Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Ученые НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи представили результаты 1–2-й фазы клинических испытаний однокомпонентной вакцины «Спутник Лайт» в престижном медицинском журнале The Lancet Regional Health — Europe. Вакцина демонстрирует хороший иммунный ответ как у тех, кто не болел COVID-19, так и у переболевших. Кроме того, препарат подходит для самостоятельного использования и в качестве бустерной инъекции. При этом серьезных побочных эффектов специалисты не выявили.

 

В открытом нерандомизированном исследовании в период с 14 по 27 января 2021 года были отобраны 150 человек, но только 110 здоровых участников были допущены к исследованию (на момент его проведения не болели COVID-19 и не контактировали с зараженными).

 

Демографические характеристики: 55 женщин и 55 мужчин, средний возраст 35,4 года (от 14 до 84 лет), 16 участников в возрасте 60 лет и старше. У большинства (92,7 %) не было хронических заболеваний вроде диабета, гипертонии и ожирения. Испытания проводились без плацебо-контроля, препарат получили все участники. Оценивались безопасность, иммуногенность и переносимость вакцины (однодозовой на основе рекомбинантного вектора —   аденовируса 26-го типа (Ad26), несущего ген S-гликопротеина SARS-CoV-2).

 

Основными критериями оценки были антиген-специфический гуморальный иммунитет (антитела к RBD-домену S-белка SARS-CoV-2, измеренные с помощью ELISA на 10, 28 и 42-й дни после получения вакцины) и безопасность (количество участников с нежелательными явлениями, отслеживаемыми на протяжении всего исследования).

 

Вторичными критериями — антиген-специфический клеточный иммунитет (измеряемый антиген-зависимой пролиферацией CD4+ и CD8+ Т-клеток, количеством антиген-специфических клеток, продуцирующих интерферон-γ, а также концентрацией интерферона-γ при рестимуляции антигена) и изменение нейтрализующих антител (измерялось в анализе нейтрализации SARS-CoV-2).

 

Анализ безопасности

 

Отслеживались местные и системные побочные реакции в течение первых 28 дней после инъекции, а также изменения лабораторных параметров, связанных с безопасностью. В целом нежелательные явления соответствовали зарегистрированным в клинических испытаниях аналогичных вакцин на основе рекомбинантных вирусных векторов. Все участники заполняли дневники с самоотчетами.

 

Общая частота побочных реакций. Наблюдались у 74 (67,2 %) из 110 добровольцев. У некоторых отмечалось несколько нежелательных явлений разной степени тяжести. Большинство зарегистрированных системных и местных побочных реакций были легкими (73 участника, или 66,4 %). Только у 6 участников (5,5 %) отмечались нежелательные явления средней степени тяжести. О серьезных побочных эффектах не сообщалось.

 

Местные реакции выражались только болью в месте инъекции (7 человек, или 6,4 %) и покраснением (1 участник, 0,9 %).

 

«Наиболее частой реакцией был гриппоподобный синдром, определяемый как комплекс симптомов, включающий лихорадку, озноб, головную боль, боли в мышцах или теле, кашель, боль в горле, насморк, усталость, тошноту, рвоту или диарею (72 (65,5 %)). Другие частые (>1 %) системные нежелательные явления включали усталость (6 (5,5 %)), головную боль (5 (4,5 %)), боль в мышцах и суставах (5 (4,5 %)), гипертермию (5 (4,5 %)), озноб (5 (4,5 %)), снижение аппетита (4 (3,6 %)), сыпь (3 (2,7 %)), гидроз (3 (2,7 %)) и головокружение (2 (1,8 %)).

 

У 11 участников отмечали легкие и преходящие изменения в скорости оседания эритроцитов (4 (3,5 %)); концентрациях ферментов аланинаминотрансферазы (2 (1,8 %)), аспартатаминотрансферазы (3 (2,7 %)) и лактатдегидрогеназы (2 (1,8 %)); уровнях лейкоцитов (0,8 %), лимфоцитов (0,9 % — снижение, 0,9 % — повышение), нейтрофилов (0,9 % — снижение, 1,8 % — повышение) и общей концентрации иммуноглобулина E (0,9 %). У одного добровольца на 28-й день после укола была протеинурия (увеличение концентрации в моче белка), еще у одного — лейкоцитурия (присутствие лейкоцитов в анализе мочи)».

 

Иммунный ответ

 

Поскольку предварительная оценка количества антител против RBD-домена S-белка SARS-CoV-2 выявила испытуемых с уже существующим иммунитетом к вирусу, участники были разделены на серонегативных (не болевших COVID-19) и серопозитивных (уже переболевших COVID-19 и имеющих антитела против SARS-CoV-2). Последних было 14 человек.

 

Гуморальный. Уже на 10-й день после прививки у всех 110 участников сформировались антитела IgG к RBD-домену S-белка SARS-CoV-2 (средний геометрический титр (GMT) — 69,39), а максимальных показателей они достигли к концу 4-й недели (GMT 2 395) и на 42-й день (GMT 2 285).

