Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В Беларуси в последние годы стали открываться университетские клиники, которые в некоторой степени являются новшеством для нашей страны. Процесс их организации включает два пути — клиники создаются как на базе государственных учреждений здравоохранения, выступающих «в комплексе» с медуниверситетами для реализации научных программ и практико-ориентированной подготовки медицинских специалистов, так и в качестве структурных подразделений медвузов. Это, безусловно, важный шаг в развитии здравоохранения, обусловленный особой ролью университетских клиник в сохранении и укреплении здоровья населения.

 

Во всем мире система медицинского образования так или иначе базируется на модели университетских клиник. Зачастую они оказываются лучшими в своей стране, многие занимают ведущие позиции в глобальных рейтингах. Но пока все еще существуют противоречивые научные данные о том, какими должны быть университетские клиники в 21-м веке. В любом случае полезно посмотреть на мировой опыт.

 

Модель является успешной?

 

Согласно данным глобальной платформы Statista, к 2026 году количество больниц во всем мире достигнет 216 тысяч. Журнал Newsweek при поддержке Statista определяет ежегодный рейтинг лучших клиник мира. В 2025-м оценивались 2 400 больницы из 30 стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Индии, Израиля, Италии, Японии, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Саудовской Аравии, Сингапура, Южной Кореи, Испании, Швеции, Швейцарии, Тайваня, Таиланда, ОАЭ, Великобритании и США. Этот популярный рейтинг основывается на многопрофильном анализе, включающем онлайн-опрос нескольких тысяч медицинских экспертов (врачей, руководителей клиник и специалистов в области здравоохранения), показатели результатов и качества работы больниц (в т. ч. время ожидания, безопасность, гигиенические нормы и пр.), а также данные об удовлетворенности пациентов, которые заполняют стандартизированные анкеты с их собственной оценкой качества проведенного лечения и восприятия своего функционального благополучия.

 

Были определены 250 лучших больниц мира. И вот что интересно: не менее 80 % из них — университетские клиники, больницы, аффилированные с университетами, обучающие больницы или сетевые учреждения с собственными медицинскими школами. Достаточно посмотреть на ситуацию в первой двадцатке: таковых 18 из 20!

 

  • Клиника Mэйо (Mayo Clinic Rochester) в Рочестере, США, некоммерческий академический медицинский центр, обладающий собственной медицинской школой.
  • Кливлендская клиника (Cleveland Clinic), крупнейший академический медицинский центр США со статусом учебной больницы.
  • «Торонто Дженерал» — университетская сеть учреждений здравоохранения (Toronto General — University Health Network) в Канаде.
  •  Учебная больница Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (The Johns Hopkins Hospital).
  • Больницы Каролинского университета (Karolinska Universitetssjukhuset) в Швеции. Кстати, Каролинская университетская клиника в этом году еще и во второй раз стала лучшей клиникой Европы.
  • Массачусетский госпиталь (Mass General, или MGH) — учебная больница в Бостоне, первое и крупнейшее клиническое учебное и исследовательское учреждение Гарвардской медицинской школы/Гарвардского университета.
  • Университетский медицинский комплекс «Шарите» (Charité — Universitätsmedizin Berlin) в Германии.

...

  •  Университетская клиника Цюриха (Universitätsspital Zürich), одна из пяти университетских больниц Швейцарии.
  • Университетская больница Сальпетриер, или Питье-Сальпетриер, входит в группу Университетских клиник Сорбонны (Франция).
  • Университетская больница Базеля, еще одна университетская клиника Швейцарии.
  • Медицинский центр им. Рональда Рейгана, больница Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA).
  • Университетская клиника Гейдельберга (Германия).
  • Госпитальный центр Vaudois (CHUV) Университета Лозанны, третья из 5 университетских клиник Швейцарии.
  • Клиника Токийского университета (Япония).
  • Сеть клиник Стэнфордского университета (Stanford Health Care).
  • Университетская больница Орхуса (Дания).
  • Медицинский комплекс Маунт-Синай в Нью-Йорке (включает Школу медицины Маунт-Синай).
  • Университетская больница Копенгагена Rigshospitalet (Дания).

