Девушка сидит в соц. сетях
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Соцсети часто высмеивают за создание нереальных, идеальных образов с помощью тех или иных приемов редактирования, о которых, впрочем, знают все. И тем не менее, как показало новое исследование, эти вроде бы невинные увлечения «сделать все красивым» не так уж безобидны: даже зная о возможностях цифрового приукрашивания, человек, постоянно смотрящий такой контент, утрачивает уверенность в себе. Причем просмотр постов знакомых и друзей ранит его гораздо больше, чем излучающие успех фотографии знаменитостей…

 

Международное исследование было проведено под руководством ученых из Университета Англии Раскин и Университета Карла Ландштейнера в Австрии. В ходе серии экспериментов участники сообщали об уровне удовлетворенности своей внешностью и жизнью всякий раз, когда видели посты других людей в социальных сетях в течение дня. Просмотр постов друзей и членов семьи оказался гораздо более «вредоносным» по сравнению с контентом, размещенным знаменитостями и инфлюенсерами.

 

Возможно, образ жизнь и внешность известного человека даже если и кажутся желанными, вызывают зависть и восхищение, воспринимаются нами как менее достижимые, поэтому и беспокойства вызывают меньше, чем если бы этот человек был хорошо нам знаком.

 

Платформы социальных сетей, ориентированные на имидж, предоставляют пользователям безграничные возможности для негативных сравнений и интернализации идеалов внешности, что в свою очередь приводит к более негативным результатам в отношении собственного образа. Наше исследование показало, что такое участие пользователя в социальных сетях снижает удовлетворенность собственной внешностью и образом жизни, подрывает самооценку.

 

Чтобы зафиксировать влияние активности в соцсетях в реальном времени, участникам предложили в течение двух недель носить на запястье специальное устройство, позволяющее сообщать о падении уровня самооценки каждый раз, когда они просматривали контент на разных платформах.

 

Респонденты сообщали о времени, потраченном на «активное» (например, создание постов, написание и отправка сообщений) и «пассивное» (чтение постов и просмотр фотографий) использование соцсетей. Кнопку на устройстве нужно было нажать один раз при просмотре аккаунтов знакомых людей и дважды — если это были сторис/фото знаменитостей.

 

В среднем участники «активно» пользовались соцсетями 73 минуты, «пассивно» — 90 минут в день. Так и выяснилось, что просмотр контента, размещенного людьми, которых участники знали лично, приносил в два с лишним раза больше отрицательных эмоций, чем просмотр контента, связанного с селебрити.

 

Психологи утверждают, что люди в целом более критически настроены к контенту инфлюенсеров и знаменитостей, потому и воспринимают образы, которыми те делятся, как более нереалистичные и недосягаемые (исходя из принципа «это не про нас»). А вот прекрасная физическая форма и вайб успеха, транслируемые знакомыми людьми, кажутся куда более близким и достижимым идеалом. И, разумеется, человек огорчается, что не смог достичь такого же результата.

 

Исследование также показало, что любая форма участия в «имиджевых» соцплатформах значительно влияет на снижение удовлетворенности человека своей внешностью и образом жизни (не случайно ведь там придуманы комментарии!). Специалисты сегодня говорят о растущей тенденции, указывающей на то, что использование социальных сетей прочно связано с «негативными последствиями» для самооценки.

 

В частности, результаты этого исследования соотносятся с другой работой, опубликованной командой психологов Университета Глазго, показавшей, что женщины избегают смотреть на изображения в соцсетях, которые «касаются зоны их неуверенности в себе». Исследователи отслеживали движения глаз участниц с лишним весом, когда они просматривали в мессенджерах изображения других женщин. Все испытуемые больше смотрели на тела, чем на лица, и предпочитали изображения женщин с низким и средним, а не избыточным весом.

 

Ученые из Рурского университета (Германия) доказали: если уделять соцсетям меньше на 30 минут в день, можно почувствовать себя более счастливым. В эксперименте приняли участие 642 человека, их разделили на 3 группы. Первая просматривала соцсети по 7–8 часов в день, вторая «зависала» в лентах на полчаса меньше, а третья эти заветные полчаса тратила на занятия спортом.

 

Спорт, конечно, победил, но любопытно то, что даже 30-минутное ограничение цифровых контактов значительно улучшило психологическое состояние респондентов. Видимо, не случайно в практике психологов сегодня появился такой метод терапии, как «цифровой детокс» хотя бы на неделю-другую.