Клейтон Гамильтон, региональный советник по вопросам цифрового здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ. Фото Татьяны Столяровой, «МВ».
Клейтон Гамильтон, региональный советник по вопросам цифрового здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ. Фото Татьяны Столяровой, «МВ».

В интервью корреспонденту «Медвестника» региональный советник по вопросам цифрового здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ рассказал об уроках COVID-19, цифровой грамотности и высказал свое мнение об использовании высоких технологий в медучреждениях республики.

 

Приоритетное направление

 

Осознавая важность развития электронных технологий в медицине, ВОЗ запустила новую инициативу «Расширение возможностей использования цифрового здравоохранения». В чем она заключается?

 

Это так называемый флагманский проект Европейского регионального бюро ВОЗ. Расширение возможностей использования цифрового здравоохранения — одно из четырех приоритетных направлений, которыми сейчас занимается региональный офис и лично его директор Ханс Клюге. Многие государства в регионе действительно придают цифровизации в здравоохранении ключевое значение. Данная инициатива прежде всего призвана ускорить этот процесс, а также утвердить соответствующие принципы равенства доступа и тем самым улучшить качество предоставляемых услуг. Мы оказываем поддержку странам региона, чтобы в дальнейшем они обеспечивали больший охват населения цифровизацией.

 

Безусловно, пандемия не могла не повлиять на процесс развития цифрового здравоохранения. Вы отметили, что COVID-19 преподнес определенные уроки, которые нужно учитывать в дальнейшей работе, в частности, в сфере цифровых технологий. О каких конкретно уроках идет речь?

 

Первый заключается в том, что страны не были достаточно подготовлены к тому, чтобы обеспечивать доступ к данным в режиме реального времени и на их основании реагировать на ситуацию. И это несмотря на инвестиции в информационную сферу на протяжении десятилетий.

 

Второй урок: оказалось, что не все население имеет доступ к цифровым услугам в здравоохранении. Можно даже говорить о процессе маргинализации. В разных странах по-прежнему существуют наиболее уязвимые слои населения. Это, например, люди с хроническими заболеваниями, ограниченными возможностями, пожилые, мигранты. Порой они не особо дружны с цифровыми технологиями. И нам не хотелось бы, чтобы в процессе цифровизации они стали еще более уязвимыми.

 

Третий урок: правительства оказались не готовы справиться с тем количеством инноваций, которые моментально начали создаваться во время пандемии. Нередко частные компании предлагают новые методики, технологии для лечения COVID-19, но в сложившейся в прошлом году обстановке было трудно определить соотношение вреда и пользы от многих из них.

 

Четвертый: медперсонал не всегда способен в полной мере использовать цифровые технологии. Поэтому существует потребность улучшать цифровую грамотность специалистов.КЛЕЙТОН ГАМИЛЬТОН11 080921Вместе с тем есть и положительные моменты. В частности, COVID-19 ускорил внедрение телемедицины. Многие страны с 2020 года внедряют телемедицинские услуги беспрецедентными темпами — объемы их возросли в 2–3 раза. С начала пандемии 58 % стран ЕС используют телемедицину вместо очных консультаций.

 

Также пандемия обострила важность охраны психического здоровья, в том числе медработников. Каковы здесь возможности и перспективы предоставления цифровых услуг?

 

В принципе значительная часть населения испытывает проблемы, связанные с психическим здоровьем. Но мы видим, что пока наблюдается существенный дефицит профессионалов, которые могут их решить. И с помощью цифровых технологий для начала хотя бы можно было упростить доступ к подобным услугам. В частности, свою эффективность показала когнитивная терапия в режиме онлайн.

 

Что касается медработников, можно рассматривать создание сообществ, где они могли бы делиться своими переживаниями, впечатлениями с коллегами и помогать друг другу. Известно, что работники здравоохранения реже других обращаются к специалистам по поводу психического здоровья. Цифровые технологии в данном случае позволили бы отслеживать их состояние, на раннем этапе определять существующие проблемы и вовремя принимать меры.

 

Вы сказали о необходимости повышения цифровой грамотности кадров и способности эффективно использовать систему. Как этого достичь?

