«Замечательно, что мы столкнулись с парадоксом. Теперь у нас есть надежда на прогресс…» (датский физик Нильс Бор).
Всемирная федерация по борьбе с ожирением после тщательного анализа накопленных данных и существующих тенденций сделала неутешительный прогноз: больше половины населения планеты (51 %, или свыше 4 млрд человек) к 2035 году будет жить с избыточным весом. Ожирение станет уделом каждого четвертого (почти 2 млрд).
Эпидемия ожирения: очевидная и вероятная
В настоящее время около 2,6 млрд человек во всем мире (38 % населения планеты) уже имеют избыточный вес или диагноз «ожирение».
Всемирная федерация по борьбе с ожирением (World Obesity Federation, WOF) — альянс из медицинских и исследовательских групп, который тесно сотрудничает по вопросам проблем избыточного веса с различными международными агентствами и прежде всего с ВОЗ.
Когда-то ожирение считалось исключительно проблемой стран с высоким уровнем дохода, сегодня оно вызывает растущую озабоченность во многих странах с низким и средним уровнем дохода, где в настоящее время проживает наибольшее число людей с ожирением и где системы здравоохранения и медицинские работники крайне недостаточно, по мнению экспертов альянса, подготовлены для эффективного управления проблемой лечения ожирения и его последствий.
Если существующие темпы сохранятся, то уже к 2030 году каждая пятая женщина и каждый седьмой мужчина в мире будут жить с ожирением.
Хотя отсутствие прогресса в снижении ожирения является общемировой чертой, каждый регион имеет свою собственную историю. В некоторых странах Европы и Северной Америки распространение ожирения начинает выходить на плато, достигнув высоких (с печальной стороны) показателей, а быстрее всего темпы растут в странах с низким и средним уровнем дохода, а также в малых островных развивающихся государствах. В то время как в Северной и Южной Америке прогнозируется рост в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом, в Африке ожидается утроение показателей уже к 2030-му: с 8 млн до 27 млн мужчин и с 26 млн до 74 млн женщин.
Первые десять наиболее подготовленных к негативным последствиям стремительного роста ожирения из 183 упомянутых в отчете стран — богатые европейские государства, такие как Швейцария, Норвегия, Финляндия, Исландия, Швеция и пр. Из 10 стран с наибольшим ожидаемым ростом ожирения в мире (как среди взрослых, так и среди детей) 9 относятся к странам с низким или ниже среднего уровнем дохода. Все они находятся в Азии и Африке.
В числе стран, где к 2035 году, по прогнозам WOF, будет очень высокая доля людей с избыточным весом и ожирением, Кирибати и Тонга (67 % взрослого населения), Самоа (66 %), Микронезия (64 %), Французская Полинезия (65 %). Среди стран с благополучной ситуацией будут Вьетнам (7 %), Япония (8 %) и Сингапур (9 %). В России избыточный вес или ожирение к 2035 году, по оценкам WOF, будет у 32 % взрослых.
В Азии и Африке проживает почти три четверти от числа всех детей с избыточным весом в мире. В Африке количество таких детей в возрасте до 5 лет увеличилось примерно на 24 % с 2000 года, а почти половина детей до 5 лет с избыточным весом или ожирением к началу пандемии COVID-19 проживала в Азии.
Тревожный факт: темпы распространенности ожирения среди детей растут быстрее, чем среди взрослых. К 2035 году число детей с этим диагнозом может увеличиться более чем в 2 раза, если сравнивать с уровнем 2020-го. По прогнозам, показатели удвоятся среди мальчиков, достигнув 208 млн (рост 100 %), и более чем удвоятся среди девочек, добравшись до отметки 175 млн (рост 125 %).
По оценкам WOF, экономические последствия для мира в случае неспособности улучшить ситуацию с лечением и прежде всего с профилактикой, ежегодно будут превышать 4,3 трлн долларов, а это почти 3 % мирового ВВП (примерно столько же потеряла мировая экономика вследствие пандемии COVID-19).
Эти новые цифры, отражающие значительный рост (глобальные расходы на борьбу с ожирением и сопутствующими проблемами, например, в 2019 году составили 1,96 трлн долларов), придают актуальность призывам международного альянса к разработке комплексных национальных планов действий, соответствующих новым рекомендациям ВОЗ по профилактике и лечению ожирения.