Более чем в 50 странах мира университетские клиники функционируют достаточно давно, среди известных примеров — клиника Мэйо и больницы Университета Джонса Хопкинса в США, Toronto General — University Health Network в Канаде, клиника «Шарите» в Германии, больницы Каролинского университета в Швеции. Впрочем, в странах ЕС и США в каждом университете есть своя собственная клиника.

 

В Европе университетские клиники за три последних столетия стали центрами медицинских открытий и инноваций.

 

А на рубеже 20-го и 21-го веков стало абсолютно ясно, что дальнейший прогресс медицины невозможен без привлечения достижений классической университетской науки в практическую деятельность. Медицина стала высокотехнологичной, и эффективно работать со сложным диагностическим и лечебным оборудованием могли только врачи, хорошо знакомые с самыми современными достижениями физики, математики, программирования, химии, биологии — со всем комплексом дисциплин, входящих в спектр университетского образования. Логично было объединить преимущества последнего с практической работой врача, то есть воссоздать полноценную систему «университетского клинического образования». Поэтому в настоящее время модель активно развивается, например, в Италии и в Бангладеш (Dhaka Medical College Hospital).

 

В Германии и Франции университетские клиники интегрированы в национальные системы здравоохранения, тогда как в Азии (Япония, Южная Корея) учреждения делают упор на технологическую интеграцию.

 

В США сосредоточено наибольшее количество — 136 очень крупных медицинских академических учреждений, которые обеспечивают не менее 25 % национального объема научных исследований. И не только национального. Так, в рейтинге последних лет Nature Index Health Sciences на первых позициях держатся Гарвардский университет и его аффилированные больницы: MGH, Brigham and Women's Hospital, Бостонская детская больница, Институт рака Дана-Фарбера, Медицинский центр «Бет-Исраэль Диконесс», Массачусетская глазная и ушная лечебница. В совокупности эти 6 больниц Гарвардской медицинской школы превышают долю таких стран с развитой научно-исследовательской базой, как Нидерланды, Япония и Италия.

 

Больницы Гарвардского университета превосходят целые страны по количеству и качеству клинических исследований!

 

В Германии, например, кооперация университета и клиники существует в ряде земель (Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония и т. д.), а интеграция клиники в состав университета представлена только в вузах земель Берлин, Гамбург, Нижняя Саксония и Тюрингия. Большинство университетских клиник Германии — юридические лица. Ежегодно 32 университетские клиники стационарно пролечивают около 1,7 млн пациентов. Практически все врачи в Германии, помимо медицинских факультетов, получают образование в университетских клиниках.

 

В Великобритании университетские клиники входят в Национальную систему здравоохранения (NHS). Действует также Ассоциация университетских клиник, объединяющая более 40 трестов, каждый из которых может отвечать за управление несколькими университетскими клиниками и больницами. В Лондоне, например, 12 больничных трестов.

 

Во Франции университетские больничные центры могут выступать подразделениями университетов, но еще чаще распространена практика, когда медцентр представляет собой самостоятельное учреждение, связанное с университетом определенными соглашениями. Единая сеть по всей стране объединяет 32 учреждения (в среднем на каждый регион приходится по одному университетскому больничному центру). Финансирование смешанное: в немалой степени возложено на государство, в том числе в виде социального страхования, но участие принимают и благотворительные и общественные фонды и организации.

 

В США более тысячи обучающих клиник, 400 ведущих входят в Совет клиник при образовательных учреждениях и системах здравоохранения Ассоциации американских медицинских вузов. Целый ряд государственных программ курирует последипломный период обучения медицинских специалистов, но львиная доля средств поступает от частных спонсоров.

 

В России сегодня идет активный процесс воссоздания университетских клиник. Так, Университетская клиника МГУ имени М. В. Ломоносова приняла первых пациентов в 2013 году. Но на самом деле истоки такой практики берут начало еще в 19-м веке, когда факультет медицины Московского университета разделили на клиническое и хирургическое отделения, а на Новодевичьем Поле между Садовым кольцом и Новодевичьим монастырем построили так называемый клинический городок.