 

Здесь следует говорить о двух подгруппах. Первая — это будущие специалисты. Мы понимаем, что необходимо больше внимания уделять цифровому образованию студентов в медвузах. Ведь, как показывает практика, подобные дисциплины до сих пор редко включаются в учебные программы.

 

Вторая категория, естественно, специалисты. Не все из них в плане цифровых технологий настолько образованны, как молодое поколение. Поэтому для них необходимо организовывать дополнительные курсы, циклы повышения квалификации, а также проводить соответствующую аккредитацию знаний.

 

Обсуждая этот вопрос на встрече в Минздраве, вы упоминали о планирующемся создании тематических сетей, в частности, по теме искусственного интеллекта и Big data. Расскажите о них подробнее.

 

Каждой участвующей стороне будет предложено выдвинуть одного или двух профессионалов для участия в дискуссии. Также будут задействованы международные эксперты, которые уже имеют конкретный опыт в использовании искусственного интеллекта и Big data в клинической практике. Вместе на этой дискуссионной платформе они будут планировать свою работу.КЛЕЙТОН ГАМИЛЬТОН14 080921

Мы попытаемся собрать, с одной стороны, технических специалистов, а с другой — тех, кто будет заниматься вопросами разработки политики и нормативных актов.

 

Лайфхаки от эксперта

 

С учетом широкого внедрения цифрового здравоохранения первостепенный вопрос — обеспечение конфиденциальности личных медицинских данных пациентов. Какие методы кроме нормативно-правового регулирования для этого используются?

 

Есть несколько важных механизмов. Во-первых, информированное согласие, когда человек четко осознает последствия предоставления доступа к своим персональным данным. Во-вторых, технические средства, в том числе кодирование, дублирование информации на разных носителях, двухфакторная аутентификация и другие. Это очень важно, поскольку нередко злоумышленники похищают данные о состоянии здоровья человека. Вместе с тем государства и медучреждения порой вкладывают недостаточно средств в обеспечение кибербезопасности.

 

С 2023 года в Беларуси должна начать работу центральная программная платформа централизованной информационной системы здравоохранения. Почему важно было сделать такой шаг?

 

Ключевое значение имеет стандартизация всех процессов, связанных с предоставлением медицинских услуг. Поэтому нужно обеспечить функционирование подобной платформы, чтобы все данные были доступны в нужное время нужным специалистам. Также это позволит наиболее качественно использовать те данные, которые уже существуют.

 

В целом создание платформы будет способствовать разработке национальных политик или рекомендаций, основанных на принципе доказательности, что в свою очередь улучшит качество оказываемой медпомощи.КЛЕЙТОН ГАМИЛЬТОН09 080921Какие рекомендации вы дали бы белорусской стороне на данном этапе этой работы?

 

Я бы поделился двумя лайфхаками. Во-первых, нужно обеспечить универсальный всеобщий доступ к данным при соблюдении всех правил безопасности. Не хотелось бы, чтобы под ограничения попали те, кому этот доступ действительно нужен. А во-вторых, оценивая функционал платформы, следует помнить о реальных пациентах. Ведь сколько всего разрабатывается в отрыве от потребностей людей!

 

Нынешний ваш визит в нашу страну не первый. С опытом развития цифрового здравоохранения республики вы уже могли ознакомиться в рамках выставки «Здравоохранение». А в этот раз еще и лично увидели некоторые элементы. Какую бы оценку вы дали состоянию цифровизации здравоохранения Беларуси?

 

Стоит сказать, что за короткий период времени страна сделала существенные шаги вперед в этом направлении. Мы видим, насколько эффективно используются технологии в медучреждениях различных уровней. При этом для ряда стран, в том числе вашей, сейчас стоит вопрос, в каком формате предоставлять информацию пациенту и как обеспечить ее прозрачность.

 

При этом пандемия заставила обратить внимание на некоторые сложности. Прежде всего они связаны с недостаточным инвестированием в первичную медико-санитарную помощь. Мы видим, что некоторые специалисты по-прежнему вынуждены пользоваться бумажными носителями.

 

Но в целом, считаю, Беларусь в плане цифровизации находится на правильном пути!КЛЕЙТОН ГАМИЛЬТОН13 080921