Доклад министра здравоохранения Дмитрия Пиневича.
2022 год был непростым для системы здравоохранения: выход из пандемии, обострение геополитической обстановки, санкции, логистические проблемы поставок и ряд других рисков потребовали предельного напряжения в работе.
При этом система здравоохранения работала устойчиво в соответствии с основными программно-целевыми документами, поручениями Президента, Правительства, других органов государственного управления. Отмечу основные положительные моменты.
Первое: выполнены государственные социальные стандарты, объемы оказанной медицинской помощи вернулись к допандемическому уровню. В целом система первичной помощи успешно переформатировалась в командную работу ВОП, выполнила свои функции система скорой помощи.
Второе: благодаря беспрецедентной государственной поддержке были увеличены объемы высокотехнологичных медицинских вмешательств. Мы превысили допандемический уровень по кардиохирургической и онкологической помощи.
Непростая ситуация, сложившаяся в травматологии и ортопедии, поставила под угрозу выполнение намеченных планов по эндопротезированию крупных суставов. Тем не менее благодаря принятым мерам удалось не допустить провала объемов эндопротезирования, а по коленному суставу — даже увеличить показатель.
МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии занял положение ведущего центра в стране.
Республиканский клинический медицинский центр Управления делами Президента стал страновым инновационным и ресурсным центром.
Третье: служба охраны материнства и детства остается визитной карточкой здравоохранения. Сохранены низкие уровни младенческой и поступательное снижение детской смертности. Продолжается программа предоставления ЭКО на бесплатной основе. Отмечается снижение количества абортов, в том числе благодаря предабортному психологическому консультированию.
Четвертое: вопросы кадрового обеспечения. Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в пересчете на количество населения остается одной из самых высоких в сравнении с другими странами, в целом по стране коэффициент совместительства снизился по всем категориям персонала.
Пятое: у нас внушительный потенциал медицинской науки, который позволяет обеспечить полный инновационный цикл научных исследований. Отмечается рост количества кандидатов наук в возрасте до 30 лет и докторов наук до 40 лет, количества присужденных ученых степеней (63 ученые степени). Это лучший показатель среди всех отраслей. БелМАПО и медицинские университеты выполнили поставленные задачи по подготовке специалистов, обеспечив при этом почти треть экспорта образовательных услуг в стране.
Шестое: задачи финансирования. В 2022 году бюджет на здравоохранение составил 9,8 млрд рублей, фактически обеспечен его рост в 2 раза в сравнении с 2019 годом.
Седьмое: отдельно отмечу рост заработной платы медработников. Благодаря решениям Президента и Правительства «ковидные» надбавки трансформированы в новую стимулирующую выплату. Значительное повышение зарплаты произведено и в начале 2023 года. При этом свою долю в заработную плату внесли объемы внебюджетных доходов, а реализуемый пилотный проект в 18 организациях здравоохранения по оказанию платных медицинских услуг в выходные дни продемонстрировал свою успешность.
Восьмое: важнейшим индикатором развития системы здравоохранения является интенсивность модернизации материально-технической базы. В отчетном году введены в строй 29 объектов здравоохранения. В планах на 2023 год — модернизация
еще 37.
Закуплено медицинской техники и изделий медицинского назначения на сумму 767 млн рублей, при этом доля изделий отечественного производства составила 27 % (5 лет назад — 15 %). Всего за последние 2 года закуплено 98 единиц тяжелого оборудования. Парк высокотехнологичного медицинского оборудования, установленного в государственных организациях здравоохранения, насчитывает 274 единицы, вся страна перекрыта кругами золотого часа по экстренной помощи.
Девятое: обеспечена устойчивость на лекарственном рынке. Преодолена негативная тенденция отзыва регистрационных удостоверений, количество зарегистрированных лекарственных средств превысило уровень 2019 года.
