Психолог Новогрудской ЦРБ Роман Хотян в своей работе делает ставку на профилактику. Для этого регулярно сотрудничает с учреждениями образования города. Во время встреч с детьми и молодежью Роман Павлович обязательно говорит не только о психологическом здоровье, но еще и занимается патриотическим воспитанием. Это личная инициатива и одна из важных, взятых на себя самостоятельно миссий, чтобы внести свой вклад в будущее. Поговорили с психологом-патриотом про его необычную деятельность, традиции 9 Мая, роль армии в жизни мужчины и запросы пациентов.
Роман Павлович, расскажите, пожалуйста, о себе. Почему психология стала делом вашей жизни?
Быть психологом я хотел с детства. Большое впечатление на меня произвела социальная реклама про беженцев, которые чего-то добились в жизни. В их числе был известный психоаналитик Зигмунд Фрейд. Уже в пятом классе я четко понимал: мне гораздо более интересен внутренний мир человека, чем какие-то внешние достижения. Поэтому сначала поступил на философско-теологический факультет Люблинского университета, а после его окончания продолжил учебу на психологическом. Теперь мне это очень помогает в работе.
В числе моих пациентов есть больные, умирающие. Им порой не дают покоя темы смерти, бессмысленности жизни. Чтобы помочь, по-настоящему глубоко ответить на их вопросы, одной психологии мне было бы недостаточно.
Сегодня психология для меня не только работа, но и одно из самых любимых занятий. В свободное время я с удовольствием уделяю время земледелию, садоводству, пчеловодству… К слову, психология помогает мне успешно развиваться и во всех этих направлениях, находить взаимопонимание с людьми из разных сфер. К примеру, не нужно сразу напрямую задавать вопросы. Сначала необходимо установить эмоциональный контакт и расположить собеседника к себе, а потом уже переходить к проблемам. Тогда люди глубоко раскрываются, получается действительно продуктивный разговор.
Почему вы решили сделать ставку на профилактику, активно работать с молодежной аудиторией в учреждениях образования?
Во-первых, для меня важно, чтобы психологическая помощь была доступной многим. Ведь не все имеют возможность брать индивидуальные платные консультации, не все даже знают, что в поликлинике есть психолог и в каких случаях нужно обращаться к такому специалисту. Поэтому я давно решил, что одна из моих миссий — разрушать стереотипы и нести психологию в массы. Есть и вторая причина моей активной работы с молодежью. Я хочу жить в здоровом обществе, городе, где все дети уважают старших, дружелюбно относятся к ровесникам.
Встречи и разговоры на важные темы с сегодняшними школьниками — это мой вклад, то, что я могу сделать для того, чтобы наше завтра было лучше, чем сегодня.
У меня есть желание, энергия, чтобы заниматься такой деятельностью. А мое образование дает мне возможность делать это профессионально и систематично.
Довольно нетипично и то, что одной из тем, которую психолог, да еще и не школьный, обязательно затрагивает в учреждениях образования, является патриотизм.
До работы в Новогрудской ЦРБ я прошел определенный путь. Сразу после окончания учебы служил в инспекции по делам несовершеннолетних Мядельского РОВД. Для меня, вчерашнего выпускника, это было отличное начало. Хотелось помогать тем, кто попал в трудные ситуации, оказался в тупике. Потом работал в Гродненском областном центре «Психиатрия — наркология», где также приходилось сталкиваться с самыми разными проблемами и зависимостями. Еще до того, как переехал в Новогрудок и начал сотрудничать с учреждениями образования, я много думал о воспитании патриотизма, его важности и грамотном подходе.
В детстве отец включал военные советские фильмы. Мы смотрели их вместе на одном дыхании. Это было то самое кино, которое не оставляет равнодушным и цепляет за живое.
Папа ничего не комментировал, но этого и не требовалось. «Ну кто же, как не ты, будет защищать родину, семью!» — отец без слов передавал мне такой посыл. Патриотизм и ответственность воспитывались естественным образом.
По своему опыту убежден: любовь к родине важно воспитывать с детства. Необходимы и пример родителей, и труд, и бережное отношение к природе, ко всему тому, что у нас есть...
