Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Много шума наделала публикация препринта статьи ученых из департамента здравоохранения и психической гигиены Нью-Йорка и школы общественного здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете о варианте «йота» SARS-CoV-2. Многие СМИ по какой-то причине заговорили о повышении смертности от этого штамма на 82 %. Это, разумеется, ошибка. Что же на самом деле? 

 

Впервые вариант B.1.526 («йота») был обнаружен в Нью-Йорке в ноябре 2020 года (примерно в то же время, что и «альфа»). В классификации линий штаммов CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США) «йота»-штамм относится к группе «варианты интереса». 

 

Авторы работы выяснили, что вариант «йота» передается на 15–25 % быстрее, чем другие варианты SARS-CoV-2. Но к настоящему времени «альфу», вызвавшую эпидемическую волну в ряде европейских стран, уже вытеснила «дельта». Так почему же B.1.526 с потенциалом большей заразности не потеснил «альфу», а за ним и «дельту», которая сейчас бушует в США? Пока сложно судить, будет ли «йота» обладать таким же потенциалом распространения, как вариант «дельта».

 

Кроме того, в исследовании подсчитывается показатель IFR (infection fatality ratio), то есть отношение умерших ко всем инфицированным (показатель смертности, для сравнения, выявляет долю умерших от числа людей в популяции). Известно, что до того момента, пока эпидемия не закончилась, подсчитать IFR корректно не представляется возможным, так что чаще говорят о коэффициенте CFR (сase fatality ratio), отношении умерших к выявленным случаям заболевания. Авторы статьи вычисляли IFR, исходя из своей модели (на основе статистических данных по смертям с ноября 2020-го по апрель 2021 года). Тогда «дельта» в США еще не появилась.

 

В статье также сообщается, что «йота» увеличивает летальность инфекции на 46 %, 82 % и 62 % у лиц в возрасте 45–64 года, 65–74 года и старше 75 лет соответственно. То есть риск летального исхода в первой группе равен 0,42 % против 0,29 % для базового штамма, во второй — 1,9 % против 1,0 %, в третьей — 6,7 % против 4,1 %. Итак, 82 % — это не летальность от «йоты», а оценочный показатель, превышение IFR для возрастной группы 65–74 года по сравнению с предыдущими штаммами (но не «дельтой»!). IFR отличается от исходного менее чем в 2 раза. В других возрастных группах разница и того меньше.

 

Кроме того, исследование проводилось среди невакцинированных лиц от 45 лет и не затрагивало младшие возрастные группы. Насколько хорошо «йота» может уходить от вакцин, неизвестно, авторы пишут, что это, видимо, маловероятно. Данные публикации показывают, что B.1.526 не нейтрализуется антителами к S-белку в 0–10 % случаев. Это действительно немного.

 

А пока доминирующим штаммом в мире остается «дельта». И проблемой может стать возникновение мутаций, уводящих вирус из-под иммунного ответа, на базе этого варианта.