Фото автора.

Зоя Милош мечтала стать хирургом. Девушка была невысокой, хрупкой. Мама, которая была связана с медициной, отговаривала: «Хирург должен быть сильным, рослым. Чтобы лечить, необязательно брать в руки скальпель». А еще мама приметила, с каким интересом дочка разглядывает различные аптекарские коробочки, пилюли в местной новогрудской аптеке, и предложила присмотреться к этой профессии. Cлова были сказаны в нужный момент. Да и бабушкины рассказы о травах, которыми та лечила людей, не прошли даром...

 

 

Семейная история медпомощи

 

Зоя Милош:

 

В Витебском государственном медицин­ском институте любимыми предметами стали фармакогнозия и фармацевтическая химия. С особой теплотой вспоминаю своих преподавателей Наталью Сергеевну Гурину и Галину Николаевну Царик.

 

В столичную 32-ю аптеку «Белфармации» пришла на про­изводственную практику и осталась. Кста­ти, сестра также выбрала медицину, стала стоматологом-протезистом, ее дочери тоже дарят людям красивые улыбки. У нас се­мейная история помощи людям.

 

Именно знания позволяют двигаться вперед, уверена провизор-рецептар аптеки № 32 РУП «Белфармация» Минска. Ребятам из медколледжа она говорит о том, что ува­жение к профессии требует непрерывного образования, постоянного всестороннего са­мообучения.

 

Зоя Милош:

 

На рынке появляется большое количе­ство лекарств, БАДов. Важно изучать, чем они могут быть полезны, а кому могут быть про­тивопоказаны. У фармацевта, провизора-ре­цептара невероятная ответственность. В эти профессии идут люди особого склада ума, я убеждена. Сколько работаю — мой стаж 42 года — постоянно читаю, углубляюсь, иссле­дую новое.

 

Наставник говорит, что все ее ученики были умницами. И это не везение и не сов­падение.

 

Зоя Милош:

 

Рада за наше фармацевтическое буду­щее. Моя задача — помочь молодым обре­сти уверенность в себе, поддержать. Сделать все, чтобы имидж профессии рос, чтобы лю­дям было приятно зайти в аптеку, получить грамотную фармацевтическую помощь. Хо­чется, чтобы у молодых специалистов был ориентир: какой они хотят видеть аптеку будущего. Важно привить им любовь к лю­дям, чтобы это было их эталоном.

 

Заведующая аптекой № 32 Вероника Куль­бицкая о нашей героине отзывается так:

 

Наша профессия предполагает чет­кость, знания, дисциплину, соблюдение режима. Ребята стараются почаще прийти в смену Зои Владимировны, так как она к ним относится по-матерински, как к своим детям. И они стараются не подвести своего наставника. Пациенты тоже звонят, уточня­ют смену и приходят именно к нашей обаятельной Зое Владимировне.

 

Из заботы о сотрудниках и молодых кол­легах складывается имидж аптеки, уверена Зоя Милош.

 

Зоя Милош:

 

И даже высыпаться очень важно, если ты хочешь достойно выстоять смену, быть собранным, сконцентрированным, по­мочь людям. Специалист априори должен ориентироваться в лекарственных препа­ратах, законодательстве. Не менее важно быть опрятным, приветствовать человека легкой улыбкой, установить зрительный контакт.

 

Если человек болен, это всегда чи­тается в его глазах. Посетитель аптеки должен чувст­вовать: ты ему поможешь, нельзя упустить ни один момент. Важно тактично спросить, кому предназначено лекарство: взрослому или ребенку? Есть ли аллергические реак­ции или противопоказания к применению препарата? Таких пунктов очень много. Даже подбирая безрецептурное средство от кашля, нужно понимать, какой это кашель.

 

В летний период ночью нередко приходят с травмами после самоката. Настаиваю на том, чтобы человек обязательно посетил врача для исключения сотрясения, если был удар головой. Многие возвращаются и благодарят, ведь в моменте не всегда прида­ют значение травме. В общем, наша работа требует терпения и внимания. Сложно по­могать другому, если сам качественно не отдохнул, рассеян, если нет внутри любви к людям.

 

Алгоритм качества

 

Зоя Милош:

 

Учу ребят признавать ошибки, помо­гаю исправлять. Однажды я сознательно не стала останавливать диалог, когда моло­дой специалист забыл уточнить, кому нуж­но лекарство: взрослому или ребенку? Все было бы правильно, если бы дело касалось взрослого, однако в конце беседы выясни­лось, что речь шла о ребенке. Пришлось на­чать сначала.

