Фото из архива А. Водича
Фото из архива А. Водича

Шестикурсник ВГМУ Андрей Водич в числе первых отправился на передовую – на помощь старшим коллегам в борьбе с коронавирусной инфекцией. Более месяца проработал в ВОКБ и за это время успел не только приобрести большой опыт, но и сделать полезные выводы.

 

Сделать выбор и не разочароваться

 

Андрей, когда ты понял, что хочешь посвятить свою жизнь лечению людей?

 

Если честно, до поступления в ВГМУ медицину я представлял немного по-другому. Должен сказать, что выбор профессии у меня был осознанный. Во многом сказался пример мамы: она медсестра. Ребенком я нередко бывал у нее на работе и с любопытством наблюдал за людьми в белых халатах. Плюс из школьных предметов больше всего мне нравились биология и химия. Так что решение стать врачом было логичным. И родители поддержали.

 

Но одно дело, когда посещаешь медучреждение как пациент или, как в моем случае, вместе с родителем-медиком: видишь только одну сторону профессии. Поэтому долгое время мне казалось, что у врачей, так скажем, «непыльная работа», хотя и с большой долей ответственности. Но в реальности все оказалось иначе. Я это осознал на 3-м курсе, когда начались клинические дисциплины и мы стали посещать медучреждения, общаться с пациентами. Взглянув на будущую профессию под другим углом, не разочаровался в своем выборе, а наоборот, убедился: это мое.

 

А что стало ключевым моментом на пути в профессию?

 

Когда учился на 4-м курсе, побывал на офтальмологических операциях. Поехал на зимние каникулы к родителям в Белоозерск и в один прекрасный день решил: дома сидеть не хочу — буду ходить в больницу. Понаблюдаю за работой врачей, узнаю что-то новое. Увиденное тогда в операционной произвело на меня огромное впечатление, и я решил связать жизнь именно с офтальмологией. Помню пожилую пациентку, которая из-за зрелой катаракты ничего не видела, а потом ей поставили интраокулярные линзы, и зрение вернулось. Не забуду, как другой пациентке сняли с глаз повязки, и она заплакала от радости.

 

Вообще офтальмология, на мой взгляд, одна из самых динамически развивающихся областей медицины. В прошлом году вместе с одногруппницей Викторией Алексейковой мы посетили конгресс Европейского общества катарактальных и рефракционных хирургов в Париже, где были представлены самые современные разработки. А до этого мне довелось побывать в НИИ офтальмологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова и увидеть операцию по установке модели бионического глаза.

 

В офтальмологии больше интересуешься научной или практической составляющей?

 

И той, и другой. Темой своей дипломной работы «Экспериментальная модель лечения лимбальной недостаточности» занимался на протяжении двух лет. Было интересно изучить методику самой операции, хотелось полностью погрузиться в процесс подготовки научной работы.

 

Что касается практики, то опыт у меня пока небольшой. В рамках субординатуры успел поработать офтальмологом в амбулаторно-поликлиническом звене. Это дает возможность научиться главному — качественной диагностике для дальнейшего выбора тактики лечения.

 

Поделись, пожалуйста, ближайшими профессиональными планами.

 

Я распределился в Брест: интернатуру буду проходить в областной клинической больнице, а первое место работы — в детской областной больнице. Также хотел бы поступить заочно в аспирантуру либо в клиническую ординатуру.

 

Учиться, не отходя от… капельницы

 

В сложной эпидемиологической ситуации 300 студентов ВГМУ пришли на помощь витебским медикам. Как ты оказался в их числе?

 

С самого начала информацию о новой коронавирусной инфекции получали из СМИ. После того как стало известно о первых случаях заболевания в Беларуси, у нас в университете состоялось организационное собрание с участием ректора Анатолия Щастного и завкафедрой инфекционных болезней с курсом ФПКиПК профессором Валерием Семеновым. Всем студентам рассказали о необходимости соблюдать меры профилактики. Тогда же прозвучало, что, возможно, витебским медикам потребуется наша помощь. Причем сразу было обозначено: это добровольное решение каждого из нас. Хотя, должен сказать, мы были психологически готовы к такому развитию событий.

 

Когда в середине апреля появилось первое сообщение от деканата о наборе студентов для работы средним медперсоналом, я вместе с одногруппницей Викой пошел записаться и попал в первую двадцатку. Основной мотивацией стало внутреннее стремление помочь.

 

Направили в ВОКБ. Там объяснили суть работы и основные меры безопасности, познакомили с принципами «чистой» и «грязной» зон.

 

Как отнеслись близкие и друзья к твоему решению?

 

Родители, а особенно бабушка и дедушка, конечно, переживали. Мама как медработник поддерживала, давала практические советы. Друзья и знакомые оставляли под моими публикациями «с передовой» в соцсетях подбадривающие комментарии.

 

«Боевое крещение» — чем оно запомнилось?

 

После собрания домой мы вернулись около 17:00, а вскоре позвонила старшая медсестра отделения микрохирургии глаза: нужно выходить в ночную смену. Я быстро перекусил, собрался и поехал обратно в больницу. Первая ночь выдалась ужасно тяжелой. В отличие от Вики, у меня не было достаточного сестринского опыта работы. Пациентов много. Закончили проводить инъекции мы только к двум ночи. При этом я сильно волновался: боялся что-то сделать не так. Но на помощь приходили медсестры из других отделений.

водич 2

После смены первое, что я сделал, — попил воды. Сразу, наверное, литра полтора. В СИЗ и при таком темпе работы было очень жарко. Когда познакомился с отделением, адаптировался к своим обязанностям, с четвертого-пятого дежурства выходил уже со спокойной душой. К слову, последняя смена у меня была 25 мая. Серьезная поддержка ощущалась со стороны сотрудников отделения. В любое время суток мы могли получить помощь или консультацию.

 

Что помогало восстановиться после дежурств?

 

Достаточно было просто выспаться, поговорить с родителями. Еще мне повезло работать вместе с Викой, которую я давно и хорошо знаю. На сменах и после старались поддерживать друг друга, обсуждать рабочие моменты. Но ведь новые обязанности не отменяли учебного процесса: занятия, подготовка дипломной работы… У меня будто предчувствие было: на зимних каникулах начал беспокоиться из-за недописанного диплома, решил поехать в университет и закончить его. А так приходилось и на сменах учиться: в одной руке держишь штатив с капельницей, в другой — телефон с онлайн-трансляцией занятия.

 

Какой главный опыт удалось вынести?

 

В сложившейся ситуации осознаешь, что нужно быть универсальным специалистом. Понимаешь, что может сложиться такой сценарий, когда придется экстренно перестроиться и лечить другую нозологию.

 

Такая подготовка для меня стала более основательной, чем та же студенческая практика. Здесь ты полностью погружаешься в процесс, начинаешь понимать многие вещи, на которые раньше мог не обращать внимания.

 

Самое главное, что я для себя вынес, — умение выстраивать общение с пациентом. За полтора месяца мне встречались разные люди. Были те, кто накручивал себя, нагнетал ситуацию. Их надо было успокоить. Поддержать тяжелых пациентов, которые борются до последнего. А тем, кто опускает руки, дать надежду и показать, что не все так плохо.

 

У одной пациентки долго держалась высокая температура. Она переживала за свое состояние, плакала. Мне как раз выпала серия дежурств, поэтому я с ней много контактировал, общался. Она постепенно поправилась, выписалась (я тогда был не на смене), а потом через свою бывшую соседку по палате передавала мне слова благодарности.