 

«Имея GMT RBD-специфических IgG в количестве 594 на исходном уровне, серопозитивные участники быстро ответили на вакцинацию, показав большое количество на 10-й день (GMT 26 899) с незначительным снижением на 28-й (GMT 19 021) и 42-й день (GMT 19 986). Во всех временных точках средние геометрические титры антител у участников с ранее существовавшим иммунитетом были значительно выше, чем у участников без ранее существовавшего иммунитета.

 

Различия в кинетике ответа IgG также отражались в различных кривых сероконверсии. В то время как общий уровень сероконверсии составил 14,55 % для всех вакцинированных участников на 10-й день, только 3,13 % (3 из 96) сероконверсии произошли в серонегативной группе по сравнению с 92,86 % (13 из 14) в серопозитивной группе. На 42-й день сероконверсия в серонегативной группе достигла 100 % по сравнению с 92,86 % (13 из 14) в серопозитивной группе, в среднем 99,07 % у всех вакцинированных участников.

 

Сравнение ответов антител к SARS-CoV-2 после иммунизации с титрами в плазме 56 человек (GMT 3 805) показало, что титры ELISA после вакцинации в серонегативной группе были ниже, чем титры после COVID-19 во все моменты времени. В то же время вакцинация серопозитивных участников однократной дозой вакцины привела к значительно более высоким титрам во всех временных точках по сравнению с серонегативными».

 

Анализ нейтрализующих антител к SARS-CoV-2 у всех участников показал 62,7 % (69 из 110) и 83,2 % (89 из 107) сероконверсии к 28-м и 42-м суткам соответственно. Сероконверсия у серонегативных реципиентов вакцины составила 58,3 % (56 из 96) на 28-й день и увеличилась до 81,7 % (76 из 96) к 42-му дню. В серопозитивной группе сероконверсия достигла 92,86 % (13 из 14) на 28-й день и не изменилась на 42-й день.

 

«Спутник Лайт» показал свою иммуногенность, вызывая как связывающие, так и нейтрализующие реакции антител соответственно у 100 % и 81,7 % серонегативных участников к 42-му дню. Однократная доза вакцины вызывала более быстрый гуморальный иммунный ответ у серопозитивных участников (в 12 раз выше титров антител IgG к RBD SARS-CoV-2 и в 54 раза выше по титрам нейтрализующих антител, чем у вакцинированных без ранее существовавшего иммунитета в те же моменты времени).

 

Примечательно, что на протяжении всего периода наблюдений средние титры антител у участников с ранее существовавшим иммунитетом оказались значительно выше, чем у испытуемых без него. Кстати, только добровольцы без иммунитета к SARS-CoV-2 жаловались на боли в мышцах и суставах после укола: вероятно, ревакцинации свойственны более легкие побочные эффекты по сравнению с самой первой прививкой.

 

При оценке клеточного иммунного ответа серонегативные и серопозитивные добровольцы разделялись в каждом анализе. Антиген-специфическая пролиферация Т-лимфоцитов, формирование клеток, продуцирующих интерферон-γ, продукция интерферона-γ были на уровне 100 % в серопозитивной группе и на уровне 96 % в серонегативной: CD4+ или CD8+ пролиферативные ответы на рестимуляцию гликопротеина S были обнаружены у 26 из 27 (96,3 %) добровольцев на 10-й день со средним значением 0–40 % CD4+ и 0,2 % CD8+ клеток.

 

«Наконец, в связи с растущей угрозой появления новых линий SARS-CoV-2 мы изучили вирус-нейтрализующую активность сывороток добровольцев, вакцинированных «Спутником Лайт», в отношении двух вызывающих озабоченность вариантов (VOC), имеющих международное значение: «альфа» (B.1.1.7) и «бета» (B.1.351) с целью оценки потенциальной перекрестной защиты вакцины, сравнивая ответы с данными по исходному варианту генетической линии (B.1.1.1).

 

Используя образцы сыворотки, полученные на 28-й день от серонегативных вакцинированных, мы обнаружили небольшое, но статистически значимое снижение в 1,11 (p <0,05) и 1,99 раза (p <0,00001) титров нейтрализации против B.1.1.7 и B.1.351 соответственно по сравнению с титрами нейтрализации против исходного штамма B.1.1.1. Ссылаясь на недавно опубликованные данные с использованием сывороток, полученных от людей, вакцинированных «Спутником V», мы ожидаем, что вакцинация «Спутником Лайт» все еще сможет нейтрализовать B.1.617 VOC («дельта»), но, очевидно, в пониженном титре».

 

Заключение

 

Таким образом, очевидно, что «Спутник Лайт» обладает высоким профилем безопасности и индуцирует сильный гуморальный и клеточный иммунитет как у реципиентов, которые не болели/не прививались от COVID-19, так и у тех, кто переболел или получил прививку.

 

«Спутник Лайт» — хороший кандидат на роль бустерной вакцины (после первоначальной вакцинации или болезни). Этот вывод подтверждается ранее опубликованными данными о том, что вторая доза вакцины BNT162b2 (Pfizer) или «Спутник V» не приводит к дальнейшему повышению титров антител у серопозитивных участников и, следовательно, для эффективной ревакцинации требуется только однократная доза векторной вакцины. И, наконец, «Спутник Лайт» можно рассматривать также как эффективную вакцину для людей старше 65 лет.