В 2020 году доцент кафедры кардиологии и внутренних болезней БГМУ, кандидат мед. наук Дмитрий Герасименок стал обладателем гранта Президента в сфере образования. Сегодня его разработки для практического обучения, подготовленные в рамках выполнения задания по гранту, внедрены в учебный процесс университета. Но в планах расширить этот процесс и на другие медвузы Беларуси. Подробнее о своих научных интересах и достижениях Дмитрий Станиславович рассказал корреспонденту «Медвестника».
Судьбоносный момент в карьере
Дмитрий Станиславович, ваш профессиональный путь начинался с работы анестезиологом-реаниматологом. Как повлиял этот опыт?
Работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в начале моей профессиональной карьеры позволила мне максимально эффективно адаптироваться в медицине благодаря курации пациентов с наиболее тяжелыми проявлениями терапевтических и хирургических заболеваний. Оказание медпомощи самому тяжелому контингенту пациентов способствовало становлению таких качеств, как стрессоустойчивость, ответственность, сформировало желание постоянно учиться и совершенствоваться.
Будучи врачом-анестезиологом-реаниматологом, мне приходилось сталкиваться со скоротечными, а порой и молниеносными вариантами развития жизнеугрожающих состояний, что воспитало во мне профессиональную выдержку и хладнокровность в принятии неотложных решений. В дальнейшем, пройдя школу отделения интенсивной терапии и реанимации в 9-й ГКБ столицы (ныне Минский НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии. — Прим. ред.) под руководством заведующего Юрия Зелковского, я использовал накопленный опыт как базу для совершенствования своей квалификации по терапии и кардиологии.
Почему решили дальше двигаться в кардиологии?
Моя увлеченность кардиологией зародилась благодаря знакомству с высококлассным кардиологом и ученым — доктором мед. наук, профессором Натальей Павловной Митьковской. Благодаря своей харизме, профессионализму и человеческим качествам она зажгла во мне огромный интерес к заболеваниям терапевтического профиля, в частности сердечно-сосудистой системы.
Наше знакомство и долговременное сотрудничество началось с момента, когда Наталья Павловна согласилась стать моим научным руководителем в 2003 году. И это был судьбоносный момент...
Расскажите подробнее о своих научных интересах.
Наталья Павловна, которая была главным вдохновителем моих научных интересов, большое внимание уделяла коморбидной патологии. Первая наша совместная научная работа была посвящена проблеме сочетанной манифестации острого инфаркта миокарда и ишемического инсульта. В результате данного исследования мы установили, например, что использование эпросартана у данной категории пациентов позволяет не только эффективно контролировать уровень артериального давления, но и оказывать положительное влияние на динамику неврологических нарушений. Также мы продемонстрировали безопасность и эффективность применения в качестве прямого антикоагулянта далтепарина натрия, который способствовал снижению тромботических осложнений, не усугубляя геморрагические риски.
Научные изыскания в области коморбидности продолжаются до сих пор. В настоящее время идет исследование, посвященное сердечно-сосудистым рискам у пациентов с хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.
Вы занимались разработкой и внедрением метода профилактики кардиоваскулярных осложнений у пациентов с острой патологией гепатобилиарной системы. Какие результаты уже получены?
На данный момент имеется 2 патента на модели прогнозирования риска развития острого коронарного синдрома и бессимптомной ишемии миокарда у пациентов с острым калькулезным холециститом. Мы успешно апробировали их на пациентах 6-й ГКБ, ГКБСМП Минска, МОКБ, Солигорской ЦРБ. Дополнительно предложили варианты по кардиопротекции у данной категории пациентов, которые продемонстрировали свою безопасность и эффективность в ходе исследования. Тем не менее в этой теме есть куда двигаться.
Грант и его результаты
Вот уже 4 года ваша деятельность связана не только с научными изысканиями, но и с практической подготовкой будущих врачей. Каково ваше мнение насчет тренда на практикоориентированность медобразования в стране?
Действительно, с 2017-го я являюсь основным преподавателем-инструктором учебных занятий в лаборатории практического обучения по темам «Базовая сердечно-легочная реанимация. Расширенная сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости».
Считаю, что существовавшая долгое время система медобразования имела один существенный пробел — недостаточный уровень практической подготовки студентов. Главной причиной этого являлась невозможность практической иллюстрации всего многообразия клинических сценариев из-за уникальности и короткотечности некоторых из них, а также из-за ограничений, связанных с деонтологическими, этическими и законодательными нормами взаимодействия между студентом и пациентом.