 

В Казанском университете клиника тоже существовала с 19-го века. Немецкий терапевт Иоганн Эрдман, приехавший в Казань для работы на кафедре патологии и терапии, в 1816 году устроил в университете небольшую клинику, и уже в 1840-м она обзавелась отдельным зданием. В своем нынешнем виде — как современный многопрофильный медицинский комплекс — Университетская клиника Казанского федерального университета работает с 2016 года.

 

Крупнейшие из российских университетских клиник связаны с такими вузами, как Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова и Российский университет медицины. В основном это организации, которые входят в состав медицинских вузов и являются центрами обучения, научных исследований, инновационных разработок и высоких технологий.

 

Как это устроено?

 

Если обобщить, одним из главных условий функционирования медицинской школы в большинстве стран мира является наличие университетской больницы, а также сети клиник, аффилированных с университетом, входящих в его структуру либо находящихся под его непосредственным управлением. В основном превалируют две модели организации: кооперация университета и клиники (сети клиник) или интеграция клиники в состав университета. В первой модели преподаватели медицинского вуза (факультета) и сотрудники медицинских учреждений совмещают лечебный и учебный процессы, на базе медучреждения размещаются основные клинические кафедры вуза.

 

Модель «интеграция клиники в состав университета» зачастую представлена академическими медицинскими центрами, сотрудники которых выступают одновременно и преподавателями, и практикующими медицинскими работниками. Академические и клинические миссии работают в рамках единой административной и управленческой структуры.

 

Однако существующие университетские клиники, при общности их названия, фактически имеют дифференцированную структуру, и сегодня в качестве основной перспективы их развития рассматривают формирование медицинских кластеров, включающих медицинское образование и науку, практическое здравоохранение и органы власти, а на более широком уровне — формирующих медицинскую академическую культуру. Такой подход позволяет повысить уровень и качество подготовки кадров во всех областях медицины, обеспечив приток в отрасль «кадров инновационного типа».

 

В последние десятилетия в мире отмечается четкая тенденция к формированию глобальных образовательно-медицинских кластеров, включающих медицинское образование и науку, практическое здравоохранение (зачастую в виде целой сети медучреждений) и органы управления.

 

Такие кластеры финансируются из государственного, федерального и муниципального бюджетов, собственных средств университетов, частных финансовых, научных, общественных организаций и фондов и прочих источников, что позволяет получить прекрасно оснащенные клиники и содержать в штате высокопрофессиональных преподавателей.

 

Например, так устроен крупнейший в Европе Университетский медицинский комплекс «Шарите», изначально связанный с Берлинским университетом, сегодня он объединяет 17 филиалов и 103 больницы и научных института (биохимии и молекулярной биологии; биометрии и клинической эпидемиологии; экспериментальной эндокринологии; генетики человека; иммунологии; гигиены и экологии и пр.), в которых работает только ученых и врачей, профессионально занимающихся наукой, более 5 тысяч. На самом деле «Шарите» — это целый ряд специализированных клиник как для взрослых (от трансплантологии до челюстно-лицевой и пластической хирургии лица), так и педиатрической направленности (общей педиатрии, детской хирургии, неонатологии, детской кардиологии, детской неврологии, детской гематологии и онкологии, а также детской пульмонологии и иммунологии). Руководство «Шарите» осуществляется правлением (председатель, декан медицинского факультета и директор клиники), работу которого контролирует наблюдательный совет. Этот клинический комплекс является вторым во величине работодателем Берлина. Знаменит на весь мир девиз клиники: «Исследовать, учить, исцелять, помогать».

 

Еще один пример — клиника Mэйо с собственной сложившейся медицинской школой, масштабный некоммерческий академический медицинский центр, сосредоточенный на комплексной клинической практике, образовании и научных исследованиях. В нем работают более 5 тысяч врачей, а также свыше 58 тысяч представителей медицинского, административного и смежного персонала. Mayo Clinic не только специализируется на лечении самых сложных случаев, здесь находится десятка лучших медицинских школ Alix Clinic (тем самым создан совершенно новый прецедент в области медицины), а также сосредоточены многие крупнейшие и наиболее авторитетные образовательные программы в США.

 

Клиника тратит почти миллиард долларов в год на исследования и имеет более 3 тысяч штатных исследователей. Благодаря тесной связи научных изысканий и клинической практики новейшие разработки могут быть сразу опробованы и интегрированы в процесс лечения. В рейтинге лучших больниц США клиника Мэйо удерживает позицию на вершине или рядом с ней более 27 лет и является больницей с самым большим количеством специальностей в стране.