Десятое: при всех проблемах устойчиво сработала фармацевтическая промышленность. В 2022 году отечественными производителями зарегистрировано 74 новых лекарственных средства. Темп роста производства к уровню 2021 года составил 106,8 %, темп роста экспорта достиг 103,3 %, доля отечественных лекарственных препаратов на внутреннем рынке составила 52,3 %. Объем производства 2022 года превысил объем 2019 года в 1,5 раза.
Уважаемые коллеги! Я благодарю Президента и Правительство за конкретную помощь в осуществлении этих задач. Команду Министерства здравоохранения, социальных партнеров, РК профсоюза, наших коллег из других отраслей, местную власть, а главное — все коллективы за работу в прошедшем году. Однако особое внимание мы должны уделять проблемам и вызовам. Эти проблемы, в том числе системного характера, мы видим сами.
Недостатки выявляются вышестоящими органами управления. По указанию Главы государства принято решение о мониторинге всей системы здравоохранения. И по итогу будет дана оценка всей системе управления, от министра до руководителя небольшой организации. Но для нас это прежде всего возможность встряхнуть систему, пересмотреть все элементы функционирования с точки зрения повышения ее эффективности и открытого окна возможностей.
Решая проблемы оказания медицинской помощи в малых районах, на что особо обращает внимание и Президент, мы должны последовательно:
1) определить требования к объемам, качеству и, главное, безопасности оказания помощи;
2) прочертить маршрут пациента;
3) откорректировать региональные программы модернизации;
4) внести изменения в систему переподготовки кадров;
5) откорректировать нормативы обеспечения финансовыми и кадровыми ресурсами;
6) унифицировать систему управления в регионах;
7) обеспечить исполнение принятых решений.
Каждый пятый район в республике имеет численность населения менее 15 тысяч человек. Наибольшее их количество в Витебской, Гомельской и Могилевской областях. Как правило, в данных районах нет должной обеспеченности кадрами, отмечаются неэффективное использование коечного фонда, более высокие показатели смертности в трудоспособном возрасте.
Каждое второе учреждение здравоохранения малочисленных районов не прошло базовую аккредитацию, там просто нет возможности и с учетом транспортной доступности нет необходимости формировать дорогостоящую и невостребованную в полной мере инфраструктуру хирургии, гинекологии и реанимации. Данный комплекс мероприятий нами определен и внедряется последовательно по 10 основным блокам.
Система контроля качества и спроса за конечный результат. Внутренний аудит контроля качества медпомощи проводится достаточно эффективно и выявляет недостатки как системного характера, так и на уровне учреждений. За год мы силами собственной службы контроля проверили 16 % медучреждений страны. Безусловно, по результатам работы мониторинговой группы мы откорректируем эту работу, по отдельным вопросам подходы поменяем.
Однако отдельно хочу отметить:
1) к нашей негативной объективной оценке привели системные нарушения санэпидрежима в лечебных учреждениях и отсутствие должного контроля со стороны санэпидслужбы по данному вопросу. На это обратила внимание мониторинговая группа, а не областные или республиканский ЦГЭиОЗ;
2) в основной своей массе выявленные нарушения в лечебном процессе заключаются в банальном неисполнении требований действующих документов. Большинство нарушений — типичные, более того, по ряду учреждений аналогичные недостатки сохраняются при повторных аудитах.
Слова Президента о том, что система здравоохранения работает эффективно под жестким контролем и давлением, — это для нас не положительная оценка.
С настоящего времени аудит любого учреждения здравоохранения будет завершаться анализом эффективности принятых мер не только со стороны руководителя учреждения, но и ГУЗО, Комитета по здравоохранению и соответствующего исполкома. Это будет касаться и республиканских учреждений.
Тотально силами санслужбы будет проведен анализ санитарно-гигиенического состояния всех учреждений здравоохранения — необходимо немедленно навести порядок.
