В детстве маленькая Катя ходила в модельную школу, где училась дефилировать в театральных костюмах. Там же состоялся ее первый выход на подмостки, который едва не сорвался — девочка испугалась сцены. Тогда мама сказала фразу, которая после станет определяющей: «Выбирай, кем ты будешь: тем, кто на сцене, или тем, кто смотрит в зале?» Сегодня у Екатерины Потапенко, провизора- рецептара аптеки № 59 РУП «Белфармация», получается быть на виду вдвойне: не только любимым «аптекарем» постоянных посетителей, но и вокалисткой на одной сцене со звездами Большого театра. Обладательница редкого академического голоса рассказала журналистам «Медвестника» о сценических образах, любви к украшению витрин и магии белого халата.
По одежке встречают
Екатерина, расскажите, пожалуйста, решение получить фармацевтическую специальность долго обдумывали или это была спонтанная идея?
В школе я очень любила математику, участвовала в олимпиадах по этому предмету. Потом начался курс химии, я увлеклась ей. Но никогда не думала, что свяжу жизнь с медициной. Наоборот, знала, что врачом точно не буду. Но четкого понимания будущей профессии тогда еще не было. С выбором связан такой момент: на родительской даче доживал свои дни старый белый халат, который я изредка надевала. Помню, бежала в нем куда-то, полы красиво развевались на ветру. Я залюбовалась эффектом и поймала себя на мысли, как же мне идет такой вид!
Получается, выбрали будущую профессию «по одежке»?
Это была детская сиюминутная эмоция, но я четко представила себе внешний образ и подумала, что, учитывая мои внутренние стремления и способности, он мне вполне подойдет.
Все свободное время учила химию, обожала этот предмет! Дружила с ребятами, которые увлекались хоккеем, и, приходя на хоккейные матчи, даже в перерывах умудрялась решать химические задачки.
Вы сказали, что врачом себя не видели. Почему?
Я очень серьезно отношусь к ответственности, поэтому сильный страх ошибиться преследовал бы меня постоянно. Будучи провизором, понимаю, что отпускаю посетителям те препараты, которые назначает врач, — уже морально проще! Конечно, часто посетители просят порекомендовать то или иное лекарство, но знаний, которые получила в университете, достаточно, чтобы я уверенно что-то советовала.
«Я даже не знала, что умею петь»
С пением отношения сложились еще в детстве?
Скорее в школьные годы. Сначала я пела в хоре. Потом преподавательница предложила хористам попробовать себя в сольных выступлениях. Я даже не знала, что умею петь! (улыбается) Помню, на прослушивании она от моего соло встрепенулась и сказала: «Очень хорошо!» Так я начала выступать. Потом преподаватель ушла в декрет, и я записалась в музыкальную школу на занятия вокалом. Направление было эстрадно-джазовое. Я не знала и до сих пор толком не знаю нотной грамоты, потому что полноценно музыкальную школу не заканчивала. А когда исполнилось лет 16, все начали замечать, что я очень отличаюсь тембрально.
Мне сказали, что для развития голоса лучше перейти в академическое направление. Такого преподавателя я нашла уже в Витебске, куда из Гомеля поступила учиться на фармацевтический факультет ВГМУ. Это была музыкально-театральная студия «Резонанс» и просто потрясающий преподаватель Полина Евгеньевна Бахталина, с которой мы до сих пор общаемся. Именно благодаря ей у меня есть поставленный голос.
Сначала я выступала очень много. А потом поняла, что голос вообще никак не развивается. И поменяла тактику, уделив больше времени его постановке, а не расширению репертуара. Благодаря этому появилось качество. В планах еще больше работать над постановкой голоса и интонированием, обучиться нотной грамоте. Мне есть к чему стремиться. Считаю, что я только-только начала становиться на ноги в плане вокала.
Но начали вы шикарно: не всем удается спеть дуэтом с оперными звездами Большого театра!
Да, мне удалось поработать с солистами Большого театра оперы и балета Мартой Данусевич и Тарасом Присяжнюком. Сейчас я много где задействована. А когда только приехала работать в Минск, ария Кристины из мюзикла «Призрак оперы» была единственной готовой песней в моем репертуаре. Развивать репертуар я начала с момента, когда пошла на «Звездный путь».
А как вы читаете партитуру, не владея нотной грамотой?
На слух! Я смотрю на ноты и понимаю ориентировочно, куда должен идти звук — вверх или вниз. Но на всякий случай отмечу: делать так никому не рекомендую! База очень нужна, работать, как я, тяжело. В ариях и опереттах бывают непростые переходы или вокализы, и человеку без музыкального образования понять их нелегко. Образование дает совершенно другое понимание музыки, профессиональный уровень пения.
Были даже мысли о поступлении в консерваторию, но совмещать очное обучение с работой фактически невозможно. Поэтому скорее рассматриваю сейчас занятия в частном порядке.
Какая музыка в ваших наушниках?