Современная медицина становится очень требовательной к уровню профкомпетенций врача любой специальности, что обусловило внедрение в высшее медобразование новых методик преподавания для закрепления практических навыков, связанных с использованием симуляционных технологий. Манекен-симулятор позволяет имитировать огромное множество клинических патологических состояний, которые, в зависимости от действий студента, а также при участии преподавателя-инструктора, могут изменяться в режиме реального времени, максимально имитируя конкретную клиническую ситуацию, но без риска нанесения вреда пациенту. В результате использования симуляционного оборудования у студентов развиваются способности быстрого принятия решений и корректного выполнения ряда манипуляций или вмешательств.
С 2015 года сотрудники нашей кафедры совершенствуют практические навыки студентов в условиях лаборатории практического обучения БГМУ. Понимая важность и эффективность данного механизма повышения уровня профкомпетенций, мы очень ответственно относимся к вопросам практического обучения на нашей кафедре. Основные темы, которые преподаем с использованием симуляционного подхода, включают в себя базовую сердечно-легочную реанимацию, расширенную сердечно-легочную реанимацию, первую помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости.
Как раз в рамках этой деятельности вы получили в 2020 году грант Президента…
Да. В 2019-м Наталья Павловна Митьковская предложила мне обновить учебно-методическую литературу касательно отработки практических навыков в рамках преподавания учебной дисциплины «Неотложная кардиология и другие неотложные состояния» для студентов, обучающихся на 6 курсе на русском и английском языках. В результате чего и родилась идея о подаче заявки на получение гранта. В результате выполнения задания по гранту изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические пособия «Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости. Сердечно-легочная реанимация. Симуляционная подготовка для студентов 6 курса» и «Использование симуляционной технологии в неотложной медицине: сердечно-легочная реанимация».
Почему возникла необходимость обновить учебно-методическую литературу по дисциплине «Неотложная кардиология и другие неотложные состояния»?
При подготовке студентов в лаборатории практического обучения до 2020 года использовалась учебно-методическая литература кафедры кардиологии и внутренних болезней, изданная в 2016-м, а также видеоматериалы. Во время занятий помимо закрепления навыков выполнения сердечно-легочной реанимации перед нами вставала задача отработки максимально приближенных к реальности клинических сценариев жизнеугрожающих аритмий, которые могут протекать не по классическому линейному варианту, а с неожиданными трансформациями (в сторону усугубления или разрешения ситуации). До настоящего времени использовалось ограниченное количество сценариев, не позволяющих в полной мере охватить перечень неотложных состояний по изучаемым темам. Поэтому и возникла необходимость в создании нового учебно-методического пособия для студентов 6 курса с включением неопубликованных ранее разделов, посвященных клиническим сценариям с максимально реалистичной имитацией всех вариантов течения ургентной ситуации и подробным алгоритмом оказания неотложной медпомощи.
В чем заключается существенное отличие новых учебно-методических пособий?
По сравнению с основной рекомендуемой литературой учебно-методическое пособие «Первая помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости. Сердечно-легочная реанимация. Симуляционная подготовка для студентов 6 курса» содержит описание сложных с точки зрения диагностики и лечения симуляционных клинических сценариев. Их отработка позволяет максимально эффективно закрепить теоретический материал у шестикурсников и подготовить будущих врачей к самым сложным клиническим случаям в неотложной кардиологии. Уникальность заключается в двойной составляющей: с одной стороны, это клинический сценарий патологического состояния, с другой — перечень лечебно-диагностических манипуляций, эталонных в соответствии с современными клиническими рекомендациями. Дополнительно в пособии приводится актуальная информация по основным вариантам нарушения ритма и проводимости с иллюстрациями и алгоритмами оказания медпомощи.
Учебно-методическое пособие «Использование симуляционной технологии в неотложной медицине: сердечно-легочная реанимация» используется при изучении учебной дисциплины Acute cardiac care у студентов 6 курса медицинского факультета иностранных учащихся, обучающихся на английском языке. В нем приведена актуальная информация по методам оценки клинического статуса пациента и алгоритму оказания медпомощи в случае развития внезапной сердечной смерти. Подробно описаны возможные варианты искусственной вентиляции легких, алгоритм использования наружного автоматического дефибриллятора, последовательность действий при выполнении кардиоверсии и дефибрилляции с иллюстрациями ключевых моментов. Дополнительно пособие содержит актуализированную информацию в виде иллюстрации из рекомендаций Американской кардиологической ассоциации 2018 года по проведению реанимационных мероприятий у взрослых.
В целом использование дополнительного учебно-методического материала в лаборатории практического обучения БГМУ, на кафедре кардиологии и внутренних болезней, 1-й кафедре внутренних болезней в условиях применения симуляционных технологий позволило не только смоделировать ургентные клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но и проводить текущий анализ действий студентов, объективизировать оценку выполнения клинических задач, а многократные повторения манипуляций способствовали ликвидации возникающих терапевтических ошибок. Мы планируем продолжить внедрение полученных результатов в учебный процесс в других медвузах —в частности, ГомГМУ и ГрГМУ.