Продолжится оптимизация сети в регионах. Она будет вестись согласно планам, утвержденным Минздравом, облисполкомами и Мингорисполкомом. В этом году под сокращение попадает 2 000 коек. Расширяем практику использования передвижных медкомплексов отечественного производства.
К концу марта будут утверждены новые нормативы по совокупной предельной штатной численности на тысячу населения.
Продолжаем внедрение системы клинико-затратных групп (КЗГ), которая уже реализуется в Гродненской области, демонстрирует более объективное распределение бюджетных ассигнований в зависимости от объемов медицинской помощи.
Продолжаем проведение аккредитации на соответствие базовым требованиям. Согласно поручению Президента, в новой редакции Закона «О здравоохранении» отражена норма, что бюджетное финансирование организаций здравоохранения будет осуществляться исключительно при наличии свидетельства о медицинской аккредитации базового уровня. А у нас 15 ЦРБ ее не прошли, и одна из них — дважды!
В вопросе оптимизации лечебно-диагностического процесса практически 100 % — ответственность Минздрава. В частности, разработка и внедрение новых подходов к диспансеризации, оценка эффективности скрининга онкологических заболеваний и необходимости изменения подходов в формировании новых протоколов лечения.
Вызвали оживленную дискуссию решения по закреплению нормативных сроков ожидания отдельных видов помощи для пациентов, а также трудности в принятии решений по сокращению ведения в системе учетно-отчетных форм. Сегодняшний пациент стал более грамотным и требовательным, имеет широкий доступ к медицинской информации. Поэтому к обращениям граждан надо подходить как к важнейшей экспертной оценке нашей работы!
О совершенствовании подготовки кадров. На уровне додипломной подготовки приняты решения:
- по увеличению контрольных цифр приема за счет бюджета;
- увеличению доли целевиков до 60 %, по стоматологии и педиатрии — до 80 %;
- изменению правил приема путем зачисления по результатам внутривузовских олимпиад и внутренних экзаменов;
- внедрению практикоориентированного обучения, в том числе с использованием симуляционных технологий;
- определению перечней субординатуры и интернатуры.
На уровне постдипломной подготовки приняты решения по проведению за счет бюджета стажировок на рабочем месте, повышения квалификации, обучения в ординатуре на базе РНПЦ, МНПЦ ХТиГ и РКМЦ Управления делами Президента Республики Беларусь, по уменьшению обязательного объема часов подготовки в зависимости от квалификационной категории и ученой степени, по введению упрощенного входа в смежные специальности.
Поручаю в течение марта завершить разработку документов по поэтапному изменению подходов к обязательному «входу в специальность» через ординатуру (3 специальности — с 2024 года, 9 — с 2026-го), с 2026 года провести увеличение длительности интернатуры по хирургическим специальностям до
1,5 года, по реанимации и анестезиологии — до 2 лет. А также завершить реорганизацию БелМАПО путем присоединения к БГМУ с сохранением работы всех кафедр в 2023–2024 годах и получением необходимых лицензий. С нашей точки зрения, это сформирует профессиональный лифт внутри системы здравоохранения.
Стратегически важно, что решениями руководства страны усилен социальный пакет в здравоохранении за счет двух важнейших направлений: дальнейшего повышения заработной платы и решения жилищного вопроса, в т.ч. по арендному жилью.
Вместе с тем не менее важен вопрос персональной ответственности руководства за психологический климат в коллективе, индикатором которого является текучесть медицинских кадров.
К сожалению, очень много проблем в вопросе оснащения медицинским оборудованием. Давайте признаем: ввод большинства объектов строительства сорван по данной причине, и нам не удается снизить процент простоя оборудования вследствие поломок и поздней поставки запасных частей.
Минздравом в ручном режиме осуществляется управление поставками, проводится централизованная превентивная закупка запасных частей из одного источника. Со всеми партнерами проводится политика максимально возможной локализации продукции. К июлю мы планируем сформировать госзаказ на 2024 год. Нами поставлена задача обеспечить уровень локализации в 30 % по результатам этого года и 40 % — по результатам 2024-го.