 

Опытный наставник помо­жет не допустить ошибки по отношению к потребителю, тактично подскажет выход из ситуации и не «растопчет» молодого спе­циалиста. Стараюсь не брать в наставниче­ство более двух молодых специалистов од­новременно, чтобы полностью посвятить время им, подготовить как следует. Это моя ответственность перед самой собой.

 

Зоя Милош:

 

Когда я получала награду «лучший наставник», чувствовала невероятную гордость за буду­щее фармации беларуси. одновре­менно с этим могу сказать, что работники аптеки наравне с вра­чами принимают на себя удар во время сезонных заболеваний, так было и во время covid-19. таков наш профессиональный долг — в любой ситуации быть готовым оказать лекарственную помощь. И ребята это понимают.

 

Зоя Милош:

 

У меня обучались более 30 студентов учреждений образования фармацевтическо­го профиля, — продолжает Зоя Милош. — Среди них и иностранные граждане: из Па­лестины, Сирии, Ирана, Ливана. Привыкаю к своим «детям» за эти 2–3 месяца практики. Например, Омар из Палестины покорил нас своей ответственностью.

 

Хорошо владел рус­ским языком и старался вникнуть во все ню­ансы профессии, подробно изучал законода­тельство нашей страны. Нужно ли говорить, как тяжело расставаться с такими ребята­ми... У меня все успешно защищают прак­тику. Мы и не расстаемся навсегда, перепи­сываемся в мессенджере. Они присылают мне открытки.

 

По словам наставника, у этой профес­сии есть преимущество, которое позво­ляет говорить на одном языке, несмотря на различную географию стран, из кото­рых приехали ее ученики. Законы у каж­дой страны свои, но всех объединяет фар­макология и желание помочь.

 

Зоя Милош:

 

Многие подготовленные мной специ­алисты советуют своим младшим друзьям по курсу идти на практику к нам, в 32-ю аптеку РУП «Белфармация». Это дорогого стоит. И основному коллективу, и ребятам, что приходят к нам, приятно здесь рабо­тать. У нас комфортные условия и добрые, понимающие коллеги, которые стремят­ся передать опыт молодежи. Как будет по­строена работа, во многом зависит от руко­водителя. За время моей работы в аптеке их было всего два.

 

С теплотой вспоминаю Татьяну Иосифовну Минину, которая была создана для этой профессии и сочетала лучшие деловые и личные качества, знала все тонкости, умела сказать нужные слова, поддержать, научить. На смену ей пришла Вероника Викторовна Кульбицкая, кото­рая так же грамотно выстраивает работу.

 

Заместитель заведующего Андрей Дмит­риевич Гисич им под стать, на всех можно положиться. У нас сложившийся коллектив, нет текучки кадров. И этот факт немного даже огорча­ет студентов, ведь ребята видят нашу те­плую атмосферу во время производствен­ной практики и все очень хотят остаться здесь работать.

 

Правила работы от наставника, провизора-рецептара Зои Милош:

 

ЛЮБИТЬ ПРОФЕССИЮ МАЛО. Важно сделать ее сво­им предназначением. Тогда ты отдаешь, не теряя, но приобретаешь людей, которые верят тебе, пото­му что твой совет изменил их жизнь, улучшил здо­ровье, приобретаешь учеников, которыми гордишь­ся. Так приято слышать «спасибо» и чувствовать, что мир стал чуть лучше благодаря твоим знаниям и профессионализму!

 

ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ — ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ. Лекарственную помощь нужно оказывать грамотно или никогда не выбирать эту сферу.

 

СДЕЛАЙ ТЕРПЕНИЕ СВОЕЙ СУПЕРСИЛОЙ. Люди очень разные. Кроме того, важно правильно подго­товиться к смене — это ответственность специ­алиста.

 

КАЖДЫЙ ДЕНЬ НУЖНО ПОВЫШАТЬ СВОЙ ПРОФЕС­СИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. Чтобы идти в ногу со вре­менем, важно постоянно учиться.

 

Зоя Милош:

 

Когда подбираю препарат, стараюсь сказать: «Это лекарство вам обязательно поможет». Настроить человека на выздоровление важно не меньше, чем подобрать самое подходящее в его случае лекарственное средство.