В наше время многое поменялось: нередко в приоритете у родителей потребительский, материальный подход, который впитывают и дети. Конечно, современные подростки вряд ли будут смотреть советское кино. Поэтому мне важно сформировать другой и обязательно не шаблонный подход, чтобы достучаться до них. Я делаю ставку не на громкие фразы и красивые слова, а исключительно на объективную реальность и свой личный опыт. Думаю, благодаря этому и нахожу отклик в самых разных аудиториях.
Мне довелось побывать в разных странах на стажировках. Был период, когда я учился и трудился в Польше. Знакомые тоже делились подробностями жизни и работы за рубежом. На мой взгляд, важно развенчать миф о красивой, сладкой жизни. Часто люди в розовых очках уезжают из своей страны из-за перспектив большего заработка.
Не у всех все складывается хорошо, сама по себе заграница — это не гарантия счастья, успеха, реализации. Не все осознают: чтобы получать высокую зарплату, работать также нужно в разы больше. Кроме того, эмигрантам нередко приходится сталкиваться и с пренебрежительным отношением местного населения, как к людям, которые приехали «отжимать» их деньги. Родных и друзей рядом нет. Есть ли готовность к подобным рискам? Точно ли такую жизнь представляют себе молодые люди, стремясь уехать из своей страны? Я за то, чтобы в их головах не было иллюзий, чтобы они научились видеть реальность, анализировать информацию и делать собственные выводы.
Вообще человеку по его природе свойственно искать что-то лучшее, и ничего плохого в этом нет. Но по сути может оказаться, что хорошо все время там, где нас нет… Например, поляк может думать, что в Германии ему жилось бы лучше, чем в Польше. А немец с подобными мыслями стремится переехать в Канаду…
Я не сторонник потребительского подхода к родине или людям. Почему бы вместо желания попасть в хорошее место на все готовое не стремиться к другому — к тому, чтобы самому стать созидательным человеком, сделать лучше жизнь там, где ты родился и вырос?
Такую глубокую, поразившую меня мысль я впервые услышал от знакомого ксендза. И она для меня стала толчком для более активной работы во всех направлениях. Меня радует, что есть соотечественники, которые с этой высокой задачей справляются на отлично: вносят свой большой или маленький, но всегда значимый вклад — это могут быть и открытая фирма, и посаженные во дворе деревья или цветы!
Какие формы работы по патриотическому воспитанию наиболее эффективны?
Мне нравится работать со школьниками: это очень непосредственная, откликающаяся аудитория. В основном делаю ставку на глубокий, искренний разговор. Важно не навязать свои мысли, а научить думать, помочь увидеть что-то по-новому, услышать самих себя, понять свои желания и потребности.
Сейчас детей часто буквально накачивают большим количеством интеллектуальной информации (нужно хорошо знать английский, математику, посещать кружки), при этом не изучая, не обращая должного внимания на внутренний мир.
На встречах пытаюсь раскрыть внутренний потенциал моих слушателей, помочь им увидеть свои сильные и слабые стороны. Школьники принимают это на ура. Оказывается, что многие находятся в каких-то сомнениях, развиваются не в том, к чему у них есть склонности. К сожалению, сегодня достаточно часто в ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать?» слышу: «Я не знаю, я просто хорошо учусь». Дальше диалог продолжается примерно так: «Хорошо учишься, чтобы что?» — «Чтобы найти хорошую работу, получать большую зарплату». Все упирается в зарабатывание денег, а не развитие личности. Но ведь сначала важно найти дело, которое по душе, чтобы потом трудиться плодотворно и с радостью, а не тратить часть своей большой зарплаты на антидепрессанты.
Привожу реальные примеры из своих последних консультаций в поликлинике, конечно, не называя имен. Представляете, приходят люди в возрасте 50 и даже 60+ и говорят: «Я прожил какую-то непонятную жизнь. Работу свою не люблю. Крепкую семью, гармоничные отношения с женой и детьми построить не смог. Есть только разочарование и бессмысленность…». Такие истории никого не оставляют равнодушным, ведь не хочется прийти к такому же грустному итогу. Идет обсуждение, поиск того, как не жить бесцельно, как стать счастливым и сделать счастливее тех, кто рядом.
Патриотизм начинается с простых вещей, понимания своей ответственности за то, что происходит у тебя в жизни, в твоей семье, дворе, стране…
Когда приходится сталкиваться с критикой, надо в первую очередь посмотреть на того, от кого она исходит. Чтобы делать кому-то замечания и давать советы, нужно самому быть на определенном уровне. Если у человека красивая, достойная жизнь, то у него есть чему поучиться, возможно, он говорит что-то важное, ценное.
