Врач общей практики 2-го отделения ВОП Мозырской ГП № 2 Ольга Дубровская — победитель конкурса «Врач года Республики Беларусь» в номинации «Врач общей практики». Корреспонденты «Медвестника» отправились в Мозырь, чтобы лично пообщаться с Ольгой Васильевной и узнать, что помогает успешно диагностировать заболевания и находить общий язык с пациентами.
«Работа врача общей практики — это работа команды»
В этом году исполняется 20 лет, как Ольга Дубровская окончила Гомельский государственный медуниверситет и приступила к работе.
Ольга Дубровская:
Папа по образованию — геолог, мама более 40 лет проработала медсестрой. Я с детства мечтала быть врачом. Играя с куклами, ставила внутримышечные инъекции, чем смешила своих родителей. Они говорили: вырастет — будет врачом.
Когда пришло время определяться с профессией, ключевым моментом стал разговор с отцом. Папа сказал: «Ты можешь выбрать любую профессию, какую бы ты ни захотела. Но помни: придя уставшая с работы, ты все равно должна оставаться довольной собой».
Ольга Дубровская:
С уверенностью могу сказать: я всегда хотела быть врачом и никогда не думала иначе. Чем прельщала терапия? Диагностическим поиском, причем это широкий профиль заболеваний. На основе диагностического поиска — лечение и, как результат, признательность пациента. Когда пациент улыбается и благодарит за оказанную помощь — это самая лучшая награда для доктора.
В Мозырской ГП № 2 врач общей практики трудится с 2004 года. К слову, Мозырь — родной город Ольги Васильевны.
Ольга Дубровская:
Работа врача общей практики — это работа команды, и моя команда функционирует как единое целое. Мы гармонично взаимодействуем, правильно распределяем обязанности, что помогает выполнять поставленные перед нами задачи и достигать хороших результатов.
Хронические, онкологические заболевания на первых стадиях протекают бессимптомно. И чем раньше выявим начальные проявления болезни, риски ее развития, тем успешнее будет лечение.
Так, отмечает врач, в 2022 году на участке выявлено 10 случаев злокачественных новообразований на ранних стадиях, не зарегистрировано случаев инфарктов и инсультов у пациентов трудоспособного возраста. Смертность трудоспособного населения значительно ниже, чем в целом по стране, — 2,74 ‰. Тяжесть инвалидности среди этой же категории находится на уровне республиканских стандартов — 33,3 %. Диспансеризацией на участке охвачен каждый пациент.
Ольга Дубровская:
Нужно выкладываться на 100 %, добросовестно трудиться, обладать чувством личной ответственности. Я никогда не воспринимала свою работу как обязанность, это моя жизнь, я провожу здесь бόльшую часть времени. Как я могу относиться к ней иначе?
А какой совет опытный доктор дала бы человеку, который размышляет о том, стоит ли ему идти в медицину?
Ольга Дубровская:
Каждый должен решать сам. Врач — это не только белый халат, не просто медицинские осмотры. Врач — это призвание, это умение сострадать, отдаваться своему делу. Поэтому какое бы ты хорошее образование ни получил, если у тебя нет этих основных качеств, ты никогда не станешь настоящим врачом.
Несмотря на высокий охват диспансеризацией, ВОП с сожалением отмечает: еще остаются люди, которые считают, что это формальность и нужна она исключительно для самих медработников.
Им не нравится анкетирование, не нравится, что они вынуждены в течение дня полностью обследоваться. Они не понимают, что выявление модифицируемых факторов риска и их устранение — это залог не только их собственного здоровья, но и благополучия всей нации.
Ольга Дубровская:
По крайней мере я с гордостью могу сказать про наш город: у нас проводится широкая пропаганда здорового образа жизни, мы создаем школы здоровья, читаем лекции на предприятиях, занимаемся профилактикой заболеваний, следим за вакцинацией. И видим смысл в том, чтобы распространять еще больше информации.
Имея 20-летний опыт, доктор продолжает заниматься саморазвитием: посещает конференции, семинары, лекции, читает научные статьи.
Ольга Дубровская:
Считаю себя высококвалифицированным врачом. При этом я очень строга к себе и самокритична. Анализирую в голове ту или иную ситуацию и пытаюсь понять: могла ли я поступить как-то иначе, лучше. Быть врачом — огромный труд, необходима постоянная работа над собой.
