Американские ученые опровергли популярное представление о том, что люди, которые долгое время живут вместе, становятся все более похожи друг на друга. Но они определенно должны быть похожи изначально, чтобы успешно строить прочные отношения.
Гляжусь в тебя как в зеркало
Что предрасполагает людей к формированию и поддержанию долгосрочных романтических отношений — это фундаментальный вопрос, имеющий критические последствия не только для вовлеченной в процесс пары, но и для членов их семей и общества в целом.
Сегодня совершенно ясно одно: романтические партнеры, как правило, сходятся по широкому спектру характеристик — от физических и физиологических до психологических и социальных. Было показано, что долго состоящие в браке люди схожи по росту, весу, состоянию здоровья, диете, возрасту, физической привлекательности, образованию, способностям, интеллекту, психологическому благополучию, типу личности, взглядам, ценностям, религии, социальному классу, этнической принадлежности, образу жизни и многим другим параметрам.
Еще в 1987 году ученые из Мичиганского университета предприняли попытку доказать, что супруги постепенно становятся все более похожи друг на друга. Для этого они сравнили фотографии 12 пар, сделанные в начале брака и спустя 25 лет, и пришли к выводу, что лица супругов действительно становились более похожими.
Ученые объяснили это тем, что партнеры внешне «уподобляются» благодаря повторяющимся взаимодействиям, синхронизации привычек и предпочтений, общему окружению. Они испытывают схожие эмоции на протяжении весьма длительного периода времени, которые воздействуют на кровеносные сосуды и лицевую мускулатуру, формируют мимику и делают лица более похожими.
А двумя годами позже много шума наделало исследование социальных психологов, согласно которому люди выбирают себе спутника жизни, который внешне на них похож. Были даже названы возможные причины, почему это происходит:
- человеку нравится либо привычна собственная внешность, поэтому приятны люди, похожие на него;
- человек любит своих родителей, поэтому ему нравятся люди, похожие на них;
- срабатывает социальная гомогамия: человеку нравится и в социальном, и в географическом плане быть окруженным похожими людьми;
- работают зеркальные нейроны: люди подражают друг другу, перенимают привычки, мимику и в целом способны адаптироваться к ближнему со временем.
При этом огромную роль играет воспитание: дети подражают родителям, копируют их поведение, внешность и пр. Если они выбирают в качестве образца только отца или мать, семья словно разделяется на два лагеря, что расшатывает ее устои и способствует распаду. Если ребенок заимствует часть черт у отца и часть у матери, это помогает поиску общего образа и укрепляет семью. Сходство родителей поэтому важно, т. к. снижает риски семейных конфликтов, обеспечивает больший эмоциональный комфорт, и каждый родитель живет с приятным чувством, что его ребенок похож именно на него.
Есть и такой фактор, как наследование информации: и это не только данные, зашифрованные в генах, но и «национальная» информация — язык, традиции, законы и обычаи, и «семейная» — родовые традиции, особенности уклада и поведения, образа жизни, даже мимики. Сходство родителей позволяет бесконфликтно передавать эту информацию потомству.
Копия с изъяном?
Спустя три десятилетия исследователи из Стэнфордского университета решили перепроверить результаты этих исследований на бо́льшем объеме данных, который гарантировал бы и бо́льшую объективность. Их статью опубликовал научный журнал Scientific Reports.
Главные выводы, к которым пришли ученые: изначально супруги действительно выбирали более похожего на себя партнера, однако со временем это сходство никак не усиливалось, а возможно, даже наоборот.
Психологами установлено, что постоянные пары демонстрируют весьма схожие модели с точки зрения отношений, ценностей, интеллекта, личности, психологического благополучия и интересов по сравнению с новоиспеченными парами. Кроме того, личность и интересы партнеров схожи еще до того, как они впервые встретились. Эти и другие аналогичные открытия привели большинство ученых к выводу, что общий жизненный опыт и обстоятельства играют значительную роль в поддержании, но не усилении первоначального сходства.
Так же, как и в мичиганском эксперименте, в Стэнфорде анализировались снимки супружеских пар в начале брака и спустя какое-то время — интервал колебался между 20 и 69 годами. Гипотезу физической конвергенции проверили на большой выборке сделанных в разные годы снимках 517 пар. Для оценки изображений привлекли 270 добровольцев, а также использовали алгоритм распознавания лиц VGGFace2 — широко применяемую нейронную сеть, которая, как было доказано ранее, значительно превосходит людей в оценке.
Необходимо было оценить, насколько человек на снимке (в тесте использовали только лица с одинаковым выражением) похож на каждого из шести других людей противоположного пола (один из них был партнером первого человека). Исследователи выбирали фотографии людей одной возрастной категории (если партнер, например, носил очки — людей с очками). 153 добровольцам предстояло присвоить балл (от 1 до 6), исходя из того, насколько один человек похож на каждого из шести представителей противоположного пола. А 117 оценивали вероятность того, что первый человек женат на ком-либо из представленных на фото (расставляя баллы от 1 до 6).
Но ни люди, ни нейронная сеть не подтвердили гипотезу о том, что супруги со временем становятся более похожи. Более того, добровольцы отметили, что некоторые пары стали больше отличаться друг от друга, нежели в начале семейной жизни. Оценка вероятности того, что двое женаты, от возраста людей на фотографиях также не зависела.
Что же получается в итоге? Люди действительно часто склонны выбирать партнеров, внешне на них похожих, с течением времени супруги все больше проникаются привычками и интересами друг друга, но внешнее сходство при этом не усиливается. А значит внешние черты — всего лишь один из многочисленных паттернов (наряду с характером, интересами, мировоззрением), делающих двух спутников жизни похожими друг на друга.