвечает: «Справедливый!» Заведующая и ее подопечная уверены, что наставничество не должно заканчиваться на профессиональной ноте: они много разговаривают о жизни, обсуждают нерабочие темы.
— Это сближает, да и свой жизненный опыт хочется молодежи передать. Когда Полина Сергеевна задерживается на работе, я всегда очень беспокоюсь, как реагирует на это ее супруг. Мы постоянно обсуждаем, что она должна уделять больше внимания домашним, — рассказывает Елена Генриховна. — На врача, тем более неопытного и молодого, ложится много документации, которая требует внимательного рассмотрения и заполнения, что крадет время. Поэтому без структурированного подхода в нашей профессии невозможно. Советую Полине Сергеевне составлять план работы и четко его придерживаться, чтобы все успевать и домой уходить вовремя. Нельзя жить только работой.
Это утверждение заведующая отделением подтверждает на собственном примере: спорт, который здорово переключает после тяжелого рабочего дня, прогулки, встречи с подругами, театр с мужем, рисование для души, а еще частный дом, который постоянно требует внимания хозяйки.
— Профессиональное выгорание у меня так и не наступило. Мне интересно. Иногда случаются ситуации, когда сгоряча кажется: «Да уйду я!», но это быстро проходит, — признается в конце разговора Елена Генриховна. — Я люблю свою профессию, люблю детей. Это качество пытаюсь привить и своим молодым врачам.
Елена Цыганова:
Научиться можно всему, но надо любить то, чем ты занимаешься, несмотря на все трудности нашей работы.