Внимание каждой детали
На участке Ольги Дубровской 1 468 человек, из них 971 — трудоспособного возраста. За смену ВОП принимает 20–25 пациентов — в зависимости от эпидситуации. Далее работа с документами и обслуживание вызовов на дому — 10–11 посещений в день.
Ольга Дубровская:
Чаще всего, конечно, обращаются с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Типичный пациент — человек пенсионного возраста, как правило, с опорной тростью, обычно женщина, с жалобами на выраженную слабость, одышку, боль в суставах. Опорно-двигательный аппарат действительно больше страдает у женщин: не забываем про высокие каблуки.
Замечаю, что молодежь стала более ответственно подходить к своему здоровью. Может быть, играют роль пропаганда здорового образа жизни, профилактические мероприятия.
Начинают, например, следить за уровнем холестерина, возвращаются, интересуются, контролируют артериальное давление, вес. Это очень радует.
К слову, среди молодых пациентов доктор отмечает вертеброгенные болевые синдромы, связанные с характером работы, неправильным подъемом тяжестей, нарушениями осанки.
Ольга Дубровская:
В диагностике и лечении я придерживаюсь клинических протоколов Минздрава. Во время беседы с пациентом обращаю внимание даже на детали, которые могут показаться несущественными, — тембр голоса, поза, взгляд…
Любое посещение врача — это стресс для каждого человека, поэтому зрительный контакт во время беседы обязателен, это располагает пациента, вызывает доверие к врачу. Доктор должен быть готов не просто слушать, а прислушиваться, проявлять эмпатию.
Ольга Васильевна подчеркивает, что часто пациенты боятся озвучить свою проблему или не понимают, как ее выразить. Поэтому обязанность врача — выяснить важную информацию, которая поможет в постановке диагноза.
Ольга Дубровская:
В сложной, непонятной ситуации я не стесняюсь обращаться к коллегам. Собираем врачебные консилиумы, сотрудничаем с узкими специалистами как поликлиник, так и больниц. При необходимости направляем на консультации в Гомель, используем телемедицинское консультирование. главное — не бояться показать, что ты где-то чего-то не понимаешь. Общими усилиями всегда можно достигнуть большего.
Собеседница признается: найти общий язык с пациентом иногда бывает трудно.
Ольга Дубровская:
Это связано и с характером человека, и с недоверием к медработникам. К каждому нужен индивидуальный подход. С одними приходится быть даже строгой, другим, наоборот, требуются мягкость, сочувствие. Тяжелее работать с одинокими, так как они больше нуждаются во внимании, заботе. Я всегда действую по определенным правилам.
Первое — внимание нужно уметь проявлять: поприветствовать пациента, узнать фамилию, имя, отчество и обращаться только по имени и отчеству, вдумчиво слушать и не перебивать.
Второе — пациент приходит на прием с проблемой, а должен уйти с решением. Желательно, чтобы решение приняли мы вдвоем, только диалог может привести к успеху.
Между тем интересуюсь: что собеседница имела в виду, говоря о недоверии к медработникам?
Ольга Дубровская:
Большой ошибкой пациентов является изучение информации в интернете, там много чего пишут. Но врач как специалист имеет свое мнение. Однако почему-то наши люди интернету иногда доверяют больше, чем своему доктору. Или был какой-то случай у родственников… Разные ситуации.
Кроме того, к любому незнакомому человеку мы все относимся сначала с недоверием, а потом принимаем для себя решение — слушать ли этого человека, общаться ли с ним. Так же и во взаимодействии врача и пациента. На приеме я всегда остаюсь самой собой. Мы все немножко психологи, особенно доктора с опытом.
Доступность обследований
Первое, что вспоминает собеседница, — случай, произошедший во время пандемии COVID-19.
Ольга Дубровская:
Мы вели прием в красной зоне. Экстремальные условия, людей много. И тут шум в коридоре. Выбегаем из кабинетов и видим, что пациентка потеряла сознание, начинаем оказывать неотложную помощь. Вокруг стояла такая тишина. Когда выполнили неотложные мероприятия и женщина наконец пришла в себя, среди этой глубокой тишины раздался взрыв аплодисментов.
И вот сейчас я вспоминаю, и слезы на глазах, потому что… тяжело тогда было. И эта человечность, эта поддержка обычных людей так поднимали дух!
