Слева направо: начальник конструкторско-технологического отдела Екатерина Яковлева, ведущий инженер-конструктор Светлана Антух, инженер-конструктор Сергей Горбацевич. Фото Татьяны Русакович, «МВ».

Экономические санкции против нашей страны стали дополнительным стимулирующим фактором для реализации государственной политики импортозамещения.

 

Заводом автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» для организаций здравоохранения Беларуси был разработан автомобиль скорой медицинской помощи. Этот белорусский продукт стал совместным проектом министерств промышленности и здравоохранения Республики Беларусь. Когда возник вопрос ее комплектации, разработать и произвести тележки-каталки и приемные устройства для них предложили РУП «Медтехноцентр».

 

О нюансах производства и преимуществе белорусских изделий рассказали директор предприятия Олег Швед и начальник конструкторско-технологического отдела Екатерина Яковлева.

 

Олег Швед, директор РУП «Медтехноцентр»:

 

hhhu888

 

— До настоящего времени автомобили скорой медицинской помощи комплектовались тележками-каталками брендов Medirol (Чехия), Spencer (Италия), Ferno (США). При этом средний ценовой диапазон таких каталок в комплектации с приемным устройством — около 13–15 тысяч евро. Государственное предприятие «Медтехноцентр» является единственным предприятием в Беларуси, которое, взяв на себя повышенные обязательства, разработало тележку-каталку с приемным устройством для автомобилей скорой медицинской помощи «Купава 233150», полностью отвечающую техническому заданию Министерства здравоохранения Республики Беларусь в ценовом диапазоне в 2–2,5 раза дешевле импортных аналогов.

 

Мы работали в тесном сотрудничестве с медиками, их мнение для нас основополагающее. После демонстрации первого опытного образца тележки-каталки наши разработчики получили замечания и рекомендации по дополнению и улучшению некоторых функций изделия, которые были учтены при дальнейшем производстве.

 

Чтобы обеспечить грузоподъемность 270 кг в соответствии с техническим заданием, тележка-каталка на 95 % состоит из труб алюминиевого сплава с высокими прочностными свойствами, такой материал в современных реалиях оказалось достаточно сложно найти, но мы справились и получили нужный результат. Максимальная грузоподъемность аналогов российского производства — 170 кг, поэтому автомобилями, оснащенными нашими каталками, уже заинтересовались Российская Федерация и другие страны.

 

В настоящий момент проект по изготовлению 282 тележек-каталок для автомобилей скорой медицинской помощи, выпущенных «МАЗ-Купава», завершился. Я считаю его крайне успешным.

 

За моими плечами почти 10-летний стаж работы в скорой медицинской помощи, поэтому об этом я могу судить в том числе и с точки зрения нашего конечного потребителя — работника СМП. Признаюсь, если бы в мое время были такие машины и оснащение, работать было бы куда комфортнее.

 

У нас выстроились четкие и продуктивные отношения с руководством ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава». В этом году по их заявке мы переходим к разработке специальных медицинских кресел с шагающим подъемником для перемещения пациентов по лестничным пролетам. Этими изделиями также планируется оснастить автомобили скорой медицинской помощи.

 

Тонкости производства

 

До появления белорусского продукта в нашей стране в автомобилях скорой медицинской помощи использовались только импортные медицинские тележки-каталки. Получив техническое задание, детально его изучив, команда конструкторов-проектировщиков «Медтехноцентра» определила все параметры, необходимые для разработки конструкторской документации. Они посетили станции СМП, рассмотрели именно те варианты тележек-каталок, которыми довольны медики, узнали их предпочтения по функционалу, проанализировали плюсы и минусы каждой модели, чтобы избежать недостатков при проектировке собственного образца.

 

Екатерина Яковлева, начальник конструкторско-технологического отдела РУП «Медтехноцентр»:

 

Данный процесс длился ориентировочно 4 месяца. После разработки конструкторской документации была подготовлена технологическая документация и произведен расчет всех необходимых материалов и комплектующих, изготовлен экспериментальный образец, где уровень локализации составляет более 90 %.

 

Разрабатывала изделие команда предприятия. Молодой специалист инженер-конструктор Сергей Горбацевич проектировал носилки для каталки. Разработку основной части каталки, самой сложной и насыщенной функционально, взяла на себя опытный сотрудник отдела, ведущий инженер-конструктор Светлана Антух. Также она разработала приемное устройство — приспособление, которое устанавливается в машину СМП и необходимо для погрузки и выгрузки каталки с пациентом, а также надежной фиксации каталки во время движения автомобиля.

 

Екатерина Яковлева:

 

Сначала мы разработали каталку, а когда с конвейера компании «МАЗ-Купава» сошел первый автомобиль скорой медицинской помощи, под него начали делать приемное устройство. Поскольку автомобиль отличается от импортных аналогов по высоте, то и приемное устройство требовало особого конструкторского решения для обеспечения необходимого угла уклона.

 

«Хитрости» функционала

 

За счет массивных колес повышенной проходимости белорусская разработка получилась на несколько килограммов тяжелее других моделей. Екатерина Яковлева признается, что на выбор массивных колес разработчики пошли осознанно, хоть и долго сомневались, просчитывали разные варианты.

 

Екатерина Яковлева:

 

Мы учитывали такие характеристики, как местные погодные условия и проходимость каталки, которая должна быть максимально высокой. Принимая во внимание факт, что каталки поставляются по всей Беларуси и используются в том числе в сельской и труднопроходимой местности, необходимы были надежные колесные элементы. И мы не ошиблись. Врачи из районных больниц, в которых уже появились автомобили с нашим оснащением, высоко отметили проходимость каталок.

 

Екатерина Яковлева:

 

Кстати, съемные носилки облегченные: они на пару килограммов легче, чем в тех каталках, которые сейчас есть в обиходе работников СМП. Также медицинские работники просили разработать подлокотники-ограждения, которые бы легко поднимались и опускались одной рукой. Каталка состоит более чем из 500 деталей. Весь механизм подъема-опускания и другие «хитрости» функционала — разработка наших конструкторов.

 

Выбирая цвет, коллективно сошлись на оранжевой палитре. Она должна быть яркой, чтобы четко выделяться в любую пору года.

 

Разработчики отметили, что тележки-каталки универсальны: их можно установить в любой автомобиль СМП, для чего имеется узел регулировки.

 

Екатерина Яковлева:

 

Мы выпустили первую партию наших изделий. Я надеюсь, она будет не единственной. Понимаю, что по мере использования новых тележек-каталок могут возникать вопросы как по эксплуатации изделия, так и по обслуживанию. Этот момент мы тоже предусмотрели: в областных центрах имеются наши работники, которые прошли обучение на минском производственном участке и при необходимости могут оперативно выехать и устранить на местах возникающие вопросы.

 

Наше изделие удовлетворяет всем требованиям медицинских работников: каталка имеет 5 положений по высоте, одним движением меняет угол наклона ложа для размещения больного в положениях Тренделенбурга и антитренделенбурга, легко выдвигаются и фиксируются выдвижные ручки носилок, просто снимаются и закрепляются обратно сами носилки и т. д.