Очень много инструментальной, классической. Хотя даже рок в определенный момент слушала. Но из-за того, что голосовые связки повторяют то, что звучит в наушниках, перестала. Я очень хорошо улавливаю, даже если кто-то рядом говорит «на связках», непоставленным голосом. Внутри все сразу сжимается. А когда, наоборот, голос человека поставлен, я расслабляюсь.
В эстрадное пение свернуть не хочется?
Сначала у меня не было знакомых, которые увлекались бы оперной музыкой. Я переживала, что никто меня не понимает, даже стеснялась своего увлечения. А потом меня стали ставить в дуэты с другими ребятами помлад-ше. И я увидела, какое удовольствие они получают от пения, как хотят в этом развиваться. Кстати, сейчас один из них уже работает в Витебской филармонии.
Я поняла, что такой голос — фишка, которую нужно не прятать, а усиливать. Мне не хочется петь эстраду и совсем не жалко, что я из-за этого меньше выступаю.
Создать оперный образ на сцене надо еще и внешне. Где берете костюмы для выступлений?
У меня скопился большой творческий гардероб, в последнее время пришлось его даже немного пересмотреть. Платья обычно покупаю и сразу же подшиваю под свой рост. Мне очень нравится процесс: подбирать сценический образ, наряжаться, делать прическу и макияж…
Розовый бланк
Вы пробовали себя во многих вокальных конкурсах, самый значимый из которых, наверное, «Звездный путь»…
Он проходил ровно год назад, осенью 2023-го. К решению попробоваться в нем меня подтолкнул наш профком! О конкурсе рассказала председатель ППО Майя Никитична Гаврюш, и я поначалу сомневалась. Откровенно признаюсь, была уверена, что не пройду. Все-таки телевизионный конкурс предполагал эстрадное пение. Возможно, поэтому, решившись, на отборе совершенно не волновалась. Со сцены меня не отпускали долго. Просили зачитать рэп, станцевать, спеть эстрадную композицию академическим вокалом, распевали, чтобы понять диапазон голоса. После прослушивания никто не позвонил, и я поняла, что не прошла дальше.
А через несколько дней в аптеку, где я работаю, нагрянула съемочная группа проекта. Хотели снять мою естественную реакцию на новость о том, что меня взяли. Когда потом посмотрела на себя в эфире, выглядело все так, будто бы у меня вообще не было никаких особых эмоций.
На самом деле они застали тот самый момент, когда я реализовывала наркотическое средство по розовому бланку. В таких ситуациях я стараюсь снизить темп работы и отпускать лекарство внимательнее, чем обычные препараты, перепроверяю себя несколько раз.
Представьте, поднимаю голову и не вижу перед собой покупательницы, которой расписываю бланк. За стеклом камера, я вижу продюсера проекта Валерия Шмата, начинаю понимать, что к чему. В этот же момент осознаю, что на камеры бланк уж точно не должен попасть, прикрываю его руками... Все поздравляют, просят выйти, а я в тот момент думаю не о том, что прошла, а только о розовом бланке!
Профессионал в вас все-таки побеждает!
Наверное, все ожидали, что я буду кричать от счастья. Но я же была на работе, где вне зависимости от ситуации чувствую себя ответственно.
С тех пор все закрутилось, начались репетиции… У меня остались очень хорошие впечатления от конкурса. Мне подобрали интересный репертуар, например, песню группы Любэ «Позови меня тихо по имени», но в академической постановке. Я не прошла дальше, но не расстраиваюсь… Меня заметили, приглашают на разные выступления, в том числе на новогодний огонек и премию «Телевершина».
Вокалисты берегут голос. У вас есть свои правила?
Да, я очень чувствительна к перемене погоды, поэтому при малейшем ветерке сразу надеваю шарфик, а часто и шапку. В обычной жизни, если у меня нет репетиции, могу покушать орехи, шоколад. Но перед выступлениями все эти продукты садят связки.
У меня есть свой фониатр, которому полностью доверяю. Единственное правило — беспрекословно придерживаться указаний врача. Я очень прилежная: если сказали 2 раза в день делать ингаляции, встану пораньше перед работой, чтобы найти на них 15 минут.
Работа на камеру
После истории с розовым бланком я понимаю, что вы такая же щепетильная и в работе. Расскажите о своих рабочих обязанностях.
Основная моя обязанность — реализация лекарственных препаратов посетителям по рецепту и без рецепта. Для этого нужно хорошо ориентироваться в перечне лекарственных средств. В нашей аптеке, к примеру, заведена папка «Новые лекарственные средства и товары аптечного ассортимента, зарегистрированные и поступившие на склад». Мы с коллегами постоянно ее просматриваем. Также моя специальность предполагает проведение фармконсультаций по выбору лекарства и его применению. Когда человек приходит с определенным запросом, сразу уточняю, ребенку или взрослому предназначается препарат, также форму (таблетированная, в виде сиропа и т. д.), обязательно рассчитываю или уточняю выписанную врачом дозировку.
Когда только пришла работать, было тяжело запомнить большой объем информации: где какой препарат хранится, какие есть нюансы работы в компьютерной программе, с электронным рецептом. Со временем становится легче, потому что вырабатывается определенный алгоритм действий.
Что оказалось самым трудным в работе провизора?