Далее врач обращает внимание на частоту нетипичных жалоб. Так, например, пульсирующая боль в левом лучезапястном суставе у одного из пациентов сигнализировала об инфаркте миокарда.
Ольга Дубровская:
Опять-таки играют роль наши клинические протоколы. Кроме того, опыт, приобретенный с годами. В любом случае мы назначаем ЭКГ, особенно если человек впервые обратился. Но в то же время боль с левой стороны настораживает всегда.
Были случаи, когда пациент жаловался на боль в руке, а оказывалось, что у него рак легких. Нетипичных признаков очень много, поэтому самое главное, повторю, детальное общение с пациентом. Он может о чем-то тебе не сказать, но ты по крупинкам выуживаешь информацию и все-таки находишь то, что тебе нужно. Ну и доступность обследований.
У нас современная поликлиника, выполняются УЗИ, в т. ч. сосудов, суставов, ЭхоКГ, холтеровское мониторирование, СМАД... В городе открыт межрайонный кардиоцентр, доступны КТ и МРТ. В плане оснащенности райцентр находится на высоком уровне.
По словам собеседницы, специалисты нацелены на то, чтобы максимально быстро обследовать пациента и вовремя поставить диагноз, а лечение отшлифовано. Налажено хорошее взаимодействие с коллегами из горбольницы. Кабинеты ВОП оснащены всем необходимым.
Ольга Дубровская:
В таких условиях работать легко. Я спокойно могу поставить холтер и затем прочитать результаты, измерить внутриглазное давление… Выдаем электронные рецепты, что очень облегчает нашу жизнь, мы уже отвыкли писать от руки. Времени на бумажные носители тратили катастрофически много.
Сейчас я как-то посчитала: на 10 рецептов потратила 3 минуты. Еще один момент, который не стоит недооценивать: бывает, врача нет на участке. В таком случае, если правильно оформлены документы, коллега быстрее разберется, проанализирует ситуацию пациента и назначит эффективную терапию.
Три главных пункта
Не выгореть на работе, по словам Ольги Дубровской, ей помогает поддержка семьи.
Ольга Дубровская:
У меня понимающий, заботливый муж, двое замечательных детей. Опорой и главным советчиком до сих пор остается мама. Это мой родной, близкий человек, который всегда поддерживает, живем рядом. Занимаюсь аквариумистикой: дома аквариум на 112 литров.
Нравятся тернеции, или, как их называют в народе, карамельки, — очень красивые разноцветные рыбки. Еще за одним аквариумом с аксолотлем ухаживает сын. Много комнатных растений. Есть кошечка. Очень люблю читать книги, именно в бумажном варианте, чтобы шелестели страницы.
Кроме того, атмосфера в коллективе, где есть взаимопонимание, где готовы подставить плечо.
Ольга Дубровская:
Коллектив нашей поликлиники — самый лучший. Это дружная сплоченная команда под грамотным руководством заведующей Юлии Мягковой. Это моя вторая семья, здесь я нахожусь полжизни.
Вместе проводим время и вне работы: экскурсии, турпоходы, спортивные мероприятия — профсоюз у нас работает хорошо. И зарплата у меня достойная — достойная моей работы и нагрузки.
Моя собеседница производит впечатление человека, который действительно любит то, что делает, по-настоящему предан профессии, опытный, знающий доктор, который чувствует ответственность за здоровье своих пациентов и стремится использовать все возможности, чтобы докопаться до сути проблемы.
В завершение беседы задаю героине статьи вопрос: что делает ее счастливой?
Ольга Дубровская:
Мне много для счастья не надо. Здоровье моих близких, любовь в широком смысле этого слова — любовь мужа, детей, любовь к маме, к друзьям... И как любому человеку, как любой матери хочется мирного спокойного неба над головой. Достаточно трех этих компонентов.
Алла Потапова, заведующая 2-м отделением ВОП Мозырской ГП № 2:
Ольга Дубровская занимается постоянным самообразованием, зарегистрирована на медицинских платформах, делится ссылками на лекции с коллегами. Замечательный человек, опытный доктор. Очень чутко подходит к каждому пациенту, пытается добраться до истины. Трудоголик, работу любит, посвящает ей много времени и все умеет — настоящий врач общей практики.