В интервью корреспонденту «Медвестника» региональный советник по вопросам цифрового здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ рассказал об уроках COVID-19, цифровой грамотности и высказал свое мнение об использовании высоких технологий в медучреждениях республики.
Приоритетное направление
Осознавая важность развития электронных технологий в медицине, ВОЗ запустила новую инициативу «Расширение возможностей использования цифрового здравоохранения». В чем она заключается?
Это так называемый флагманский проект Европейского регионального бюро ВОЗ. Расширение возможностей использования цифрового здравоохранения — одно из четырех приоритетных направлений, которыми сейчас занимается региональный офис и лично его директор Ханс Клюге. Многие государства в регионе действительно придают цифровизации в здравоохранении ключевое значение. Данная инициатива прежде всего призвана ускорить этот процесс, а также утвердить соответствующие принципы равенства доступа и тем самым улучшить качество предоставляемых услуг. Мы оказываем поддержку странам региона, чтобы в дальнейшем они обеспечивали больший охват населения цифровизацией.
Безусловно, пандемия не могла не повлиять на процесс развития цифрового здравоохранения. Вы отметили, что COVID-19 преподнес определенные уроки, которые нужно учитывать в дальнейшей работе, в частности, в сфере цифровых технологий. О каких конкретно уроках идет речь?
Первый заключается в том, что страны не были достаточно подготовлены к тому, чтобы обеспечивать доступ к данным в режиме реального времени и на их основании реагировать на ситуацию. И это несмотря на инвестиции в информационную сферу на протяжении десятилетий.
Второй урок: оказалось, что не все население имеет доступ к цифровым услугам в здравоохранении. Можно даже говорить о процессе маргинализации. В разных странах по-прежнему существуют наиболее уязвимые слои населения. Это, например, люди с хроническими заболеваниями, ограниченными возможностями, пожилые, мигранты. Порой они не особо дружны с цифровыми технологиями. И нам не хотелось бы, чтобы в процессе цифровизации они стали еще более уязвимыми.
Третий урок: правительства оказались не готовы справиться с тем количеством инноваций, которые моментально начали создаваться во время пандемии. Нередко частные компании предлагают новые методики, технологии для лечения COVID-19, но в сложившейся в прошлом году обстановке было трудно определить соотношение вреда и пользы от многих из них.
Четвертый: медперсонал не всегда способен в полной мере использовать цифровые технологии. Поэтому существует потребность улучшать цифровую грамотность специалистов.Вместе с тем есть и положительные моменты. В частности, COVID-19 ускорил внедрение телемедицины. Многие страны с 2020 года внедряют телемедицинские услуги беспрецедентными темпами — объемы их возросли в 2–3 раза. С начала пандемии 58 % стран ЕС используют телемедицину вместо очных консультаций.
Также пандемия обострила важность охраны психического здоровья, в том числе медработников. Каковы здесь возможности и перспективы предоставления цифровых услуг?
В принципе значительная часть населения испытывает проблемы, связанные с психическим здоровьем. Но мы видим, что пока наблюдается существенный дефицит профессионалов, которые могут их решить. И с помощью цифровых технологий для начала хотя бы можно было упростить доступ к подобным услугам. В частности, свою эффективность показала когнитивная терапия в режиме онлайн.
Что касается медработников, можно рассматривать создание сообществ, где они могли бы делиться своими переживаниями, впечатлениями с коллегами и помогать друг другу. Известно, что работники здравоохранения реже других обращаются к специалистам по поводу психического здоровья. Цифровые технологии в данном случае позволили бы отслеживать их состояние, на раннем этапе определять существующие проблемы и вовремя принимать меры.
Вы сказали о необходимости повышения цифровой грамотности кадров и способности эффективно использовать систему. Как этого достичь?
Здесь следует говорить о двух подгруппах. Первая — это будущие специалисты. Мы понимаем, что необходимо больше внимания уделять цифровому образованию студентов в медвузах. Ведь, как показывает практика, подобные дисциплины до сих пор редко включаются в учебные программы.
Вторая категория, естественно, специалисты. Не все из них в плане цифровых технологий настолько образованны, как молодое поколение. Поэтому для них необходимо организовывать дополнительные курсы, циклы повышения квалификации, а также проводить соответствующую аккредитацию знаний.
Обсуждая этот вопрос на встрече в Минздраве, вы упоминали о планирующемся создании тематических сетей, в частности, по теме искусственного интеллекта и Big data. Расскажите о них подробнее.
Каждой участвующей стороне будет предложено выдвинуть одного или двух профессионалов для участия в дискуссии. Также будут задействованы международные эксперты, которые уже имеют конкретный опыт в использовании искусственного интеллекта и Big data в клинической практике. Вместе на этой дискуссионной платформе они будут планировать свою работу.
Мы попытаемся собрать, с одной стороны, технических специалистов, а с другой — тех, кто будет заниматься вопросами разработки политики и нормативных актов.
Лайфхаки от эксперта
С учетом широкого внедрения цифрового здравоохранения первостепенный вопрос — обеспечение конфиденциальности личных медицинских данных пациентов. Какие методы кроме нормативно-правового регулирования для этого используются?
Есть несколько важных механизмов. Во-первых, информированное согласие, когда человек четко осознает последствия предоставления доступа к своим персональным данным. Во-вторых, технические средства, в том числе кодирование, дублирование информации на разных носителях, двухфакторная аутентификация и другие. Это очень важно, поскольку нередко злоумышленники похищают данные о состоянии здоровья человека. Вместе с тем государства и медучреждения порой вкладывают недостаточно средств в обеспечение кибербезопасности.
С 2023 года в Беларуси должна начать работу центральная программная платформа централизованной информационной системы здравоохранения. Почему важно было сделать такой шаг?
Ключевое значение имеет стандартизация всех процессов, связанных с предоставлением медицинских услуг. Поэтому нужно обеспечить функционирование подобной платформы, чтобы все данные были доступны в нужное время нужным специалистам. Также это позволит наиболее качественно использовать те данные, которые уже существуют.
В целом создание платформы будет способствовать разработке национальных политик или рекомендаций, основанных на принципе доказательности, что в свою очередь улучшит качество оказываемой медпомощи.Какие рекомендации вы дали бы белорусской стороне на данном этапе этой работы?
Я бы поделился двумя лайфхаками. Во-первых, нужно обеспечить универсальный всеобщий доступ к данным при соблюдении всех правил безопасности. Не хотелось бы, чтобы под ограничения попали те, кому этот доступ действительно нужен. А во-вторых, оценивая функционал платформы, следует помнить о реальных пациентах. Ведь сколько всего разрабатывается в отрыве от потребностей людей!
Нынешний ваш визит в нашу страну не первый. С опытом развития цифрового здравоохранения республики вы уже могли ознакомиться в рамках выставки «Здравоохранение». А в этот раз еще и лично увидели некоторые элементы. Какую бы оценку вы дали состоянию цифровизации здравоохранения Беларуси?
Стоит сказать, что за короткий период времени страна сделала существенные шаги вперед в этом направлении. Мы видим, насколько эффективно используются технологии в медучреждениях различных уровней. При этом для ряда стран, в том числе вашей, сейчас стоит вопрос, в каком формате предоставлять информацию пациенту и как обеспечить ее прозрачность.
При этом пандемия заставила обратить внимание на некоторые сложности. Прежде всего они связаны с недостаточным инвестированием в первичную медико-санитарную помощь. Мы видим, что некоторые специалисты по-прежнему вынуждены пользоваться бумажными носителями.
Но в целом, считаю, Беларусь в плане цифровизации находится на правильном пути!