 

Своим самым значительным вкладом в медицину клиника Мэйо считает разработку и внедрение концепции интегрированной, многопрофильной групповой врачебной практики.

 

Можно сказать, что пересечение университетских больниц и медицинского образования породило практику академической медицины. Это определение подразумевает развитие основных принципов, эффективной политики управления и лучших практик, которые способствуют клиническим исследованиям и качественному образованию (причем на всех этапах) в области здравоохранения, а медицинские факультеты и учебные больницы, соответственно, становятся центральными для реализации этого потенциала в большинстве стран мира.

 

Принципы функционирования

 

Итак, университетские клиники (академические медицинские центры (АМЦ) или учебные больницы) представляют собой специализированные медицинские учреждения, непосредственно связанные с университетами или управляемые ими. Основными задачами являются:

 

  • медицинское образование (подготовка будущих специалистов здравоохранения),
  • научные медицинские исследования, клинические испытания,
  • внедрение медицинских технологий и инноваций,
  • оказание высококвалифицированной и высокотехнологичной помощи пациентам, которая базируется на самых современных достижениях медицины.

Такие учреждения объединяют клиническую работу с академическими программами, что позволяет студентам-медикам, ординаторам, аспирантам и докторантам участвовать в лечении пациентов под наблюдением, и этот акцент на практическое обучение кадров как одной из ключевых задач отличает университетские больницы от обычных.

 

Руководящие принципы университетских клиник базируются на стремлении к совершенству, эффективности и инновациям, с акцентом на пациенто-ориентированную помощь.

 

1. Предъявляются высокие требования к уровню подготовки и профессионализму преподавателей и сотрудников, а контроль со стороны директора центра/главврача клиники/ректора университета/декана медицинского факультета обеспечивает тщательный отбор врачей и высокие показатели их работы в аффилированных группах.

 

2. Внимание акцентируется на междисциплинарном сотрудничестве, интеграции образования и непрерывного обучения медицинских работников на протяжении всей их профессиональной деятельности.

 

3. Этот принцип способствует методологической и практической интеграции научных исследований и включает требование, чтобы клинические решения основывались на доказательной медицине. Действует стандарт подотчетности, где все показатели эффективности, например, частота повторных госпитализаций, отслеживаются для повышения эффективности. В обязательные положения входит также обеспечение безопасности пациентов, например, через протоколы предот-вращения инфекций (есть данные, что число госпитальных инфекций в таких клиниках на 30 % ниже, чем в обычных больницах).

 

Академические медицинские центры часто предлагают услуги, которых нет в других больницах. Например, может существовать отдел этики, который консультирует семьи, сталкивающиеся с очень сложными решениями. Распространена практика создания центров, специализирующихся на конкретных заболеваниях (центры инсульта, сердечные центры, онкологические и др.), и школ, обучающих пациентов и членов их семей.

 

University Health — государственный больничный округ, управляемый Университетским госпиталем в Южном медицинском центре Техаса (США) и включающий 25 амбулаторий и специализированных и семейных клиник, продемонстрировал лучшие результаты по итогам 2024 года, показав снижение числа инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, на 32 %, уменьшение числа смертей среди госпитализированных пациентов на 39 % и снижение расходов на госпитализацию за один случай выписки на 18 % по сравнению с обычными больницами.

 

В чем преимущества?

 

Уровень аккредитации университетских клиник (соответствия работы определенным стандартам качества и безопасности) в мире выше, начиная от 15 %, чем у лучших неакадемических медучреждений.

 

Аккредитация, повторная аккредитация, измерение качества и непрерывное медицинское образование — важные аспекты правильного управления университетскими больницами и повышения квалификации врачей.

 

Очевидно, что университетские клиники зачастую лидируют в аспекте качества технического оборудования, используют передовые технологии, такие как высокотехнологичная визуализация (по статистике, применяется в 85 % процедур по сравнению с 60 % в общих больницах, что повышает точность диагностики). В области подготовки кадров университетские клиники только в США ежегодно обучают более 100 тысяч человек, а студенческие модели обучения способствуют улучшению навыков медработников и сокращению возможных ошибок на 15–25 %.