Сразу было нелегко привыкнуть, что мы все рабочее время находимся под камерами наблюдения. Казалось бы, со съемками я постоянно сталкиваюсь на сцене. Но там есть четкое понимание, в какой момент снимают, а в какой перестают. А на работе это процесс непрерывный. Приходилось контролировать себя: например, присела, пока нет посетителей, и тут же внутри страх: а так можно? Все время было навязчивое ощущение, что кто-то на меня смотрит. Но со временем я стала гораздо спокойнее воспринимать камеры.
Да и в спорных ситуациях они очень выручают. Однажды пришлось наблюдать в записи, как отпускаю препарат. Видеть себя за работой со стороны оказалось очень непривычно. Дело было в том, что ко мне обратился посетитель, утверждая, что я не выдала ему лекарство. На камерах вместе с начальством увидели, как я передаю ему препарат, а он его забирает. Оказалось, положил так, что и сам забыл. Такие ситуации бывают, в этом нет ничего страшного.
Благодарность за красивую витрину
Важная часть работы провизора — умение выстраивать профессиональное общение. У вас уже появились свои секреты грамотной коммуникации с непростыми посетителями?
У нас есть стандарты обслуживания — правила, регламентирующие работу фармацевтических специалистов в аптеке. Мы обязаны им соответствовать. В первую очередь это вежливость, заинтересованность. Наша цель — помочь человеку, решить по возможности его проблему, а не продать лекарство.
Если приходит агрессивный посетитель, я понимаю, что нужно вести себя еще более сдержанно и спокойно, чем обычно. Пытаюсь показать, что настроена на решение проблемы. Частая ситуация: человек хочет рецептурное лекарство, а рецепта у него нет. Я объясняю, что не могу выдать ему препарат без рецепта, а он считает, что я не вхожу в его положение. Я предлагаю варианты: оставить резерв в нашей аптеке, позвонить в аптеку ближе к его дому, чтобы поставили в резерв там и человек знал, что этот препарат его точно дождется после визита к врачу. Показываю посетителю, что мне не все равно, я вхожу в его ситуацию и готова потратить на него время, но не готова нарушить законодательство.
Наша специальность учит мыслить вариативно: нет назначенной врачом дозы — найди другую кратную дозу, нет нужного препарата — предложи аналог или отсроченное обеспечение, при котором препарат будет доставлен в ближайшее время с аптечного склада. Всегда есть варианты, как можно «вырулить» ту или иную ситуацию.
Расскажите, пожалуйста, самую запоминающуюся историю из вашей практики.
Сначала расскажу о приятном… За каждым рецептаром закреплена своя витрина, над оформлением которой он работает. Мне очень нравится этим заниматься! Иногда могу и на витринах коллег по предварительной договоренности с ними навести красоту и порядок. И однажды посетительница написала мне благодарность за удобную и красивую витрину! Мне было невероятно приятно, потому что люди обычно не обращают на такое внимания.
А из негативных ситуаций хорошо запомнился пожилой мужчина, которому я как раз отказала в выдаче рецептурного препарата без рецепта, и он стал меня оскорблять. Между нами два стекла, и я понимала, что со мной ничего не произойдет, в крайнем случае я могу воспользоваться тревожной кнопкой, но когда он замахнулся на меня, испугалась.
Какая самая верная тактика общения с агрессивными посетителями?
Дать человеку выпустить агрессию. Уйти, пока посетитель находится у кассы, провизору нельзя. Несколько раз спокойным тоном я рассказала, почему не могу реализовать ему лекарство, потом просто стояла молча, пока посетитель не ушел. И только после этого заметила, как трясутся руки.
Постоянные посетители к вам уже приходят?
У каждого из моих коллег есть свои «постояшки» (так называют в аптеке постоянных посетителей, которые любят общаться только с определенным провизором. — Прим. авт.). С ними связаны невероятно милые ситуации: например, бабулечка подходит к окошку, смотрит на меня и молча уходит к соседнему, потому что больше любит общаться с моей коллегой.
А случается наоборот, пока я на обеде, коллега зовет, потому что пришла моя постоянная посетительница и хочет общаться только со мной. Пожилые, а у нас в основном возрастной контингент, постоянно интересуются: «Когда замуж?» — и при этом советуют сильно не спешить. Ведь выскочу замуж — тут же уеду или уйду в декрет, а они же ко мне уже привыкли (смеется).
Еще у меня есть любимая парочка, жена в положении и ее муж, которые доверяют только мне. Им понравилось, как я их проконсультировала, предупредив, что препарат, который они хотели приобрести, нельзя принимать во время беременности.
Раза четыре посетители узнавали меня после участия в «Звездном пути». Мне приятно, но я не жду известности, спокойно к этому отношусь.
Если придется выбирать между фармацией и вокалом, что бы выбрали?
Об этом я даже не думаю! Ведь получается совмещать вполне успешно. В «Белфармации» я в таких условиях, что не развиваться невозможно. Здесь очень поддерживают творческую молодежь. Так что я уже сделала свой выбор, в котором гармонично уживаются любовь и к фармации, и к музыке.