Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Научный журнал Nature опубликовал метаанализ, авторы которого отслеживали два важнейших показателя: долю вакцинированных людей в мире и их отношение к вакцинации (уровень принятия такого решения), оценив все доступные мировые данные.

 

Более 15 690 исследований были опубликованы с 1 декабря 2019 года по 27 февраля 2022 года только в четырех рецензируемых базах данных: PubMed, EMBASE, Web of Science и EBSCO. В часть обзора Nature, в которой изучалось принятие вакцинации COVID-19, были включены 519 статей с данными 7 990 117 участников.

 

Важно также понимать, что качественные данные, которые можно было бы принимать к сведению, были не у всех стран, поэтому они не вошли в общий обзор. Авторы метаанализа постарались оценить не только уровень готовности к вакцинации в глобальном масштабе, но и по группам населения (взрослые, медицинские работники, пациенты с хроническими заболеваниями, беременные/кормящие женщины, студенты вузов, дети и подростки), в том числе в связи с социально-демографическими характеристиками, а также провести межстрановое сравнение и определить временные тенденции отношения к вакцинации.

 

Уровень принятия «противоковидных» вакцин в мире был невысоким в 2020 году, затем восстановился в первой половине 2021-го и вновь стал снижаться с конца 2021 года.Uroven prinytiya vakcinacii tablТем не менее возможность контролировать COVID-19 и смягчать его серьезные последствия для здоровья в значительной степени зависит от готовности людей прививаться против COVID-19 (в общественном здравоохранении используется термин «принятие вакцин»).

 

Принятие вакцины определяется как индивидуальное или групповое решение согласиться или отказаться, когда предоставляется возможность вакцинации. Принятие вакцины — сложный вопрос, и уровни такого общественного настроения сильно варьируют в разных странах и популяциях.

 

Пандемия COVID-19 стала наибольшей глобальной угрозой для мирового здравоохранения и потребовала беспрецедентных темпов создания вакцины. Эффективная разработка вакцины обычно занимает около 10 лет, но вакцины против COVID-19 были созданы и одобрены к применению буквально в течение одного года. Однако ускоренный процесс их выпуска не мог не усилить обеспокоенность общественности относительно безопасности и эффективности таких препаратов.

 

Новизна заболевания COVID-19, немалое влияние антипрививочного движения в мире, широкое распространение дезинформации и повышенное внимание СМИ, зачастую раздувающих пустые слухи и скандалы вокруг вакцин против COVID-19, также негативно повлияли на уровень благосклонного отношения общества к вакцинации.

 

Однако все это не отменяет стоящей перед здравоохранением задачи обеспечить общественное доверие и признание вакцин от COVID-19 для высокого уровня охвата прививками и достижения коллективного иммунитета. А учитывая выраженную способность «омикронного» варианта избегать нейтрализующих антител, вызываемых существующими вакцинами, иммунитет должны получить более 85 % населения.Uroven uchastiya v vakcinacii tabl

! Среди выделенных в исследовании групп населения беременные и кормящие женщины имеют самые низкие показатели одобрения (54,0 %) и использования (7,3 %) вакцин против COVID-19.

 

Данные по странам

 

  • Самый высокий уровень принятия вакцин отмечен в Бразилии — 86,9 %, самый низкий — в Сирии: 35,9 %.
  • В 12 странах уровень принятия вакцин превышал 80 %: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Канада, Китай, Малайзия, Непал, Парагвай.
  • Страны с уровнем принятия вакцинации от 70 % до 80 %: Австралия, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Вьетнам, Германия, Сомали, Израиль, Индия, Франция, Мексика, Мозамбик, Нидерланды, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Перу, США.
  • В 18 странах одобрение вакцинации на уровне от 60 % до 70 %: Бангладеш, Греция, Египет, Ирак, Ирландия, Катар, Корея, Монголия, Норвегия, Палестина, Польша, Румыния, Турция, Украина, Филиппины, Хорватия, ЮАР, Япония.
  • Еще в 6 странах этот показатель был между 50 % и 60 %: Венгрия, Демократическая Республика Конго, Кувейт, Нигерия, Саудовская Аравия, Эфиопия.
  • Страны с уровнем принятия вакцин ниже 50 %: Гана, Иордания, Ливан, Россия, Сирия.