 

Подсчитано также, что университетские клиники обеспечивают порядка 40 % мировых медицинских инноваций и до 50 % участия в клинических испытаниях, при этом ведущие учреждения, такие как Mayo Clinic, занимают первое место по объему научных публикаций (доля 20,65 в Nature Index 2024 года). Почти 80 % врачей этого академического медицинского центра занимаются научными исследованиями!

 

Оценки качества обслуживания показывают уровень удовлетворенности пациентов университетских медицинских клиник на уровне 85–90 %, что превышает общие стандарты.

 

Важно отметить, что и в целом медицинские ученые, работающие в системе академических больниц, перестали быть замкнутой в себе группой, приобретая гораздо более широкий набор навыков и опыта. Они оказались в центре живого сообщества пациентов, общественности, практикующих врачей всех направлений, специалистов общественного здравоохранения, законодателей и даже представителей СМИ и маркетологов, что привело к притоку финансирования в фундаментальные исследования и улучшению связей между многочисленными группами, в них участвующими, а заодно и к увеличению числа заявок в медицинские школы.

 

Еще один важный момент: в таких клиниках на постоянной основе работают команды, состоящие из ведущих врачей, ординаторов, студентов-медиков, медсестер и исследователей, а также мультидисциплинарные команды, необходимость в которых продиктована тем, что университетские клиники часто занимаются сложными, редкими клиническими случаями или случаями высокой степени риска. Уход за пациентом начинается с первичных обследований, проводимых обучающимися под наблюдением опытных сотрудников, и продолжается «подключением» при необходимости сложной диагностики и лечения, которое может включать в том числе экспериментальные протоколы.

 

Участие студентов и ординаторов является ключевой особенностью университетских клиник, что дает возможность молодым кадрам оттачивать свои клинические, лидерские и административные навыки.

 

В самой стандартной модели университетской клиники административный контроль разделен между университетом (отвечающим за образование и исследования) и больницей (на нее возложена клиническая деятельность), при этом органы управления — такие как деканы и главные врачи — обеспечивают слаженность работы и согласованность действий. Представлены все виды помощи: первичная, неотложная, специализированная, амбулаторная, при этом практически все университетские клиники внедряют телемедицину и мобильные медицинские подразделения для расширения охвата пациентов.

 

Отдельный и очень важный аспект работы университетских клиник — сочетание теории и практики в медицинском образовании. Обучение врачей и врачей-ученых, которые хорошо подготовлены и достаточно гибки для работы в быстро меняющейся во времени системе здравоохранения, требует всесторонней образовательной трансформации.

 

Сегодня важно обеспечить готовность врачей демонстрировать компетентность не только в медицинских знаниях и уходе за пациентами, но и в межличностных и коммуникативных навыках, обучении и улучшении практики, межпрофессиональном сотрудничестве, а также личном и профессиональном развитии.

 

Система должна гарантировать, чтобы любой стажер был подготовлен к каждому следующему этапу своего образования, будь то медицинская школа, ординатура, грант или практика. Адекватная подготовка требует полного учета спектра будущей практической деятельности, а также потребностей пациентов.

 

А есть ли минусы?

 

Но так ли все безоблачно в моделях здравоохранения подобного рода? Нисколько не умаляя преимущества работы академических медицинских центров, важно знать о сложностях и проблемах, с которыми сталкиваются в работе учреждения такого типа. 

 

В университетских клиниках очень часто наблюдается большой объем пациентов со сложными и/или высокого риска клиническими случаями (так, по американским данным, на 30 % больше трансплантаций), что приводит к удлинению сроков госпитализации и увеличению объема используемых ресурсов: например, подсчитано, что в университетских клиниках выполняется на 20–30 % больше специализированных процедур в расчете на одного пациента по сравнению с обычными больницами.

 

Кроме того, из-за расходов на обучение увеличиваются затраты (в среднем на 15–20 % выше на одну госпитализацию).

 

А еще интеграция образовательного процесса в клинический ведет к таким проявлениям неэффективности, как, например, задержки лечебных и диагностических процедур из-за учебных обходов, что может увеличивать среднюю продолжительность пребывания пациента в клинике на 1–2 дня.

