Не хотите слышать, что может сказать вам врач? Просто не идите к нему на повторный прием! Коллега утверждает что-то, с чем вы не согласны? Все его аргументы легко развеять одним движением кисти. Давление зашкаливает, но вон тот чудесный кусочек торта — это же совсем другая история?.. По мнению психологов, уклонение от информации, когда она неудобна, является распространенным поведением взрослых, которое часто называют эффектом страуса. По сути, это когнитивное смещение, при котором люди избегают всего, воспринимаемого как негативное, вызывающее дистресс или несоответствующее их самооценке. Этакая психологическая склонность отводить взгляд от того, что вызывает дискомфорт. Но как мы становимся страусами? Известно ведь, что дети отличаются неиссякаемым любопытством, они всегда ищут информацию, часто в форме бесконечных вопросов. Так когда же у них «отрастают перья»?..
Человек не страус, но иногда…
Кстати, страусы не прячут голову в песок. Это миф, идущий от античных авторов, а точнее, от римского энциклопедиста 1-го столетия нашей эры Плиния Старшего, автора первой всемирной энциклопедии — 37-томного труда «Естественная история». В одном из 4-х томов, посвященных гео-графии, Плиний описал типичное поведение страуса, который якобы прячет голову в песок, чтобы спастись от хищников: «Страусы представляют, что, когда они засовывают голову и шею в землю, все их тело кажется сокрытым». Так родилось пережившее тысячелетия заблуждение, которое понравилось всем настолько, что метафорическое выражение «закапывать голову в песок» сегодня можно встретить практически в любом европейском языке.
На самом деле в этой байке есть только часть правды: пытаясь спрятаться от опасности, страус может припасть к земле и пригнуть голову в попытке стать ниже и незаметнее, но никуда при этом не зарывается. Иногда, когда страус устает бежать, то ложится и вытягивает шею. Оказавшись среди густой растительности, время от времени прикладывает ухо к земле, прислушиваясь.
А еще птица подбирает с земли корм или мелкие камушки, необходимые ей для пищеварения. Во всех этих случаях не очень внимательному наблюдателю со стороны может показаться, что птица засунула голову в землю.
В действительности стать незаметными, «пряча голову в песок», пытаются вовсе не страусы, а другие двуногие.
Закрыть глаза и уши, сказать себе: «Меня здесь нет!» или «А я в домике!», полностью игнорируя проблему в надежде, что она как-то сама собой разрешится, — поведение, знакомое каждому человеку.
Страусята расправляют крылья…
В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science, ученые из Чикагского университета попытались понять, в какой момент жизни этот эффект возникает.
5 причин, по которым мы можем сознательно выбирать оставаться в неведении:
1. Чтобы избежать негативных эмоций, таких как тревога или разочарование.
2. Чтобы не столкнуться с неприятной информацией о том, что мы несимпатичны, неприятны кому-то или некомпетентны.
3. Чтобы уклониться от вызовов нашим убеждениям.
4. Чтобы защитить свои предпочтения.
5. Чтобы действовать в своих интересах (желательно еще и выглядеть при этом бескорыстным).
Определив основные мотивы избегания информации, психологи адаптировали их в 5 сценариев для детей (от 5 до 10 лет), чтобы проверить, а свойственно ли им такое стремление. Так, например, каждому из 320 маленьких участников было предложено представить себе свои самые любимые и наименее любимые конфеты.
Затем их спросили, хотят ли они посмотреть видео о том, почему употребление конфет вредно для зубов. Выяснилось, что в то время, как младшие дети (5–6 лет) действительно хотели искать информацию о вреде конфет, дети постарше (7–10 лет) уже отчетливо проявляли тенденцию к избирательному избеганию. Они не хотели знать, почему их любимые конфеты вредны для них, но были совершенно не против узнать, что вредны наименее любимые конфеты.
С возрастом у детей усиливается тенденция избегать неприятную информацию, даже если она полезна. И если 5–6-летние дети открыты к восприятию любого знания, то 7–10-летние уже гораздо более склонны стратегически избегать изучения чего-либо, если это вызывает у них пусть даже незначительные негативные эмоции.
Этот вывод оказался справедливым для всех мотиваций, за исключением компетентности. Возможно, здесь сыграл роль подход к обучению, поощряемый в школе, когда детям постоянно говорят о том, что можно изменить свои способности, если приложить усилия.
Как «избежать избегания»?
Психологи признают, что есть веские причины избегать негативной информации, ведь она может подавлять, угрожать и даже парализовывать. Однако чрезмерное избегание также может иметь серьезные последствия, особенно если такая информация, пусть даже с негативным окрасом, несет несомненную пользу.
Отдавая предпочтение сиюминутному комфорту над потенциальной выгодой, можно получить кратковременное облегчение, но это определенно помешает долгосрочным изменениям. Наша боль и страхи, подобно семенам под зимним снегом, останутся в состоянии покоя — но лишь до тех пор, пока не наступят условия для их роста.
Людям свойственно стремиться устранять неопределенность, но когда решение не совсем приятно, они легко переходят к избеганию. Однако есть смысл научиться терпению и даже смириться с некоторой степенью неопределенности.
А еще очень полезной может оказаться техника рефрейминга: переосмысление неприятной информации и отношение к ней как к полезной и ценной.
Если то и дело тянет «спрятать голову в песок», можно подражать маленьким детям. Что им удается лучше всего? Правильно! Никогда не терять любопытства!