Василий Романовский
Василий Романовский. Фото Виталия Гиля, "МВ"
Барановичи — один из самых крупных городов нашей страны (после столицы и областных центров). Здесь проживает более 175 тысяч человек. В прилегающем районе — более 30 тысяч. Организация системы здравоохранения здесь тоже особенная. В отличие от других районов, где головными учреждениями являются ЦРБ, здесь главное юридическое лицо — Барановичская центральная поликлиника. В ее состав входят 2 городские и детская больницы, роддом, ряд городских поликлиник и диспансеров. В целом это 18 крупных учреждений, 33 ФАПа, 13 врачебных амбулаторий, 3 больницы сестринского ухода, хоспис. Общая численность коллектива медработников превышает 5 600 человек. 

 

Василий Романовский, главный врач Барановичской центральной поликлиники:— К работе в условиях пандемии мы начали готовиться еще в феврале, а первые пациенты с COVID-19 появились в апреле. К этому времени были созданы условия для разделения потоков пациентов. В пик эпидемии в городе было задействовано 9 стационарных учреждений здравоохранения с общим числом 31 ИВЛ-аппарат и 161 кислородная точка. Полностью были перепрофилированы в инфекционные все отделения городской больницы №2, большинство отделений городской больницы, гинекологические отделения роддома, наркодиспансер, кожвендиспансер, онкодиспансер... Общее количество коек для оказания помощи ковидным пациентам составило более 1000. В этот период к нам приезжали министр и его заместители, специалисты ГУЗО, кафедры инфекционных болезней БелМАПО, чтобы проконтролировать, проконсультировать, сориентировать, в каком направлении развиваться.
 
Сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, какая титаническая работа выполнена, и не только в нашем регионе, но и по всей стране. Врачи и медсестры делали все, чтобы спасти людей. Иногда даже ценой собственной жизни. Особую скорбь ощущаю по потере медицинских работников, наших коллег...
 
Благодарен жителям Барановичского региона. В Вайбере люди организовали группу с числом участников более 7000, которые самостоятельно наладили пошив защитных масок и костюмов, приобретали лицевые щитки, антисептики и др. Такая активная поддержка руководства, коллег, простых граждан вселяла оптимизм.
  
Плацдарм для первых пациентов
 
Основным пунктом для госпитализации первых ковидных пациентов стала городская больница. Это самый крупный стационар города на 750 коек с коллективом около 1000 человек (порядка 180 врачей, 400 медсестер).
 
— У нас функционируют два инфекционных отделения — для взрослых на 45 коек и детское на 37 коек. Это отдельно стоящие корпуса, которые изначально были готовы принять пациентов с COVID-19 в любой момент, — рассказывает заместитель главного врача по медицинской части городской больницы Иван Яровой. — Каких-то дополнительных усилий по созданию шлюзов там не требовалось, все это было. Палаты боксированные, персонал и раньше работал в средствах защиты. Но мы понимали, что нужно создавать резерв инфекционных коек. Для этого подготовили план перепрофилирования других отделений на случай массового поступления больных.
 
В пиковый период в больнице работало 6 инфекционных отделений с общим числом коек 206, из них 12 реанимационных.
 
— Мы ни на день не прекращали оказывать специализированную помощь при экстренной патологии — кардиологическую, хирургическую по всем профилям, неврологическую, — отмечает Иван Яровой. — Эти отделения являются межрайонными, помимо своего региона госпитализируем пациентов из Ивацевичского, Березовского, Ганцевичского, Ляховичского районов. Не останавливали и высокотехнологичную диагностику (КТ, МРТ, ангиография), проведение гемодиализа. Каждое из этих отделений разделили на чистую и грязную зоны. 
 
С улучшением эпидситуации больница постепенно возвращалась в чистый режим. 
 
— Сейчас функционирует одно отделение для пациентов с COVID-19 в инфекционном корпусе. Также оставили 17 коек в крыле, отсеченном шлюзами, для оказания помощи больным с COVID-19 и экстренной патологией — инфарктами, инсультами, травмами, острой хирургической патологией. 
 
 
Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
Вспоминая напряженные дни, Иван Яровой особо отмечает сплоченность коллектива: 
  
— Это было время проявить себя. Да, были те, кто боялся, но в целом коллектив сплотился. Врачи и медсестры старались подставить друг другу плечо, помогали, менялись дежурствами. Был организован контактный центр для проживания медработников на базе общежития бывшего медколледжа. 
 
Фото Виталия Гиля, "МВ" 
 
— Аппарат КТ у нас мощный, ввели его в строй в 2018 году. Позволяет обследовать в том числе пациентов с массой тела до 214 кг, что весьма актуально при коронавирусной инфекции, — рассказал Василий Гаркавый. — Большим плюсом стало то, что при реконструкции приемного отделения хирургического корпуса мы предусмотрели разграничение потоков, отдельные входы для пациентов и персонала, эвакуационный выход. 
 
Кабинет РКТ работает круглосуточно. В пик всплеска вирусных пневмоний врачи и рентгенолаборанты трудились с огромной нагрузкой.
 
— Все поступающие с экстренной патологией пациенты, имеющие повышенную температуру, рассматривались как потенциально коронавирусные, — отмечает Татьяна Шейченко. — Например, пациентам с инсультом приходилось проводить сразу два обследования: головы и грудной клетки, чтобы знать — в чистое или грязное отделение направлять.
 
 В пик до 100 вирусных пневмоний в сутки
 
 Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
Профессиональный путь Анатолия Спиридо начался с должности участкового терапевта. Пять лет отработал в реанимации. Заведовал пульмонологическим, затем терапевтическим отделением городской больницы. С 2012 года — заместитель главного врача центральной поликлиники. 
 