ВОЗ впервые более чем за 20 лет пересматривает подходы к лечению ожирения с учетом самых современных научных данных (в 2017-м организация обновила рекомендации по борьбе с детским ожирением). В частности, ряд популярных и активно распиаренных препаратов (в том числе часто применяемых в рамках самолечения) для снижения веса могут исключить из руководства в связи с их опасностью.
Институту фармакологических исследований имени Марио Негри (Италия) поручено оценить доказательства использования всех лекарств (как старых, так и новых препаратов) прежде всего для детей и подростков. ВОЗ настаивает, что медикаментозное лечение ожирения должно стать частью комплексного подхода, включающего в себя далеко не в последнюю очередь диету и физические нагрузки.
Назрело и множество вопросов к диагностике этого заболевания — в последние годы появилось немало научных публикаций, оценивающих факторы веса и ИМТ как слишком грубые скрининговые параметры. Многие экспертные сообщества, например, Американская кардиологическая ассоциация с 2015 года, британский Национальный институт здравоохранения и совершенствования медицинской помощи с 2022-го рекомендуют в обязательном порядке учитывать индекс соотношения объема талии к росту, склонность к отекам, соотношение жировой и мышечной ткани и прочие показатели, чтобы получить релевантный прогноз.
По мнению федерации, всем странам необходимо предпринять срочные и скоординированные действия для преодоления кризиса. Прежде всего повышать налоги на вредные продукты и маркировать упаковки с такими товарами, вводить строгие ограничения на маркетинг продуктов с высоким содержанием жира, соли и сахара, обеспечивать здоровое питание в школах и детских учреждениях и пр.
Луиза Бауэр, президент Всемирной федерации по борьбе с ожирением:
Результаты исследования являются четким предупреждением: если не решить проблему ожирения сегодня, человечество рискует столкнуться с серьезными последствиями в самом недалеком будущем.
В тему
Ученые из Йоркского университета (Канада) раскрыли механизм, объясняющий, почему мужчины чаще умирают от последствий ожирения.
Выяснилось, что из-за фундаментальных клеточных различий их жировая ткань больше подвержена воспалительным процессам. В исследовании, опубликованном в iScience, изучались эндотелиальные клетки, из которых строятся кровеносные сосуды в жировой ткани. Опыты на грызунах показали, что клетки в ткани самцов содержали значительно больше провоспалительных маркеров, а значит и процессы, связанные с воспалением, преобладали у самцов.
Женские эндотелиальные клетки сохраняли устойчивость к внешним воздействиям даже при длительном стрессе, вызванном диетой с высоким содержанием жиров. Исследователи также изучили поведение эндотелиальных клеток в чашках Петри. Но даже будучи извлеченными из организма, где нет циркулирующих половых гормонов или других факторов, мужские и женские эндотелиальные клетки все равно вели себя совершенно по-разному. Женские реплицировались быстрее, а мужские продолжали проявлять бÓльшую чувствительность к воспалительным стимулам.
Невидимые аспекты очень видимой угрозы
Избыточный вес и ожирение повышают риск смерти на 22–91 %, и это значительно больше, чем считалось ранее, в то время как риск преждевременной смерти при небольшом недостатке веса, вероятно, был переоценен, говорится в новом исследовании, проведенном в Колорадском университете в Боулдере (США).
Научная работа, опубликованная в журнале Population Studies, опровергает сложившееся мнение о том, что избыточный вес повышает риски преждевременной смерти только в крайних случаях. Полученные данные проливают свет на подводные камни использования ИМТ как фактора изучения состояния здоровья и предоставляют доказательства того, что эта общепринятая метрика может потенциально искажать результаты. Если учесть все погрешности, то, по оценкам авторов исследования, примерно каждая шестая смерть в США так или иначе связана с избыточным весом или ожирением.
Райан Мастерс, ведущий автор исследования, доцент Университета штата Колорадо:
Существующие научные исследования, вероятно, сильно недооценивают последствия жизни в условиях, когда нездоровая пища становится все более доступной и привычной, а сидячий образ жизни — абсолютной нормой.