 

Среди медицинских работников уровень принятия вакцинации против COVID-19 был самым высоким в Малайзии (97,7 %) и самым низким в Египте (26,9 %). Показатели согласия на вакцинацию также варьировались: в 12 странах превысили 80 % (Малайзия, Бразилия, Таиланд, Мексика, Непал, Германия, Монголия, материковый Китай, Кувейт, Италия, Румыния, Польша); в 11 странах находились в диапазоне от 70 % до 80 % (Гана, Израиль, Великобритания, США, Вьетнам, Франция, Канада, Австралия, Индия, Катар, Пакистан); в 7 странах — между 60 % и 70 % (Бельгия, Турция, Саудовская Аравия, Греция, Марокко, Испания, Судан); в 8 странах — между 50 % и 60 % (Палестина, ЮАР, Тунис, Ливан, Мальта, Эфиопия, Барбадос, Иордания); 9 стран продемонстрировали показатель ниже 50 % (Нигерия, Кения, Япония, Того, Швейцария, Оман, Кипр, Демократическая Республика Конго, Египет).

 

Исследование также показало, что менее благосклонно к вакцинации относятся женщины, лица в возрасте младше 60 лет, темнокожие (49,1 % принятия против 79,2 % у азиатов), лица с более низким уровнем образования (64,5 % у бакалавров и 68,7 % у магистров) или дохода (с низким уровнем — 64,8 %, средним — 70,5 %, высоким — 74,2 %). Наблюдается большой разрыв (около 20 %) между показателями принятия необходимости вакцинации и реального выполнения такого шага в группах населения с низким уровнем образования или дохода.


Комментарий

 

Вероника Высоцкая, заведующая отделом эпидемиологии РЦГЭиОЗ:

 

Вакцины против COVID-19 обеспечивают защиту от тяжелого течения заболевания, госпитализации и неблагоприятного исхода. Помимо этого есть ряд данных, указывающих на то, что благодаря вакцинации люди с меньшей вероятностью передадут вирус окружающим.

 

В условиях распространения нынешних вариантов SARS-CoV-2 существующие вакцины на основе индексного вируса, судя по всему, продолжают с высокой эффективностью обеспечивать защиту от тяжелого течения COVID-19, однако применительно к варианту вируса «омикрон» расчетные значения их эффективности в отношении заражения и симптоматического течения болезни снизились.

 

Для создания и поддержания минимальной иммунной прослойки необходимо охватить не менее 70 % населения основным (первичным) курсом вакцинации против COVID-19, а также проводить бустерную вакцинацию с обеспечением охвата не менее 90 % привитых основным курсом вакцинации.

 

Отечественный опыт и данные зарубежных коллег показывают, что введение бустерных доз позволяет сократить показатели госпитализации, тяжелого течения болезни и смертности, а также сохранить работоспособность организаций здравоохранения.

 

Бустерная вакцинация, включающая введение одной дозы вакцины, проводится через 6 и более месяцев лицам, завершившим основной курс вакцинации или ранее проведенной бустерной вакцинации.

 

Бустерная вакцинация против COVID-19 проводится лицам в возрасте 18 лет и старше вакцинами, разрешенными к применению в Республике Беларусь, — «Спутник Лайт», «Гам-КОВИД-Вак» и Sinopharm (отдельным категориям — беременным женщинам и женщинам в период грудного вскармливания, а также лицам, в анамнезе которых имеются противопоказания к применению вакцин «Спутник Лайт» и «Гам-КОВИД-Вак»). Ожидается поступление в страну вакцин иных производителей.

 

На текущий момент в стране одну дозу вакцины получили более 6,5 млн человек, из них более 6,4 млн человек прошли полный курс первичной вакцинации, в том числе первую дозу вакцины получили более 181,6 тысячи детей в возрасте от 5 до 17 лет.

 

Бустерной вакцинацией охвачено более 2,9 млн человек, или более 47 % взрослых лиц, завершивших вакцинацию.

 

Вакцины не содержат патогенный для человека вирус, вызывающий COVID-19, поэтому заболеть вследствие прививки или заразить окружающих после прививки невозможно. Кроме того, проведение вакцинации против COVID-19 не может дать положительный результат ПЦР-теста или лабораторного теста на антиген.