— Всю серьезность эпидситуации мы прочувствовали на собственном опыте, когда в стационары стало поступать больше 100 пациентов с вирусными пневмониями за сутки. Одномоментно в самый пик лечилось около 700 таких больных. Решения о перепрофилировании отделений в больницах и диспансерах принимались быстро. Буквально за полдня организовывались шлюзы, плановые пациенты выписывались или переводились в другие стационары. Да, у нас были разработаны планы перепрофилирования учреждений на случай опасных инфекций, регулярно проходили учения. Но на учениях пациентов ведь не выселяют никуда. И, скажу откровенно, у меня были сомнения: сработает ли все это на практике? Теперь понятно: стратегия сработала — и даже лучше, чем на бумаге. 
 
Анализируя решения и действия, Анатолий Спиридо признается, что один из моментов он хотел бы изменить: 
 
— Изначально считалось, что особые усилия следует прилагать для защиты медиков в стационарах, реанимациях, тех, кто непосредственно работает с ковидными пациентами. Предполагалось, что при симптомах COVID-19 пациент вызовет скорую, врача на дом или придет на прием к своему врачу. Но ковидные больные со сглаженной симптоматикой шли на прием к окулисту, невропатологу и другим узким специалистам. И некоторые медики заболели. Вот этот момент я бы обязательно изменил: усиление защиты всех специалистов амбулаторно-поликлинического звена.    
 
Сам Анатолий Викторович также перенес коронавирусную пневмонию, причем тяжелой степени, с большим поражением объема легких.
 
«Неизвестность пугала, но страх быстро прошел» 
 
У старшей медицинской сестры отделения общеврачебной практики № 6 центральной поликлиники Татьяны Левиной — единственная запись в трудовой книжке о приеме на работу, а стаж в профессии уже превысил 30 лет.

Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
— В начале эпидемии пугала неизвестность, — признается Татьяна Витальевна. — Очень хорошо запомнилась первая пациентка, которую мы вместе с заведующей отделением Лилией Федоровной Вашко осмотрели на приеме, взяли мазок, а тест на CОVID-19 оказался положительным. После этого мы провели чуть ли не генеральную уборку всего кабинета, обработали все, что только можно. Потом количество таких пациентов увеличилось в разы, а страх ушел. Зачастую, чтобы всех принять, уходили домой в полдесятого вечера, хотя официально поликлиника работает до 20:00. Сейчас даже удивляюсь, как мы справлялись.
 
Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
Врач-инфекционист центральной поликлиники Светлана Гаркавая все эти месяцы — на первом рубеже борьбы с коронавирусной инфекцией: взятие мазков у температурящих пациентов, обследование контактов первого уровня, организация амбулаторно-поликлинической помощи пациентам с СOVID-19. И сейчас нагрузка не снижается: приходят на прием переболевшие коронавирусной инфекцией, с подозрением на нее, с другими инфекциями.
 
Ноу-хау: патронажные группы
Весь профессиональный путь Нины Рыбалко проходит в центральной поликлинике. Начинала в 1972 году врачом-интерном, более 20 лет является заместителем главврача и главным внештатным терапевтом города.
 
Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
В начале пандемии Нина Филипповна выступила с инициативой — организовать патронажное наблюдение на дому специалистами отделения реабилитации, работа которого на период пандемии была временно приостановлена.
 
— На эту идею меня вдохновил опыт главного кардиолога нашего региона Натальи Побиванцевой, — признается Нина Рыбалко. — Мы создали колл-центр и патронажные бригады. Разработали анкету для лиц с хронической сердечно-сосудистой патологией (список взяли у кардиологов), обзванивали пациентов, спрашивали о самочувствии, уточняли уровень АД и пульса, наличие необходимых препаратов. Если препараты заканчивались, то приносили на дом рецепты. Когда подходило время обследований (МНО, коагулограмма и пр.), то патронажная бригада в составе медсестры и лаборантки выезжала и делала забор крови на общий и биохимический анализ, выполняла ЭКГ. Позже такую же схему применили для пациентов с эндокринологической патологией, затем — терапевтической. 
 
Такой неординарный подход позволил пациентам из групп риска снизить необходимость посещения поликлиники в период эпидемии, избежать возможного заражения.    
 
В связке с санслужбой
 
В тесной связке с учреждениями здравоохранения работал Барановичский зонЦГЭ: проводили эпидрасследование по каждому случаю болезни, определяли круг контактных лиц, отрабатывали списки граждан, вернувшихся из неблагоприятных по COVID-19 стран, контролировали соблюдение гражданами самоизоляции, проводили дезинфекцию в очагах и постоянный мониторинг соблюдения противоэпидемических требований.
 
Руководитель центра, главный государственный санитарный врач Барановичского района Валентин Александрович зачастую возвращался домой в 2–3 часа ночи.
 
Фото Виталия Гиля, "МВ"
 
— На первых порах старались максимально выявить контакты первого уровня, — вспоминает специалист. — Если больной, например, ехал в междугородной маршрутке, связывались с диспетчерами, чтобы взять список телефонов всех находившихся вместе с ним пассажиров.
 
С 7 июля лаборатория центра выполняет ПЦР-тесты на коронавирус, что значительно повысило оперативность диагностики, ведь ранее биоматериал приходилось доставлять в Брест. 
 
— Наши мощности рассчитаны на исследование 180 проб в сутки, лаборатория работает круглосуточно, лаборанты трудятся в две смены по скользящему графику, — уточняет Валентин Александрович. — Обслуживаем не только Барановичский регион, но и Ляховичи, Ивацевичи, Ганцевичи.