Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Авторитетный медицинский журнал The Lancet сообщает о результатах третьей фазы испытаний вакцины Sputnik V. Полученные данные демонстрируют устойчивый высокий защитный эффект во всех возрастных группах участников.

 

Вакцина на двух векторах

 

Гетерологичная вакцина от COVID-19, также известная как Gam-COVID-Vac, состоит из двух компонентов: рекомбинантного вектора аденовируса типа 26 (rAd26) и рекомбинантного вектора аденовируса типа 5 (rAd5), оба из которых несут ген спайкового гликопротеина вируса SARS-CoV-2 (rAd26-S и rAd5-S).

 

Использование двух различных серотипов, которые вводятся с интервалом в 21 день, предназначено для преодоления любого ранее существовавшего аденовирусного иммунитета в популяции. Среди основных вакцин против COVID-19, разрабатываемых на сегодняшний день, только Gam-COVID-Vac использует этот подход; в других, таких как вакцина Oxford/AstraZeneca (аденовирус шимпанзе ChAdOx) и Johnson & Johnson (Ad266), для обеих доз используется один и тот же материал. Ad5 является также вектором в препарате компании CanSinoBIO/Пекинский институт биотехнологий. Более ранняя вакцина против болезни, вызванной вирусом Эбола, также разработанная в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, была аналогичной, с Ad5 и вирусом везикулярного стоматита в качестве вирусов-
носителей.

 

Вирусы-носители модифицированы и не могут инициировать продуктивную инфекцию; они проникают в клетки, экспрессируют спайковый белок, а затем прекращают действовать, так как не могут продолжать нормальный жизненный цикл. Рекомбинантные аденовирусы широко используются в качестве вакцинных векторов, поскольку способны нести большие генетические нагрузки и, хотя и не могут реплицироваться, запускают сенсоры врожденного иммунитета в степени, достаточной для того, чтобы обеспечить надежное взаимодействие с иммунной системой.

 

Следовательно, они не нуждаются в адъюванте и могут обеспечивать иммунитет после однократной дозы. Их можно хранить при температуре около –18 °C, что вполне приемлемо для поставок препаратов. Обратной стороной рекомбинантных вакцин на основе аденовируса является то, что требуются большие дозы, обычно 1010 или 1011 частиц, а это предъявляет определенные требования к производству, развертываемому в глобальном масштабе.

 

Более ранние данные 1–2-й фазы, опубликованные в сентябре 2020 года, показали многообещающие результаты безопасности и то, что иммунный ответ находится на уровне, совместимом с защитой. Реципиенты генерировали устойчивый антительный ответ на спайковый белок, в том числе нейтрализующие антитела. Они также продемонстрировали свидетельства Т-клеточного ответа, который не должен быстро ослабевать. Промежуточные показатели эффективности вакцины разработчики оценили сначала в 92 %, а затем в 91,4 %. Но кампания по вакцинации в России началась в декабре 2020 года, когда третья фаза испытаний еще не была завершена.

 

Эффективность даже после первой дозы

 

И вот подведены первые итоги третьей фазы. До 24 ноября 2020 года обе дозы вакцины получили 19 866 добровольцев (из них 4 902 досталось  плацебо — буферный раствор, в который вошли все ингредиенты, кроме аденовирусного вектора). Всего в рамках клинических испытаний вакцину планируется ввести 33 тысячам человек, итоги по полной выборке появятся позднее.

 

Рисунок 1. Случаи заболевания COVID-19 в группе плацебо (красный) и вакцины (синий).14 рис. 1 случаи заболевания

 

Средний возраст испытуемых составил 45,3 года, около 60 % мужчины. Сопутствующие заболевания были примерно у четверти участников исследования. У 62 (1,3%) из 4 902 человек в группе плацебо и 16 (0,1%) из 14 964 участников в группе вакцинации подтвердилось инфицирование SARS-CoV-2 с 21-го дня после первой дозы вакцины.

 

Рисунок 2. Титр нейтрализующих антител к SARS-CoV-2 в разных группах.14 рис. 2 титр нейтразизующих антител

 

График заболеваемости в двух группах с временным разрешением показал, что иммунитет, необходимый для предотвращения заболевания, возник в течение 18 дней после первой дозы. Эта защита выработалась во всех возрастных группах, включая тех, кто был старше 60 лет. Истории болезни инфицированных после вакцинации свидетельствуют о том, что тяжесть заболевания снижается по мере развития иммунитета.

 

Безопасность. Три смертельных случая (умер еще один участник в группе плацебо) произошли в группе вакцинированных лиц с множеством сопутствующих заболеваний и были признаны не связанными с вакциной. Причины: перелом позвоночника, инсульт и два случая осложнений от COVID-19. Причем в обоих случаях развития инфекции болезнь была диагностирована на 4–5-й день после первой дозы — судя по всему, пациенты уже были заражены на момент инъекции, но ПЦР-тест дал ложноотрицательный результат.

 

Никаких серьезных побочных явлений зарегистрировано не было. Однако нежелательные явления, не связанные с вакциной, отмечены у 45 участников из группы вакцинированных и 23 участников из группы плацебо (среди прочего воспаления, сосудистые болезни, простатит, колики и даже абсцесс челюсти).

 

Эффективность вакцины, основанная на количестве подтвержденных случаев COVID-19 через 21 день после введения первой дозы, составляет 91,6% (95% ДИ 85,6–95,2).

 

После первой инъекции зафиксировано 175 случаев заболевания (79 в группе вакцины и 96 в группе плацебо), из них 66 в первые две недели после прививки (до того как успевает сформироваться иммунологическая память). За неделю до второй инъекции заболел 31 доброволец. Подсчитано, что эффективность первой дозы равна 73–86 %. Эти цифры очень важны в рамках испытаний вакцины «Спутник Лайт», состоящей из единственного укола.

 

После второй инъекции исследователи зафиксировали еще 78 случаев заболевания: 16 (0,1 %) в группе вакцины и 62 (1,3 %) в группе плацебо. Это соответствует средней эффективности в 91,6 % (p < 0,0001). При этом эффективность оказалась выше 90 % во всех возрастных группах, включая пожилых. У женщин в среднем чуть ниже, чем у мужчин, — 87,5 % против 94,2 %. Эффективность против умеренных и тяжелых форм COVID-19 оценена в 100 %: ни одного случая в группе вакцины (в группе плацебо 20). Заболевшие из группы вакцины перенесли инфекцию с температурой ниже 38,5 °C, нормальным уровнем сатурации, без одышки и пневмонии.

 

Кроме того, у добровольцев измерили концентрацию нейтрализующих антител в крови и реакцию Т-клеток на вирусный антиген. Т-клеточная реакция возникла у всех привитых вакциной без исключения, а вот сероконверсия (появление специфичных антител) иногда не происходит, ее частота составила 98,25 %.

 

P. S. В исследовании не принимали участие беременные и кормящие женщины, люди с некоторыми тяжелыми сопутствующими заболеваниями, а также дети и подростки.