Решение проблем лекобеспечения будет осуществляться путем увеличения количества зарегистрированных лекарств, прежде всего за счет критического импорта, ухода от пересекающейся номенклатуры, диспаритета цен, оптимизации работы аптечных сетей.
Упрощена и продолжает совершенствоваться система регистрации лекпрепаратов, определены порядок и сроки возобновления референтного ценообразования на лекарственном рынке, утвержден порядок превентивных мер по выводу на безубыточную работу по отдельным фармацевтическим препаратам и т. д. Еще одна наша системная недоработка — проблемы рационального использования лексредств и эффективной эксплуатации медоборудования. До конца полугодия мы проведем мониторинг использования тяжелого оборудования, особенно в малых районах.
Успешный экспорт медицинских услуг — прямой индикатор благополучия либо, наоборот, накопленных проблем по тем или иным направлениям. По вопросу экспорта образовательных услуг в ближайшее время проблем не будет, мы должны дополнительно поработать по китайскому, иранскому и пакистанскому векторам. Наша задача — сформировать официальный канал экспорта медицинских услуг путем временного командирования наших специалистов за рубеж, а также за счет других инициатив.
Удержать достигнутые результаты и обеспечить дальнейшее развитие здравоохранения сегодня невозможно без информатизации. К сожалению, у нас есть пробелы и в данном блоке. 2022 год внес существенные санкционные коррективы в нашу работу по созданию национальной системы электронного здравоохранения. До конца марта будет объявлен конкурс на платформу, однако я хотел бы обратить внимание на информатизацию рабочих мест.
Большая часть негосударственных организаций доказала свою состоятельность и способность оказывать качественную медпомощь. Вместе с тем должные требования многими не исполнялись, свидетельством чему стали вынесенные решения по приостановлению либо прекращению действия лицензий.
Важным аспектом является унификация управления и структуры подчиненных организаций здравоохранения. Сегодня в регионах существуют разные подходы к назначению руководителей и заключению контрактов с ними. Полагаем целесообразным выстроить подчиненность по аналогу Могилевской области, где все руководители заключают контракты с начальником управления по здравоохранению. При этом будет сохранена практика согласования министерством руководителей здравоохранения на местах. В населенном пункте, за исключением города Минска и областных городов, должен быть один наниматель в виде главного врача.
В последний год значительно увеличилась нормотворческая активность министерства. Вместе с тем нам необходимо в месячный срок актуализировать всю базу — от протоколов и инструкций до постановлений и проектов законодательных актов.
Полагаю, что могу сказать от лица всего медицинского сообщества: в видении недостатков — наша сила, и когда нам экспертно помогают их выявить — мы сильнее вдвойне, а когда мы ощущаем себя важнейшим механизмом построения социально справедливой государственной модели — мы утраиваем усилия.
Наша профессиональная врачебная идеология, взращенная со студенческой скамьи, — это идеология победы жизни над смертью, в наших жилах течет кровь наших отцов и дедов — победителей. Поэтому в подавляющем большинстве во врачебном сообществе идеология победителей является неотъемлемой частью нашей сущности. Эта идеология победителей ярко проявляется в тяжелые времена, порой незаметна в своем повседневном проявлении и слегка уходит на второй план, когда мы пусть редко, но немного теряем бдительность. Уверяю, что если мы и подрастеряли эту бдительность после пандемии, то только немного, это уже проходит и пройдет окончательно после сегодняшнего серьезного разговора.
У меня нет ни малейшего сомнения в том, что поставленные задачи будут выполнены. И Год мира и созидания для здравоохранения станет настоящим годом созидания новых знаний, технологий, внедрения инноваций, научных открытий, выстраивания внутренних и внешних коммуникаций с целью обеспечения здоровья нашего народа.