Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Научный журнал Science провел анализ передачи коронавирусной инфекции внутри детских коллективов и эффективности профилактических мероприятий в учреждениях образования, вплоть до их закрытия. Спойлер: школы закрывать не нужно.

 

В начале пандемии на детей приходилась лишь незначительная часть от общего числа случаев заболевания, госпитализаций и смертей, вызванных COVID-19, у них неизменно развивались бессимптомные, легкие и скоротечные формы. Уровень смертности сильно зависит от возраста, начиная от 0,1 % среди молодежи до 20 лет, оставаясь ниже 1 % среди людей в возрасте до 50 лет, а затем экспоненциально увеличиваясь до 35 % в возрастной группе ≥80 лет. Более того, исследования бытовых контактов показали, что вероятность заражения детей или передачи детьми SARS-CoV-2 другим людям ниже.

 

Однако многие из этих исследований включали в себя ПЦР-тестирование симптоматических случаев и не учитывали бессимптомные и легкие инфекции, которые у детей встречаются чаще, чем у взрослых. Тем не менее во многих странах в рамках национальных стратегий по смягчению последствий пандемии были закрыты учебные заведения, и первым результатом стало быстрое снижение числа случаев заболевания во всех возрастных группах, хотя конкретный вклад закрытия школ по сравнению со всеми другими мерами, принятыми в то же самое время, оценить было сложно.

 

Некоторые страны, такие как Исландия и Швеция, оставили дошкольные учреждения (в возрасте от 1 до 6 лет) и школы (в возрасте от 7 до 16 лет) открытыми на протяжении всей пандемии. Великобритания, как и многие другие страны, решила частично возобновить работу дошкольных учреждений и некоторых начальных и средних школ с 1 июня 2020 года.

 

Были приняты строгие меры физического дистанцирования и инфекционного контроля, включая уменьшение размеров классов и группировку персонала и учащихся в так называемые пузыри, при этом персоналу рекомендовалось пользоваться масками, а учащимся — нет. Национальный эпиднадзор, проведенный организацией Public Health England (PHE), выявил очень мало вспышек инфекции в течение 6 недель работы школ до середины июля 2020 года, при этом большинство случаев затронуло персонал, а среди учащихся передача инфекции была ограничена.

 

С лета 2020 года PHE также начала активное наблюдение с тестированием в начальных школах. Уровень антител к SARS-CoV-2 был одинаковым среди учащихся и персонала и сопоставим с серораспространенностью в местном сообществе, что соответствует аналогичным исследованиям, проведенным в других странах. Это важно, поскольку указывает на то, что вероятность инфицирования и выработки антител против SARS-CoV-2 у детей такая же, как и у взрослых. Кроме того, только 14 % и 31 % серопозитивных учеников начальной и средней школы имели симптомы COVID-19 по сравнению с 53 % и 77 % сотрудников, что подтверждает более высокую долю бессимптомных инфекций у детей.

 

Опыт Великобритании в отношении полного возобновления очного преподавания в школах был аналогичен опыту других стран, когда число случаев заболевания среди учащихся хоть и увеличилось, но отставало от уровня заболеваемости среди взрослых в местных сообществах и никогда не превышало его.

 

Когда в ноябре 2020 года в Великобритании был введен второй национальный режим изоляции из-за роста числа случаев заболевания, школы оставались открытыми. Число случаев заболевания снизилось сначала у взрослых, а затем и у детей, которые продолжали посещать дневные учебные заведения. С конца ноября начался быстрый рост случаев заболевания, вызванный более трансмиссивным вариантом «альфа». Поначалу это наблюдалось среди детей среднего школьного возраста, поскольку они все еще посещали школу, в то время как взрослые оставались в изоляции.

 

Однако эпиднадзор PHE показал, что в большинстве школ не было вспышек COVID-19. Там же, где вспышки все же возникли, более чем в половине из них было зарегистрировано всего два случая до того, как ситуация была взята под контроль, прежде всего благодаря таким мерам, как частая санитарная обработка, физическое дистанцирование, «пузыри» в классах, быстрое тестирование.

 

Наблюдение PHE в сентябре-октябре 2020 года выявило более частые вспышки в средних школах (10 %) по сравнению с начальными (2 %) или детскими садами (0,3 %). Уровень инфицирования персонала детских садов (24,3 %) в ноябре 2020 года был значительно выше, чем среди преподавательского состава начальных (9,8 %) или средних (4 %) школ в октябре, а вот уровень инфицирования детей во всех трех видах образовательных учреждений оставался низким (2,3 %, 0,8 %, 1,2 % соответственно).

 

В марте-апреле 2021 года, когда взрослые находились в изоляции, а дети продолжали по-сещать школу, показатели инфицирования среди детей в целом были не выше, чем среди взрослых.

 

Однако ключевой вопрос о безопасности в школах связан с бессимптомными случаями и их ролью в передаче инфекции. В учреждениях для взрослых, особенно в домах престарелых, к тому времени, когда вспышка выявлялась, значительная часть обитателей и персонала уже была инфицирована, к концу вспышки — от 30 % до 60 %. Но исследования серопревалентности в школах постоянно сообщают о сходных или более низких показателях сероконверсии и серопозитивности среди учащихся и персонала по сравнению с показателями среди местного населения в целом. Причины более низкой передачи вируса детьми по сравнению со взрослыми не до конца ясны, но включают более высокие показатели бессимптомной инфекции у детей, меньшую емкость легких и более короткую продолжительность вирусного обсеменения, чем у взрослых.

 

Появление более трансмиссивных вариантов, включая «дельту», а теперь и «омикрон», создает дополнительные проблемы для учреждений образования. В Великобритании >10 % учащихся отсутствовали в школе в июле 2021 года, когда циркулировала «дельта». Однако масштабная вакцинация уже меняет картину пандемии и должна позволить безопасно работать школам по всему миру. Многие страны в настоящее время предлагают вакцину COVID-19 детям в возрасте  12 лет и старше, несмотря на то, что риск тяжелого заболевания у них остается низким.

 

В своих последних обновлениях, посвященных роли школ в передаче инфекции COVID-19 у детей, Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) и Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) отмечают, что при наличии адекватных мер по снижению риска передача инфекции в школах обычно аналогична или ниже, чем в популяции в целом. Поэтому хотя закрытие школ может способствовать снижению передачи, само по себе оно будет недостаточным для предотвращения передачи в местном сообществе, и, следовательно, преимущества очного обучения перевешивают риски, тем более в странах, где взрослые полностью вакцинированы против COVID-19. Сейчас необходимо сосредоточить внимание на оценке и внедрении научно обоснованных мер по снижению риска заражения в школах не только для защиты учащихся и персонала, но и для минимизации перерывов в обучении и расширения доступа к дополнительным услугам.