 

АМЦ (учебная больница), как правило, интегрирован(а) с медицинским факультетом и служит основным местом обучения студентов-медиков и стажеров. Множество исследований показывают, что АМЦ обеспечивают лучшие результаты лечения пациентов по сравнению с больницами без учебной функции или с городскими больницами. Но ряд научных работ демонстрирует отсутствие универсального превосходства, поскольку деятельность некоторых общих больниц сопоставима по соотношению затрат и результатов с учебными.

 

В отдельных научных исследованиях представлены противоречивые данные: университетские клиники демонстрируют лучшие результаты специализированной помощи, меньший уровень послеоперационных осложнений, заметное снижение повторных госпитализаций по сравнению с обычными больницами в странах со схожими системами здравоохранения, однако эту эффективность нельзя назвать универсальной, и зачастую в рутинной помощи обычные больницы могут даже превосходить академические клиники по общим показателям.

 

Наличие учебных больниц улучшает результаты лечения в регионе?

 

В JAMA Network Open опубликовано исследование, где на эту тему посмотрели под несколько иным углом: а может ли учебная больница влиять на работу сотрудничающих с ней общих больниц, есть ли клинические преимущества получения медицинской помощи в обычной больнице при условии, что она расположена в непосредственной близости к одному или нескольким академическим медицинским центрам?

 

Результаты показали, что получение медицинской помощи в городских больницах, аффилированных с академическим медицинским центром (АМЦ), в данном случае Гарвардской медицинской школой, связано с более низкой смертностью и меньшим количеством дней, проведенных в стационаре.

 

Ассоциация была наиболее выражена в регионах с самым высоким уровнем присутствия АМЦ, а это значит, что последние могут положительно влиять на результаты лечения пациентов в других больницах.

 

Было проанализировано более 22 млн случаев госпитализации, 19 млн из которых (84 %) приходились на общие городские больницы. Все случаи разделили на 4 категории: связанные с районами без влияния АМЦ (жители которых не лечились в АМЦ), районами с низким присутствием АМЦ (где до 20 % пациентов получали помощь в АМЦ), районами со средним влиянием АМЦ (20–35 % пациентов госпитализировались в АМЦ) и городскими районами с высоким влиянием, где более 35 % пациентов поступали в АМЦ.

 

И вот что интересно: была выявлена четкая ассоциация между более низкой смертностью спустя 30 и 90 дней, а также сокращением продолжительности болезни, если лечение происходило в районах с большим присутствием АМЦ. В принципе, это понятно: формальные и неформальные связи между АМЦ и другими больницами в рамках одного региона могут способствовать распространению знаний, инноваций, обмену передовыми практиками и даже врачами, «переносящими» свой опыт, которые могут работать одновременно в нескольких местах.

 

В то же время команда не обнаружила никаких преимуществ в результатах лечения пациентов, госпитализированных непосредственно в сами академические медицинские центры; то есть наличие большего числа АМЦ в регионе не влияло на результаты лечения пациентов, проходивших лечение в самих АМЦ.

 

Авторы исследования сделали выводы, что наличие АМЦ в регионе может улучшить уход за пациентами, например, в сельских и отдаленных местностях. Поскольку врачи и медсестры очень часто практикуют в географической близости к месту своего обучения, присутствие АМЦ может в целом способствовать увеличению числа медицинских специалистов а регионе.

 

Работают ли  университетские больницы лучше, чем общепрофильные?

 

Этим вопросом задались исследователи, выполнившие сравнительный анализ по 10 регионам Италии, результаты которого были опубликованы в The BMJ. Всего оценивались 27 основных показателей эффективности. В целом авторы пришли к выводу, что эффективность работы не зависела от принадлежности к академической или общей группе больниц. Абсолютно нельзя напрямую связывать университетские больницы Италии с лучшими показателями в отношении целесообразности, эффективности помощи, удовлетворенности пациентов и исходов лечения, пишут авторы статьи.

 

Университетские больницы, учитывая тройственную миссию этих учреждений и их специфическую роль в системе здравоохранения, следует рассматривать как кластер с характерными моделями эффективности и как сложные организации, объединяющие все черты профессиональной бюрократии, встроенной к тому же одновременно и в систему здравоохранения, и в сферу образования.

