Возраст и время
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Исследователи из Будапештского университета им. Этвеша Лоранда (Венгрия) изучили, меняется ли восприятие времени с возрастом, и действительно обнаружили у детей неожиданную инверсию. Их исследование опубликовано в журнале ScientifIc Reports.

 

Не секрет, что время в детстве текло как-то иначе и насыщенные событиями летние каникулы тянулись бесконечно, не то что проблески лета в нашей взрослой жизни. Время действительно умеет показывать фокусы? 

 

Исследователи выделили три возрастные группы — дети 4–5, 9–10 лет и взрослые от 18 и старше — и заставили их посмотреть два видеоролика по одной минуте каждый. Это были отрывки из популярных мультфильмов, равные по визуальному и звуковому наполнению, но отличающиеся по насыщенности событиями. Для одного ролика была характерна быстрая смена разных событий, для другого — монотонная повторяющаяся последовательность. После просмотра участникам задали вопрос: какой из отрывков длился дольше? И попросили показать длительность, разведя руками.

 

Результаты показали четкую  тенденцию в каждой возрастной группе,  но у самых маленьких она была противоположной по сравнению с другими группами.

 

Более 2/3 дошкольников  воспринимали насыщенный событиями видеоролик как более длинный, в то время как  3/4 взрослой группы сказали то же самое о монотонном видео.

 

Средняя группа показала умеренные результаты  с тяготением в сторону взрослых. Точка перелома была определена примерно в возрасте 7 лет.

 

Любопытно и то, что касается ориентации разведения рук и расстояния, — с возрастом наблюдается тенденция к увеличению использования горизонтальных линий. Если дошкольники использовали поровну вертикальных и горизонтальных жестов, то у школьников это соотношение изменилось до 80–90 % в пользу горизонтального разведения рук.

 

Но что особенно примечательно: ни одна из биологических моделей времени не предсказывала подобного результата. Обычно модели восприятия времени с точки зрения работы организма подразделяются на две категории: нейроны-ритмоводители в мозге и нейроны с уменьшающимся со временем КПД. Принято считать, что с возрастом обе модели постоянно прогрессируют. Однако результаты эксперимента венгерских ученых говорят, что это не совсем так: примерно в 7 лет происходит некая инверсия в восприятии времени.

 

Ученые  предполагают,  что к возрасту  6–10 лет дети усваивают  концепцию  «абсолютного времени».

 

Мы все полагаемся на концепцию абсолютного и универсального времени, когда организуем свой распорядок и следуем расписанию. Все эти действия укрепляют восприятие универсального времени, которое не зависит от наблюдателя и полностью соответствует классической механике Ньютона.

 

Мы приучаемся думать о времени как о физической сущности, независимой от событий, которые она связывает, и осознаем, что наше субъективное восприятие времени может быть иллюзией или иным с точки зрения наблюдателя. Лучшее, что мы можем сделать для устранения субъективности, — это проверить течение времени, сверяясь с часами.

 

Чем чаще проверяем, тем более надежную оценку получаем. Однако наш мозг далеко не всегда способен отслеживать время. Когда наше внимание занято другой задачей, то такая выборка абсолютного времени может пропускать циклы. Напротив, когда мы ждем кого-то, кто опаздывает на встречу, время замедляется, поскольку мозг считает каждую секунду.

 

При просмотре захватывающего фильма разум полностью погружается в сюжет, потому что последовательность действий разворачивается так быстро, что у человека не остается времени думать ни о чем другом, его сознание поглощает альтернативная реальность. При просмотре скучного фильма человек, напротив, будет сверять часы или думать о том, где еще он мог бы быть в это время, и все эти отвлечения позволяют ему проследить течение абсолютного времени.

 

А впрочем, загадка времени еще долго будет интриговать человеческий разум. Главное понимать, что такие фундаментальные понятия, как время и пространство, гораздо более сложны, чем мы можем определить с помощью определенных типов нейронов в мозге.

 

Удастся ли когда-нибудь сложить этот пазл? Только время покажет…