Хотя научные данные убедительно показывают, что болезни сердца, высокое кровяное давление и диабет (а кардиоваскулярные риски напрямую связывают с фактором ожирения) повышают риск смертности, очень немногие исследования демонстрируют, что группы с более высоким ИМТ имеют более высокие показатели смертности. Зачастую ученые используют показатель ИМТ только в текущий момент времени и не анализируют изменения веса на протяжении всей жизни или хотя бы какого-то продолжительного периода, и это большая ошибка, считают авторы. Учитывая только текущие значения, легко исказить реальную тенденцию.
Суть одной из теорий, получившей название «парадокс ожирения», заключается в том, что люди с избыточным весом (ИМТ 25–30), как ни странно, имеют самый низкий риск смертности. У тех, кто относится к категории тучных (ИМТ 30–35), риск практически не увеличен по сравнению с так называемой здоровой категорией (ИМТ 18,5–24). Однако и у людей с недостаточным весом (ИМТ менее 18,5), и у людей сильным ожирением (35 и выше) риск смерти повышен.
По словам Райана Мастерса, едва ли не общепринятым стало считать, что рост ИМТ обычно не повышает риск смертности, пока не достигнет очень высокого уровня, и что избыточный вес действительно имеет некоторые преимущества для выживания, однако врачам следует относиться к подобным утверждениям с большой осторожностью.
Не следует забывать, что некоторые заболевания, возникающие на фоне избыточного веса, могут приводить к быстрой потере массы тела. Да и ИМТ, коэффициент, основанный исключительно на весе и росте, не отражает все нюансы и не учитывает различия в размерах и форме тела.
Например, голливудская звезда Том Круз на пике своей спортивной формы, достигнув веса под 90 кг за счет развитой мускулатуры при росте 169 см, имел ИМТ 31,5, а следовательно, «страдал ожирением» (в таком состоянии актер, надо сказать, пребывал недолго, так как ничего хорошего для здоровья оно также не сулило). Но факт остается фактом: продолжительность имеет значение. В том числе и продолжительность ожирения…
Ученые из Колорадского университета изучили данные Национального исследования здоровья и питания (NHANES) за период с 1988 по 2015 год, взяв за основу истории 17 784 человек, из которых 4 468 умерли. Обнаружилось, что целых 20 % из выборки, характеризуемой как «здоровый вес», в предшествующее десятилетие относились к категории людей с избыточным весом и даже ожирением.
Состояние здоровья участников этой группы оказалось значительно хуже, чем у тех, чей вес оставался стабильным. Между тем 37 % людей с избыточным весом и 60 % людей с ожирением имели более низкий ИМТ в предшествующее десятилетие, и у них, набравших вес совсем недавно, показатели здоровья были лучше.
Райан Мастерс:
Последствия высокого ИМТ для здоровья и преждевременной смерти не похожи на переключатель света. Важно оценивать длительный отрезок жизни человека, поскольку эффект зависит от продолжительности наличия у него избыточного веса.
Именно поэтому ряд предыдущих исследований давал ошибочные заключения. Вполне вероятно, происходит искусственное завышение риска смертности в категории лиц с низким ИМТ за счет включения в нее тех, кто имел высокий ИМТ и только недавно похудел. А отнесение людей, которые большую часть своей жизни прожили с высоким ИМТ, в категорию людей с низким ИМТ на момент смерти, невольно заставляет высокий ИМТ выглядеть менее опасным, чем он есть на самом деле.
При тщательном анализе всех данных по участникам без учета предвзятости, связанной с ИМТ, ученые обнаружили прямую восходящую зависимость, причем у людей с низким ИМТ (18,5–22,5) риск смертности был самым низким. Не было выявлено значительного увеличения риска смертности для категории «с недостаточным весом». Но если в предыдущих исследованиях считалось, что от 2 % до 3 % смертей среди взрослого населения США были связаны с высокими показателями ИМТ, то в данной научной работе эта цифра в 8 раз больше!
Райан Мастерс:
Для людей, родившихся в 1970–1980-х годах и проживших всю свою жизнь в этой буквально «всерасполагающей» к ожирению среде, перспективы здорового старения в пожилом возрасте выглядят не лучшим образом.
Исследователи напоминают, что помимо продолжительного анализа изменения массы тела человека важно учитывать и то, как жир распределен по телу, так как эти данные имеют важное значение для оценки рисков хронических заболеваний и смертности. Они также надеются, что полученные результаты позволят ученым и врачам быть более настороженными, делая выводы на основе ИМТ, и подходить к проблеме более комплексно.