А вот когда мужчины сидят дома или на лавочке с пивом и рассказывают, как в жизни и в стране все плохо, то у меня один ответ: «Может, вам стоит сначала привести в порядок свою машину, дом, убрать мусор рядом, а потом критиковать других?». Сложно признать, что ты сам не состоялся, не добился ничего. Гораздо легче и приятнее верить, что тебе просто помешали это сделать. Когда дети наблюдают такое инфантильное поведение, им сложно брать пример со взрослых. Поэтому не зря говорят: воспитание всегда нужно начинать с себя.
Вы обратили внимание на роль отца в патриотическом воспитании. Что важно не упустить?
Отец должен сформировать у ребенка психологический каркас. Если папа сам его не имеет, то не сможет это сделать, не сумеет показать пример, каким человеком, защитником нужно быть. Поэтому важно избавиться от инфантильности и желательно до создания семьи. Армия помогает парню превратиться в мужчину, крепкого, ответственного, нацеленного на выполнение конкретных задач. Это с точки зрения психологии не просто патриотический кружок, куда надо сходить, чтобы научили стрелять из автомата, а своеобразная инициация. Думаю, многие замечали метаморфозу: пошел в армию подросток, а вернулся мужчина.
Прошло не так много времени, но мышление сильно изменилось. Поэтому мотивирую молодых людей, объясняю им, насколько важен этот период в жизни. Можно так и не наверстать, упустить шанс сделать скачок в развитии. Потому что если парень останется дома, где всегда есть горячая вода, мама все приготовит, это не будет ему так полезно, а скорее даже наоборот… Родители, чрезмерно жалея и оберегая сыновей от малейших сложностей, совершают большую ошибку. Во взрослой жизни всех ждет много стрессов. К ним тоже надо быть готовым, закаленным, уметь постоять за себя, семью и родину. В настоящих мужчинах развита потребность быть защитником, не на словах, а на деле стать авторитетом для своей семьи, чтобы остальные действительно чувствовали себя как за каменной стеной.
В вашей семье есть какие-то традиции, связанные с 9 Мая?
Для меня это самый сентиментальный праздник. Обязательно семьей с цветами ходим на парады, и они трогают меня до слез. Я смотрю на ветеранов и понимаю, сколько боли, страданий, лишений пережили эти люди. Минута молчания пронизана скорбью за тех, кто отдал жизнь за родную землю. По-прежнему в эти дни хочется пересмотреть любимые фильмы. В их числе одна из культовых кинокартин «В бой идут одни “старики”».
А с какими запросами к вам сегодня чаще всего обращаются пациенты на приеме в поликлинике?
С годами запросы, с которыми приходят ко мне как психологу, довольно сильно меняются. Мне очень нравится, когда обращаются люди, которым нужна помощь, чтобы поменять свою жизнь, разобраться с тем, почему депрессия, определенные проблемы не уходят.
К сожалению, в последнее время тенденция другая. В основном пациенты хотят быстрого и легкого решения: получить какую-то волшебную таблетку, благодаря которой получится не работать над собой, ничего не менять, но почувствовать себя по-другому.
Приходится переубеждать, объяснять: это тупиковый путь, таким образом решить ничего нельзя. Действие таблеток пройдет, а нерешенные проблемы останутся. Хотя, конечно, хорошо уже то, что человек обратился в медицинское учреждение, а не пытается заглушить свою боль, депрессию и апатию при помощи алкоголя.
Возраст пациентов также меняется. Сейчас намного чаще обращаются подростки. Одна из злободневных проблем — буллинг. Стараюсь помочь максимально. Наивно думать, что проблема закончится после окончания школы. Потом будут университет, армия, работа… Поэтому вместе мы работаем над самооценкой, умением правильно отстоять себя и свои интересы. В том числе благодаря моей активной деятельности в учреждениях образования ребята более смело приходят ко мне за помощью.
Родители тоже понемногу пересматривают свое отношение к психологии. Говорю им о необходимости полагаться не только на собственные силы, но и читать литературу по педагогике и психологии. Не имея знаний, можно легко наделась ошибок, которые не дадут ребенку возможности полноценно раскрываться и развиваться. Счастливое будущее — свое и наших близких — во многом зависит от нас.