 

Кроме того, обычно университетские клиники являются централизованными консультационными учреждениями для наиболее сложных случаев в системе больниц с сетевой структурой. Поэтому если университетские больницы хотят сохранить свою ведущую роль и быть главными учреждениями, ответственными за подготовку врачей будущего, пишут авторы статьи, они должны «побеждать в гонке», то есть необходимо регулярно оценивать и стимулировать более широкую конкуренцию между больницами с целью присвоения учебного статуса тем, кто демонстрирует самые высокие показатели. И в этом контексте медицинские факультеты должны базировать образовательную деятельность для своих студентов и ординаторов в тех больницах, которые могут обеспечить лучшие результаты и практики.

 

Новые вызовы

 

Конечно, существует разница между сложившейся устойчивой системой академических больниц и только формирующейся моделью учебных клиник в ряде стран мира. В Индии, Латинской Америке и Африке молодые университетские клиники часто лишены базовых ресурсов, а разрыв между сельскими и городскими районами усугубляет проблемы. Так, в Индии отмечается серьезный дефицит инфраструктуры, недостаток оборудования и материалов в университетских медцентрах. Финансовые барьеры и дефицит кадров (например, соотношение врачей и пациентов 1:1445 при населении в 1,45 миллиарда человек) затрудняют и ограничивают доступность обучения и медицинской помощи.

 

Но и в мировом масштабе университетские клиники сталкиваются сегодня с новыми вызовами, которые включают нехватку финансирования, кадровые проблемы, технологические уязвимости и инфраструктурные различия. Например, согласно опросу руководителей Deloitte Global Health Care Outlook 2025, 78 % респондентов в числе приоритетных назвали вопросы кибербезопасности на фоне растущих цифровых угроз, 80 % говорили о дефиците качественных кадров и сложности их подготовки. По всему миру университетские больницы испытывают нехватку доходов из-за неоплачиваемой помощи и снижения государственного финансирования, особенно уязвимы учебные больницы в регионах с низкой ресурсной базой.

 

К 2034 году, по разным прогнозам, в мире будет не хватать от 37,8 тысячи до 124 тысяч врачей, также происходит массовый уход медсестер из профессии (в США, например, свыше 610 тысяч медсестер рассматривают возможность увольнения к 2027 году).

 

Университетские больницы Лондона испытывают дефицит кадров и сложности с регулированием, при этом считается, что с оказанием помощи дела здесь обстоят лучше, чем в США. В академической среде в целом падает качество обучения и исследований. Опросы 2025 года показывают, что оптимизм клиницистов уменьшается под воздействием высокой рабочей нагрузки. Выгорание становится широко распространенной проблемой, вызванной административными перегрузками и необходимостью работать буквально круглосуточно, что в свою очередь ухудшает качество медицинской помощи и ухода за пациентами. Предлагаемые федеральные сокращения бюджета США угрожают глобальным медицинским исследованиям, снижая привлекательность академических центров для международных специалистов. Доклад AAMC (Ассоциации американских медицинских колледжей) 2025 года предупреждает об «экзистенциальной угрозе» академической медицине из-за нехватки финансирования и иммиграционных ограничений.

 

Медицинские кибератаки в 2024 году обходились в среднем в 9,77 млн доллара за каждый инцидент, и университетские клиники особенно уязвимы из-за наличия конфиденциальных исследовательских данных.

 

В 2024 году глобальный сбой IТ-систем затронул 12 крупных больничных сетей США, включая Медицинский центр Университета штата Огайо, что привело к отменам операций и задержкам в лечении в беспрецедентном масштабе.

 

Критики системы выражают обеспокоенность тем, что академическая медицина испытывает кризис во всем мире, а отсутствие базовой инфраструктуры во многих странах ведет академическую медицину к застою. И все же десятилетия данных из стран с разным уровнем дохода убедительно показывают, что инвестиции в привлечение, удержание и качественное развитие и обучение медицинских кадров не только приносят значительные краткосрочные и долгосрочные выгоды здравоохранению, но и имеют высокую ценность для эффективного развития всех других секторов государства и общества в целом.