Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Миссия ВОЗ, почти месяц изучавшая происхождение COVID-19 в китайском Ухане, завершила свою работу. По словам Генерального директора ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса, эксперты добились большего понимания начального этапа пандемии и готовят финальный доклад.

 

Глава ВОЗ заявил, что пока рано сбрасывать со счетов какие-либо гипотезы о происхождении нового коронавируса.

 

Тедрос Адханом Гебрейесус:

 

Возникли вопросы относительно того, нужно ли отбраковывать некоторые гипотезы. Переговорив с отдельными членами экспертной команды, я хочу подтвердить, что все гипотезы остаются в силе и требуют дальнейшего анализа и изучения.

 

Пока же можно сформулировать лишь несколько основных выводов, к которым пришли участники миссии. Прежде всего так и не удалось установить, как вирус попал на рынок «Хуанань», где были выявлены первые заражения. Вспышка могла начаться вне пределов рынка морепродуктов, так как первые заражения были связаны еще и с другими рынками и даже не имели прямой связи с рынками вообще.

 

Эксперты изучали разные версии попадания вируса к человеку: от животных, через продовольственную цепочку, в частности замороженные продукты, через неустановленное промежуточное звено, в ходе утечки из лаборатории. Предположение о лабораторном происхождении вируса признано крайне маловероятным, поэтому больше его рассматривать не будут. Также маловероятна прямая передача от летучих мышей. Ученые пока не обнаружили в дикой природе коронавирус, являющийся прямым предшественником вызвавшего пандемию штамма SARS-CoV-2, несмотря на схожесть форм, выявленных у летучих мышей и панголинов.

 

Главной гипотезой эксперты назвали происхождение вируса от летучей мыши и его передачу человеку посредством представителя другого вида. Она и будет далее изучаться. ВОЗ также будет продолжать отслеживать источник продуктов животного происхождения, попавших на рынок в Ухане в конце 2019 года. Необходимо найти образцы этих продуктов животного происхождения, а также продавцов и поставщиков, связанных с продукцией.

 

Питер Бен Эмбарек, глава миссии, эксперт ВОЗ по зоонозным инфекциям и продовольственной безопасности:

 

Мы изучили все гипотезы и вероятность каждой из них. Наиболее вероятной является передача вируса от животного к человеку через промежуточный резервуар.

 

Версии о циркуляции вируса в других странах (например, в Италии или Великобритании) раньше, чем в Китае, не доказаны, но изучение этой возможности должно стать следующим шагом ВОЗ.

 

Тедрос Адханом Гебрейесус:

 

Мы всегда говорили, что эта миссия не найдет всех ответов, но она добавит важную информацию к тому, чтобы мы стали ближе к пониманию происхождения вируса, вызывающего COVID-19.

 

Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на экспертов, побывавших в Ухане, работавшим в КНР специалистам ВОЗ не дали провести собственный анализ о времени возникновения вируса, так как не допустили их к работе с исходными данными. Китайская сторона отказалась предоставить первичную персонализированную информацию о ранних случаях заражения SARS-CoV-2 (всего 174 случая), предъявив лишь собственный отчет.

 

Доминик Дуайер, австралийский микробиолог, член экспертной команды ВОЗ:

 

Нам показали пару примеров, но это не то же самое, что предоставить все в соответствии со стандартом при эпидемиологическом расследовании. Таким образом, с нашей точки зрения, интерпретация этих данных становится более ограниченной.

 

Теа Фишер, датский эпидемиолог:

 

Я ученый и доверяю данным. Я доверяю документальным свидетельствам, основанным на данных, а не просто тому, что кто-то говорит.

 

Следует отметить, что стандартная практика ВОЗ заключается в том, что обычно государства-члены подобные сведения предоставляют, однако в анонимном порядке, скрывая личности пациентов.